ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
от лат. imbecillus - слабый, немощный) - умственная отсталость средней тяжести (между дебильностью и идиотией).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

имбецильность

(от лат. imbecillus – слабый, немощный) – выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Имбецильность
МКБ 318.0) (не рекомендуется) - термин, характеризующий умственно неполноценного субъекта, уровень интеллекта которого занимает промежуточное положение между тяжелой и умеренной умственной отсталостью. См. также умственная отсталость умеренно выраженная.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

Имбецильность
(от лат. imbecillus — «слабый, слабоумный») — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Имбецильность
Средняя степень олигофрении (см.). Возможно формирование представлений, но образование понятий недоступно. Мышление ограниченное, сугубо конкретное. Речь косноязычна, словарный запас беден и состоит преимущественно из названий предметов повседневного обихода. При относительно негрубых проявлениях имбецильности возможно обучение во вспомогательной школе, где могут быть усвоены простейший счет, чтение и написание отдельных слов. Возможно обучение несложному ремеслу.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Имбецильность
Выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20–50). Словарный запас достигает 200–300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память позволяет обучаться элементам чтения, счета и письма. Элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая способностью к логическому мышлению и к инициативе, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
лат. imbecillus - слабый, немощный). Степень олигофрении, промежуточная между дебильностью и идиотией. Характеризуется недоразвитием и дефектностью речи, скудным словарным запасом, чаще всего ограничивающимся названиями окружающих предметов и наиболее распространенными словами. Лишь при умеренно выраженной И. больным доступно составление несложных Представлений. Запас сведений и знаний ничтожен, образование отвлеченных понятий имбецилам недоступно. При настойчивом обучении имбецилам можно привить элементарные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей аффективно-волевой сферы различают добродушных, мягких, ласковых, с преимущественно хорошим настроением и, наоборот, злобных, возбудимых, мстительных имбецилов.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
от лат. imbecillus - слабый, немощный] средняя степень умственной отсталости при олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью; характеризуется нарушениями психического и физического развития меньшей, чем при идиотии, выраженности, замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков. Моторика детей-имбецилов характеризуется общей заторможенностью, особенно недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук, что препятствует формированию навыков самообслуживания, овладению навыками письма. Поведение имбецилов в большинстве случаев неадекватно ситуации, особенно учебной: не понимают требований взрослых, не реагируют на замечания и т.д.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
– более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Детиимбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоциональноволевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении они, как и идиоты, являются недееспособными и над ними устанавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детейимбецилов способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
(от лат. imbecillus – слабый, немощный) – тяжелая степень врожденного или приобретенного в раннем детстве слабоумия. По глубине поражения И. занимает среднее место между дебильностью и идиотией. Причиной И. чаще всего являются неблагополучия внутриутробного периода развития ребенка, родовые травмы или тяжелые органические поражения центральной нервной системы на самом раннем этапе внеутробной жизни. Физическое развитие имбецильных детей в основном нарушено: они долго не могут держать голову, сидеть, ходить. Глубокое недоразвитие познавательных процессов чрезвычайно затрудняет обучение этих детей письму, чтению, счету. Поведение имбецилов большей частью неадекватно ситуации. Многие из них не могут привыкнуть к дисциплине. Однако с помощью специальных приемов обучения и воспитания в условиях вспомогательной школы дети-имбецилы могут приобрести элементарные знания.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Имбецильность
(Imbecillitas) (от лат. im(in) и bacillum). Степень олигофрении (см.), занимающая среднее место между дебильностью и идиотией (см.). Речь развивается поздно (к 3-5-му годам) и не достигает полного развития. Словарный запас беден, употребляются в основном стандартно заученные фразы, речь обычно аграмматична, артикуляция нарушена (заикание, дизартрия), долгое время сохраняется детская речь и своеобразный говор. Мышление конкретно, интеллект недоразвит. имбецилы не в состоянии образовывать понятия и обобщать, с трудом усваивают навыки и знания, даже элементарные, с усилиями научаются читать, писать и считать. Активное внимание неустойчиво или отсутствует. Воображение почти отсутствует, наблюдательность слаба, кругозор ограничен, интересы примитивны и сводятся в основном к удовлетворению физических потребностей. Сравнительно лучше развита механическая память. Возможна частичная одаренность (музыкальная, математическая, художественная). Походка неловкая, движения (особенно утонченные) плохо координированы, много лишних движений. Имбецилы не способны к самостоятельной трудовой деятельности, но могут усваивать некоторые элементарные трудовые навыки под чужим руководством и контролем, а также научиться заботиться о самих себе. Они с трудом приспосабливаются к новой обстановке. Сексуальное влечение обычно понижено, но иногда наблюдается болезненно повышенное половое влечение при отсутствии моральных ограничений. Имбецилы так же, как идиоты и дебилы, могут быть возбудимыми (эретическими) и спокойными, пассивными (торпидными). См. Дебильность; Идиотия, Олигофрения.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Имбецильность
