ИЛЛЮЗИЯ это что такое ИЛЛЮЗИЯ: определение — Психология.НЭС
Иллюзионизм Иллюзия акустическая

ИЛЛЮЗИЯ

Найдено 15 определений термина ИЛЛЮЗИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Иллюзия

лат. illusio - насмешка, обман) искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств, принятие кажущегося, мнимого за действительное. Ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта.

Оцените определение:

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Иллюзия

Перцептуальный опыт, который не является настоящим отображением физического события, воспринимаемого через органы чувств. Иллюзия представляет собой нечто большее, чем «ошибку восприятия», так как является опытом, который нельзя предсказать на основе простой регистрации самого стимула. К примеру, в иллюзии Мюллера-Лайера линия с отогнутыми концами кажется длиннее, чем линия со стрелками, хотя на самом деле их длина одинакова. Иллюзии многое говорят о способе нашего восприятия, особенно в связи с активной ролью мозга в перцептуальных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия. Это можно показать на примере иллюзии Эббингауза, когда два одинаковых круга в центре узора кажутся разными из-за размера соседних кругов.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) "Субъективное извращение объективного содержания" восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА - тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ИЛЛЮЗИЯ

иллюзия восприятия) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие. Самыми изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти иллюзии оптико-геометрические заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий относится феномен контраста яркостного; так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения:

1) движение автокинетическое - хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;

2) движение стробоскопическое - впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;

3) движение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению внешнего фона. К иллюзиям восприятия незрительной природы относится, например, иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии (-> установка). Некоторые иллюзии имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, - результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, что в нормальных условиях обеспечивают его константность. В основе механизмов, обусловливающих появление иллюзий.

В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности сфер мотивационной и потребностной, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня развития интеллектуального. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, картины мира. По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий восприятия в ситуациях актуализации образа другого значимого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (-> субъектность отраженная). Особенно многочисленны пространственные иллюзии зрительные, хотя известны иллюзии на основе иных модальностей, - в частности такие, что проявляются для разных модальностей (=> движение кажущееся; иллюзия Аристотеля; иллюзия тяжести; полоса Маха; стереоэффект Пульфриха; установка неосознаваемая; цвет фехнеровский; эффект автокинетический).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) - ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта. Например, человек может неверно интерпретировать разговоры других людей, расценивая их как недружелюбные и ставящие своей целью уничтожить его. Иллюзии могут возникать и у психически абсолютно нормальных людей, но в этом случае они обычно самостоятельно корректируются и устраняются. Также они могут наблюдаться практически при любом психическом заболевании, особенно при депрессии. Для сравнения: Галлюцинация.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ИЛЛЮЗИЯ

В основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ИЛЛЮЗИЯ (DELUSION)

используется Берном для обозначения) контаминации Взрослого Ребенком.

Источник: Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

ИЛЛЮЗИЯ

искаженное восприятие реальности. В работах З. Фрейда проводится различие между иллюзией и заблуждением.

   Не все заблуждения являются иллюзиями, последние не обязательно должны совпадать с заблуждениями. Так, мнение древнегреческого философы Аристотеля о том, что насекомые возникают из нечистот, З. Фрейд считал заблуждением; мнение же португальского мореплавателя Колумба, будто он открыл новый путь в Индию, – иллюзией. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в ее создании участвует желание человека, в то время как во втором случае такое желание отсутствует.

   С точки зрения З. Фрейда, нашедшей отражение в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927), характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания. В этом отношении иллюзия напоминает собой бредовую идею, то есть несоответствующее реальности представление. Однако, несмотря на определенные сходства между собой, иллюзия отличается от бредовой идеи одним важным моментом: в бредовой идее есть противоречие с реальностью, в иллюзии такое противоречие вовсе не обязательно. Так, девушка может жить иллюзией, что рано или поздно она найдет своего принца, который полюбит ее и осчастливит. Это возможно, хотя бывает не так часто, как хотелось бы девушкам.

   З. Фрейд соотносил иллюзию с верой: возникновение веры также связано с предполагаемым исполнением желания. Под этим углом зрения он рассматривал религиозные учения, считая их иллюзиями. Но в данном случае не имеется в виду признание истинности или ложности религиозных учений, поскольку их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Речь у З. Фрейда идет о том, что религиозные учения являются иллюзиями именно по своей психологической природе.

   Иллюзии подобного рода З. Фрейд противопоставлял науке. Он исходил из того, что научная деятельность остается для человека единственным средством, способствующим познанию окружающего мира. Научные теории могут быть ошибочными. Они могут отражать заблуждения ученых. Однако на смену одним научным теориям приходят другие, более плодотворные и дающие более адекватное представление о мире.

