ИМПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ

Найдено 1 определение:

ИМПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ

научное теоретизирование, не строго привязанное к обязательному эмпирическому подтверждению всех его элементов. Под "имплицитно структурированными теориями обычно понимаются теории, характеризующиеся присутствием всех необходимых элементов теории, но сла-бо или полностью не детализированных или конкретизированных, а также слабо структурированных в плане детерминированности или материализа-ции обсуждаемого феномена" [Franklin, 1982, c. 39]). При всем разноречии различных исследователей в типологизации имплицитно структурированных теорий, можно с достаточной определенностью выделить следующие основные способы имплицитно структурированного теоретизирования: описательно-разъяснительные теории; сензитирующие теории; и теории аналитической индукции [Franklin, 1982, c. 44-46]. Описательно-разъяснительный или дескриптивно-экспликативный способ теоретизиро-вания был предложен H. Blumer [1969]. Он представляет схему доказа-тельства, основанную на означенных, описательных представлениях и ил-люстрациях феноменов в такой форме, чтобы у читателя имелась возможность их интерпретации в категориях собственного опыта. Это предпола-гает активное участие заинтересованного читателя в конструировании тео-рии.

Возможность личного участия в конструировании теории является особенно значимой для процесса презентирования подобного рода теорий. По мере "участия" читателя в дескриптивно-экспликативной теории, как бы добавляется новое измерение, часто приводящее к несогласию, кон-фликтам, альтернативным объяснениям, компромиссам и т.п. Это обу-словлено, прежде всего, тем, что читатель привносит и оперирует другим опытом и своим восприятием ситуации. Данная особенность определяет динамическую природу дескриптивно-экспликативных теорий. Блестящим примером такого рода подхода является книга "Мышление, самость и об-щество" G. Mead [1974], представляющая тончайшие аспекты символического интеракционизма через участие читателя в конструировании теории.

Вторым способом является сензитирование, названное после H. Blumer "сензитирующими построениями или концептами", являются тео-риями, формируемыми при непосредственном контакте с "существующи-ми" свойствами и качествами исследуемого феномена [1969]. В отличие от дескриптивно-экспликативного теоретизирования, сензитирование не предполагает участия читателя в конструировании теории [Franklin, 1982, c. 45]. Теория раскрывается в процессе прогрессирования читателя в концептуализации и исследовании анализируемого феномена. В этом смысле теоретизирование значительно более структурировано по сравнению с де-скриптивно-экспликативным. Начиная с описания полученного опыта и наблюдений, сензитирование развивается по направлению, определяемому используемой исследовательской техникой и эмпирическими данными, полученными при ее посредстве. Такого рода теоретизирование процессуально по своей природе. Примерами такого рода теоретизирования являются теории, разработанные H. Becker [1984], S. Wright [1986] и др. Хотя этот тип теоретизирования преимущественно ассоциируется с инте-ракционистским направлением в социальной психологии, в последние го-ды он получил распространение и в экзистенциально-феноменологической традиции [Woolfe, Dryden, 1996].

Третьим способом является аналитическая индукция, представляющая наиболее структурированный из всех представленных типов и эксплицит-но и имплицитно структурированных способов теоретизирования. Анали-тическая индукция предполагает построение универсальной теории, при-годной для анализа всех случаев проблемной области. Тем не менее, суще-ственным ограничением данного способа теоретизирования является его основанность на эмпирии и подчиненность натуралистической линии на-блюдения [Franklin, 1982, c. 45]. Наиболее известным примером такого рода теоретизирования является теоретическая стратегия, разработанная Флорианом Знанецким, выделявшим следующие необходимые шаги ана-литической индукции:

1. Приблизительное определение феномена.

2. Гипотетическое объяснение феномена.

3. Исследование одного из случаев, предполагаемых гипотезой для выяснения его соответствия гипотезе.

4. Переформулирование гипотезы при необходимости, либо переопределение или исключение феномена.

5. Достижение практических результатов и переформулирование гипотезы в случае получения исключений из гипотезы.

6. Продолжение переформулирования гипотезы до момента установления универсальных правил.

7. Включение в плоскость анализа случаев из других сопряженных про-блемных областей [там же, с. 46].

Многие имплицитно структурированные теории, принимая форму аналитической индукции, детерминируются необходимостью прохожде-ния через ряд последовательных шагов, в свою очередь, проверяющих за-ранее сформулированные гипотезы и универсальные объяснения, что на-ходится в противоречии с достаточно утвердившимся в социально-психологической среде мнением о непригодности подобного подхода к анализу социального поведения. Наиболее отличительной чертой такого теоретизирования является возможность неоднократного переформулирования гипотез, а также продолжение последующего анализа даже по достижении видимости универсального объяснения. Обоб-щенный анализ возможностей и ограничений имплицитно-структурированных способов теоретизирования представлен в таблице № 2, представленной в Приложе-нии. В качестве альтернативной системы научного теоретизирования вы-ступает эксплицитно-структурированное теоретизирование (см. соответ-ствующий раздел).

Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 12

Структура и состояние психологического контракта субъектов труда с различным типом имплицитного согл

Ребрилова Елена Сергеевна
В статье представлены результаты исследования психологического контракта в организации. Дана оценка его компонентов и общего состояния в зависимости от типа имплицитного соглашения, отражающего реальную схему отношений субъектов труда в современных российских компаниях.
Скачать PDF

Роль имплицитной концепции профессионала в развитии субъекта труда

Лызь А.Е.
Скачать PDF

Реализация имплицитных представлений как выбор скриптов поведения в процессе поиска решения

Сакбаев Ахметжан Алтаевич
Изучалась реализация социальных представлений в процессе принятия решений. В исследовании была разработана методика для выявления поисковых стратегий, выборов поведенческих скриптов (сценариев) в процессе принятия решения относительно социальных объектов. Было показано, что испытуемые в процессе социальной категоризации руководствуются имплицитными представлениями. Показаны характерные поисковые стратегии.
Скачать PDF

Установки в отношении мусульман среди православных россиян: эксплицитный и имплицитный аспекты

Артамонов Евгений Юрьевич
Установки в отношении мусульман среди православных (по конфессиональному самоопределению) студентов Пермского государственного университета изучались в контексте имплицитного и эксплицитного социального познания. Для измерения имплицитных установок использовался Тест имплицитных ассоциаций. Имплицитные и эксплицитные социальные установки в отношении мусульман не коррелировали между собой. В то время как эксплицитные установки не отличались значительно от нейтральных, имплицитные установки в отношении мусульман были негативными. При моделировании поведенческой переменной, в отличие от эксплицитных, имплицитные установки предсказывали размер доли "фонда", распределенной в пользу "мусульман Прикамья" и "РПЦ в Прикамье". Имплицитные установки были квадратично связаны с правым авторитаризмом: они становились более положительными при высоком и низком авторитаризме; негативные имплицитные установки в отношении мусульман наблюдались при умеренном правом авторитаризме.
Скачать PDF

Имплицитное научение в зоне осознанного неразличения

Ворожейкин Илья Валерьевич, Агафонов Андрей Юрьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях выполнения сенсорных задач в околопороговой зоне. Результаты свидетельствуют о наличии эффекта научения, заключающегося в повышении точности, уменьшении количества ошибок при отсутствии осознания повышения продуктивности выполняемой деятельности.
Скачать PDF

Исследование типов имплицитных теорий кадровой политики

Светлова Анна Сергеевна
В статье приводятся результаты теоретического анализа и практического исследования имплицитных теорий кадровой политики. Описывается кадровая политика как объект имплицитных теорий. Дается определение имплицитным теориям кадровой политики. Описываются типы имплицитных теорий кадровой политики. Раскрывается контекст исследования имплицитных теорий личности в социальной психологии.
Скачать PDF

Имплицитные теории кадровой политики как объект психологического исследования

Светлова Анна Сергеевна
In the article results of the theoretical analysis of implicit personnel selection theories as object of psychological research are presented. The research context of the implicit theories in social psychology is revealed. Implicit theories of personnel selection is investigated as a psychological research object, there is given the determination of implicit theories of personnel selection.
Скачать PDF

Влияние типа имплицитных теорий кадровой политики на организационную лояльность

Светлова Анна Сергеевна
В статье приводятся результаты теоретического анализа имплицитных теорий кадровой политики. Описываются типы имплицитных теорий кадровой политики. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи имплицитных теорий кадровой политики и организационной лояльности. Делается вывод о влиянии типа имплицитной теории кадровой политики на организационную лояльность.
Скачать PDF

Методика исследования имплицитных теорий семьи

Минеева Ольга Александровна, Лидерс Александр Георгиевич
В работе описана психосемантическая методика изучения представлений о семье. Показано, что имплицитные теории семьи (ИТС) имеют трехуровневую структуру и зависят от возрастных, гендерных и культурных особенностей испытуемых. При этом существует система базовых конструктов ИТС, общих для всех людей: (1) Семья - Индивид; (2) Мы (Связанность - Привязанность), имеющий коннотативный оттенок, и (3) Функции семьи (Социальные - Психологические). Авторы рассматривают сходство и различие ИТС французов и русских, мужчин и женщин, состоящих в браке и холостых, испытуемых, принадлежащих к различным возрастным группам.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи имплицитной теории межличностного конфликта и конфликтной компетентности

Есипова Марина Евгеньевна
В статье рассматривается проблема когнитивной характеристики конфликтной компетентности; выявлены и описаны типы имплицитных теорий межличностного конфликта; определена их взаимосвязь с эмоциональным, поведенческим и ценностным компонентами конфликтной компетентности; проведен сравнительный анализ групп людей с различным типом имплицитных теорий межличностных конфликтов.
Скачать PDF

Имплицитное отражение лживого человека в сознании учащихся разного возраста

Комарова Александра Владимировна
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования структуры и содержания образа лживого человека в сознании учащихся разного возраста в зависимости от гендерных особенностей и в сравнении Я-образами и образом правдивого человека. Показано, что образы лживого и правдивого человека в сознании школьников и студентов отличаются от их Я-образов за счет уменьшения в структуре деятельностных, конвенциональных, телесных характеристик и увеличения социальных.
Скачать PDF

Связь между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности: влияние пола, возраста и социальной

Бочаров А.В., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Рябиченко Т.И.
Эксплицитное измерение это оценка личностных свойств с помощью опросников. Оно может быть недостаточно надежным в силу искажений, вызванных стремлением представить себя в социально желательном свете. Имплицитный ассоциативный тест не подвержен влиянию стратегий социальной желательности и наилучшего самопредставления. В данной работе проверялось, влияет ли степень социальной желательности, возраст и пол респондента на соответствие эксплицитных и имплицитных оценок. Дисперсионный анализ выявил достоверное влияние этих факторов на соответствие между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности. У лиц с менее выраженным стремлением представлять себя в социально желательном свете, а также у молодых респондентов соответствие между эксплицитными и имплицитными показателями было больше. Достоверное влияние социальной желательности на взаимосвязь агрессивного поведения и имплицитной агрессии было найдено только у мужчин. Это заставляет предположить, что мужчины, а не женщины, скрывают свою физическую агрессивность. Возможно, в современном обществе мужчинам приходится приуменьшать свою агрессивность, чтобы казаться более цивилизованными, женщины же могут не скрывать агрессивность, которой они наделены, т.к. их природная агрессивность, вписывается в общественно разумные рамки.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!