лат. imbecillus - слабый, немощный) - 1. умеренная и 2. тяжелая степень умственного недоразвития или олигофрении. Имбецилы составляют около 20% от всех пациентов с олигофренией, распространенность имбецильности в населении достигает 4 на 10000 человек. Основной причиной развития имбецильности являются генетические нарушения. Умеренную имбецильность (IQ от 35 до 49%) характеризуют: замедленное и ограниченное развитие интеллекта, речи и навыков, иногда достигающего степени, при которой пациенты оказываются способными усвоить относительно простые правила счета, чтения, письма, некоторые “ручные” профессии, несложные правила общения и ведения беседы. К самостоятельной жизни и обучению в школе по облегченной программе (вспомогательной школе) тем не менее такие пациенты неспособны, они нуждаются в постоянном надзоре, в помощи и опеке. Кроме того, они могут быть агрессивными, драчливыми, склонными к разрушительным действиям, сексуально расторможенными, совершать акты полового насилия и нуждаются в назначении психотропных препаратов, в частности, корректоров поведения. Тяжелой имбецильности (IQ от 20 до 34%) свойственны значительные нарушения речевого и общего двигательного развития, неспособность к усвоению самых простых профессиональных, социальных и коммуникативных навыков, навыков самообслуживания. Некоторые из них могут, однако, научиться свободно ходить, произносить отдельные слова и несложные фразы бытового содержания, самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой мусор, выполнять адекватные действия с некоторыми предметами, осознают такие потребности, как потребность в пище и воде, различать съедобное от непригодного в пищу, могут контролировать уринацию и дефеацию, узнавать близких людей, реагировать на боль, но все это требует очень больших усилий со стороны воспитателей, родителей. Наряду с когнитивным дефицитом и неразвитостью познавательной потребности при имбецильности обычно выявляются значительные эмоциональные, поведенческие нарушения и состояния психомоторного возбуждения, различные неврологические симптомы, эпилептические припадки, патология строения и функционирования внутренних органов, различные дисгенетические признаки, повышенная склонность к интеркуррентным заболеваниям. Длительность жизни имбецилов редко достигает 30-40 лет. Синонимы: Тяжелая и умеренная олигофрения или умственная субнормальность.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Имбецильность
характеризуется средней степенью задержки психического развития. При имбецильности познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие олигофренией уже могут образовывать представления, но более высокий этап психической деятельности – образование понятий – для них невозможен или резко затруднен. У них отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщениям. Имбецилы не только в состоянии приобретать основные навыки самообслуживания, такие, как одевание, самостоятельная еда, элементарная опрятность, но могут быть приучены и к простейшему труду, в основном путем тренировки подражательных действий. Так, они могут перематывать нитки, помогать в уборке помещения или двора, выполнять какуюто одну операцию, например, при клейке коробок.
Имбецилы понимают простую речь и сами могут усвоить небольшой запас слов. Как и при идиотии, при имбецильности выделяют три степени тяжести: тяжелую, среднюю и легкую с соответственно различными уровнями психического недоразвития. Речь их косноязычна и состоит чаще всего из очень коротких стандартных фраз, из какоголибо существительного в сочетании с простым прилагательным или глаголом.
Усвоение нового удается имбецилам с большим трудом и возможно только в пределах очень конкретных представлений без всякого обобщения. К самостоятельному мышлению имбецилы неспособны, поэтому их адаптация к окружающему возможна только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное положение, он нуждается в постоянном руководстве. Имбецилы очень внушаемы. Собственные их интересы обычно крайне примитивны и касаются в основном утоления физиологических потребностей. Они нередко бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное чувство их большей частью понижено, но иногда отмечается повышение полового влечения с распущенным поведением.
По поведению олигофрены в стадии имбецильности делятся на две группы: одну из них составляют очень живые, подвижные, активные, другую – вялоапатичные, ни на что не реагирующие, равнодушные ко всему, кроме утоления естественных потребностей.
По характеру всех имбецилов также можно разделить на две группы: очень добродушных, покладистых, приветливых, общительных и злобных, агрессивных.
Несмотря на способность к примитивному труду, имбецилы не могут жить самостоятельно и нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Лучше всего это осуществляется, кроме вспомогательных школ, в учреждениях типа лечебнотрудовых мастерских или в специальных загородных учреждениях.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Похожие термины:

  • ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (МКБ 318.0) (не рекомендуется)

    термин, характеризующий умственно неполноценного субъекта, уровень интеллекта которого занимает промежуточное положение между тяжелой и умеренной умственной отсталостью. См. также умственная о