   Психоаналитическая трактовка религии как иллюзии встретила возражение среди ряда исследователей. Некоторые из них считали, что вера З. Фрейда в науку – это тоже иллюзия. Основоположник психоанализа не согласился с подобной точкой зрения. Более того, он всячески подчеркивал, что в отличие от религии наука не является иллюзией. По его собственным словам, иллюзией была бы вера, «будто мы еще откуда-то можем получить то, что она не способна нам дать».    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Иллюзия

Искаженное, обманчивое восприятие действительно существующих во внешней среде объектов, явлений, ситуаций. При этом реальный образ сливается с воображаемым. Возникновению иллюзии способствует нечеткость восприятия. Иллюзии возможны и у здоровых людей, но чаще они возникают при интоксикациях или психических заболеваниях, ведущих к расстройству функций вторичной зрительной коры (поля 18 и 19 по Бродманну).

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Иллюзия

лат. «заблуждение, обман, насмешка, игра») – обман чувств; неправильное, неадекватное представление о чем-то как неоправданная надежда на что-то хорошее; нечто несбыточное, мечта. В определенных ситуациях какие-то предметы могут показаться фантастическими животными и т. п. Могут быть иллюзии относительно своего будущего, относительно помощи со стороны каких-то людей. Может быть следствием наивности, легкомыслия, с течением времени сменяется разочарованием. Ср. ситуацию в пьесе А. Чехова «Вишневый сад», когда Гаев питал неоправданные надежды на получение больших денег от богатой родственницы, которые позволили бы спасти имение. Ср. содержание романа О. Бальзака «Утраченные иллюзии».

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Иллюзия

греч. illusio - ошибка, заблуждение) - 1. субъективно искаженное восприятие реально существующих объектов (точнее, наглядных образов неких объектов, воздействующих на органы чувств), когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, то есть исходя из естественного анализа физического стимула; 2. мысли, оценки, которые неадекватны той ситуации, в связи с которой они возникают; 3. в психоанализе – согласно Винникоту (1958), это важное условие здорового развития, представленное переживаниями младенца в тех «счастливых» случаях, когда матери удается реализвать его ожидания, то есть когда галлюцинации младенца об исполнении желания встречают подлинно материнское отношение. Предполагается также, что пациенты, которые используют в качестве защиты идеализацию, находятся в состоянии, порождающем иллюзии.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

иллюзия

(от лат. illusio – ошибка, заблуждение, illudo – обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) – 1) Неадекватное отражение воспринимаемого обьекта и его свойств. 2) Ложные, несбыточные надежды, мечты.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

иллюзия

Неправильное восприятие и интерпретация реальных внешних раздражителей, такое как восприятие хруста листьев вместо звука голоса. См. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ.

Источник: Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Иллюзия

очевидно ошибочное суждение, которое поддерживается с большой убежденностью при отсутствии любых доказательств его истинности либо при наличии явных доказательств его ошибочности.

Источник: Психология сознания

Найдено рефератов по теме ИЛЛЮЗИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Контрастная иллюзия: старые факты в новом свете

Агафонов Андрей Юрьевич, Бурмистров Сергей Николаевич, Шилов Юрий Егорович
Статья посвящена исследованию эффекта контрастной иллюзии. Данный экспериментальный факт был обнаружен Д. Н. Узнадзе, однако по сей день не получил удовлетворительного объяснения. Рассмотрены классические опыты, поставленные Д. Н. Узнадзе, в которых установка формировалась в условиях, предусматривающих контроль сознания. Описаны процедура и результаты эксперимента, проверяющего возможность проявления иллюзии контраста в условиях формирования фиксированной установки на иррелевантный признак (за пределами фокусированного внимания). Испытуемый воспринимал геометрические фигуры на экране, разделенном на два окна. В левом окне всегда было изображено меньше точек, чем в правом. Разница составляла 20 %. Целевая задача испытуемого состояла в определении того, какая из фигур, в левом или в правом окне экрана, расположена выше. В контрольном предъявлении испытуемый сравнивал одинаковое количество точек. Было установлено, что в большинстве случаев (84 %) испытуемые совершали ошибки. Среди общего количества иллюзий доминировали иллюзии по контрасту (в 58 % случаев). Предлагаемое объяснение эффекта контрастной иллюзии предполагает постулирование двух стадий неосознаваемого процесса, предваряющего иллюзорный эффект, а именно стадии параллельного сличения и стадии сравнения результатов сличения. Библиогр. 12 назв. Ил. 3. Табл. 2.
Скачать PDF

Прообраз иллюзии: психологическая наука об управлении

Коннов Владимир Иванович
В статье устанавливается связь между базовыми смысловыми ассоциациями, возникающими вокруг понятия «управление», и представлениями о менеджменте как управленческом процессе. Акцент делается на двух главных образах захвате предметов рукой и управлении организмом со стороны сознания человека. В статье анализируется вывод психологической науки об иллюзорности представлений о сознании как о структуре, обладающей контролем над организмом, а также последствий переноса такого заблуждения в сферу менеджмента.
Скачать PDF

Представления студентов о социальных иллюзиях

Шукшина Людмила Викторовна
В статье рассматриваются результаты исследования представления студентов о социальных иллюзиях, дается характеристика данного феномена и классификация социальных иллюзий.
Скачать PDF

Социальные иллюзии как экзистенциальная ценность

Шукшина Людмила Викторовна
В статье рассматривается феномен социальных иллюзий, и анализируются их возможности для развития личности и социума.This article discusses the phenomenon of social illusions, and their opportunities for personal development and society.
Скачать PDF

Зрительно-пространственные способности и склонность к возникновению иллюзии Поггендорфа

Федорова Екатерина Сергеевна, Шошина Ирина Ивановна
Изучалась зависимость между зрительно-пространственными способностями человека и точностью восприятия фигуры Поггендорфа в модификации Джастроу. Установлено, что у женщин большим значениям зрительно-пространственных способностей соответствует меньшая величина зрительного искажения фигуры Поггендорфа. У мужчин подобной зависимости не обнаружено.
Скачать PDF

Иллюзии идентичности человека

Яременко Светлана Николаевна
Анализируется процесс идентификации как выбор личностью своих смысложизненных проектов. Смыслы и стили жизни представлены в качестве ключевых идентификационных характеристик личности. Основное внимание уделено ловушкам идентификации, ставшим особенно актуальными в обществе риска. В статье исследуются такие смысложизненные сценарии, как опыт пребывания в компьютерной реальности, состояние алкогольного опьянения, практика террориста-смертника.
Скачать PDF

Зрительный и моторный контроль оценки объектов, вызывающих иллюзии восприятия

Карпинская Валерия Юльевна
Исследован процесс зрительного и моторного контроля процесса оценки объектов, вызывающих иллюзии восприятия. Проведены эксперименты по оценке размеров геометрических иллюзий непосредственно и при помощи инструмента-посредника. Оказалось, что при моторной оценке объектов субъект действует точнее в том случае, если не имеет возможности контролировать зрительно свои движения. При использовании инструмента-посредника данной закономерности не выявлено, но обнаружено более точное выполнение действий в ситуации, когда в процессе субъект смотрит на стимул, а не контролирует собственные движения. Сделан вывод о роли сознательного контроля в процессе оценки размера объектов.
Скачать PDF

Профессиональные иллюзии как следствие упрощенных представлений о человеческом интеллекте

Холодная Марина Александровна
The author argues that the intelligence test debates amongst professional psychologists result from the participants’ conflicting styles of thought. At present, both extreme views either blind belief in high validity of intelligence tests or refusal to use them because of faults in testing procedure are unacceptable. The author criticises the explanation of practically all aspects of life (study, work, conflicts etc.) by correlation arguments. Until now, the validity of intelligence tests has not been proven: their construction has no relation to the person’s competence in various areas of life; they do not take into account the specialisation of individual abilities; they are not sensitive to the dynamics of individual development, which can be influenced by the «factor of a chance event». The use of tests raises social and ethical problems. In unprofessional hands, they are often damaging to the individual’s interests. Tests can be used providing there are all the right conditions, but not for discriminating people and, above all, children on the basis of their IQ.
Скачать PDF

Психодиагностика интеллекта: иллюзии и реальность

Бурлачук Леонид Фокич
The article examines the state of the art of intelligence testing in Russia and the Ukraine. It is underlined that intelligence tests measure psychometric (test) intelligence, which is different from psychological diagnosis. The author surveys recent studies of the prognostic validity of intelligence tests, and he discusses the ethics of testing procedure and teaching it to students. In conclusion, the author suggests that, to use tests efficiently and adequately, psychologists need to create a test infrastructure; this would be an important step towards progress in psychodiagnostics.
Скачать PDF

Психология: иллюзии идентификации и самоопределения

Розин Вадим Маркович
В статье в форме виртуального диалога, происходящем между психологом и методологом, анализируется ситуация, сложившаяся в современной российской психологии. Обсуждается, во что вылились подходы и программы, намеченные ведущими психологами в ХХ столетии, почему в психологии не удается реализовать естественнонаучный эксперимент, падает значение теории деятельности, «зависла» культурноисторическая концепция Л.С. Выготского, психологическая практика мало эффективна. Обосновывается, что психология стоит на пороге принципиально нового этапа своего развития: для нее характерна ориентация на несколько разных идеалов научного познания, общий сдвиг познания в область идеалов гуманитарной науки, создание психологических практик. Одни программы построения психологии исчерпали себя, другие только складываются. Во всех случаях современное психологическое знание и познание должны быть методологически оснащенными, диалогичными, отзываться на живые проблемы времени, способствовать духовному росту человека, лучшему пониманию им самого себя.
Скачать PDF

Современная психология: трудное прощание с методологическими иллюзиями

Клочко Виталий Евгеньевич
Рассматривается проблема «парадигмального сдвига», являющегося одной из важнейших характеристик современной научной психологии. Объективация сущности происходящего сдвига требует осознания методологических установок, от которых отказывается наука, а также тех, которые идут им на смену. Утверждается, что предполагаемая трансформация идет внутри самого фундаментального, базисного, мировоззренческого слоя, который обеспечивает профессиональное единство людей, занимающихся психологией. Это и является причиной возникновения психоло! ического напряжения внутри научного сообщества, уже способного осознать иллюзорность некоторых исходных методологических посылок, но еще не успевшего принять новые методолог ические реалии в качестве парадигмальных (общепринятых) установок
Скачать PDF

Сибирский психологический форум: «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальн

Тимонова Светлана Ивановна
Скачать PDF