Игрушка

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИГРУШКА
условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме. И. – одно из важных средств воспитания и воздействия на ребенка. К И. предъявляются определенные требования: И. должна развивать фантазию ребенка, направлять его воображение на осмысление впечатлений от окружающего мира; помогать освоиться в привлекательном для детей мире взрослых и действовать в игре, подражая им; формировать у ребенка любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность; воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству. И. должна вызывать положительные эмоции у ребенка. Будучи, как правило, предметом изобразительного и декоративно-прикладного искусства, И. в художественной форме несет ребенку образы внешнего мира. И. должна иметь сходство с предметом, к–рый она изображает, но даже самая «похожая» И. должна быть образом, а не копией предмета. И. бывает реалистическая, условная (плоскостное изображение) и символическая (предмет-заместитель), различная степень обобщенности И. способствует развитию мышления детей.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Игрушка
предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. Генезис И. уходит в глубины филогенеза и антропогенеза человека. Известно, что многие виды животных используют предметы без видимой прямой (биологической) потребности в них. В игре высших животных, по преимуществу детенышей, можно наблюдать использование тех или иных предметов, вовлекаемых в игровое поведение. Однако эти предметы у животных не приобретают постоянной функции. В истории человечества предмет впервые появляется в игре как символ, означающий другой предмет. Появление И. как предметов, изготовленных для игры — достаточно раннее явление человеческой культуры. По-видимому, первые архаические И. были просты: камешки, косточки плодов, кости животных, орехи, початки и зерна маиса, обрывки меха и т.п. Камни используются в древнейших, дошедших до современных детей, играх с камешками, типичных для народов большинства стран мира. Известны специально изготовленные И., найденные при раскопках древних городов Египта, Вавилона, городов Древней Греции и Римской империи. В Европе к XVI веку появляется масса И., приспособленных для разнообразных игр (см. картины П. Брейгеля и др.). Многие И. пришли в игру, утратив свой первоначальный ритуальный шаманский смысл. Развитие тематики, содержания, формы, функциональности и технологии изготовления И. как предметов, создаваемых взрослыми для игр детей, происходило и наращивало темпы в зависимости от совершенствования производительных сил (технологий) в ходе исторического развития общества. И. являются обобщенным, материальным, эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, которое ребенку надлежит освоить в периоды раннего, дошкольного и школьного детства. Педагогическое воспитательное значение И. приобретала в зависимости от процесса общественного осознания непреходящей ценности детства в общем цикле человеческой жизни. В настоящее время складывается понимание И. в качестве педагогической категории. И. может расцениваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребенка. Возникает понимание того, что, помимо И., составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, существуют и активно внедряются в детскую жизнь И. вредные — милитаристского, садистического, низменного облика и содержания. Во многих цивилизованных странах создается общественное противостояние эксплуатации рынком внешней привлекательности и динамичности И., «сатанизирующих» психику детей и подростков. И. вводят ребенка во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в ходе мировой истории. Для гармоничного и целеустремленного развития личности современного ребенка ему нужны игрушки традиционные, включая архаические, народные и современные, а также авангардные, например те, в которых используются новые компьютерные и другие технологии. И. служат игре, поэтому их видовой состав и ассортимент должны соответствовать потребности ребенка в различных видах игр с учетом их специфики в различные периоды детства. Современная педагогическая классификация, учитывающая деятельностный подход к пониманию основных особенностей психического развития ребенка, соотносит виды И. с различными играми. С учетом возможности их применения в различных классах игр выделяются И. следующих видов: сюжетно-образные, дидактические, спортивные, игрушки-забавы. И. различаются и по степени готовности, что служит ориентиром для их подбора для детей различных возрастов. Существуют готовые, сборно-разборные И., заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок и материалы для их создания. И. рассматривается как непременный атрибут детства, средство развития, воспитательной и образовательной работы с детьми. Она обладает также мощным релаксирующим и психотерапевтирующим потенциалом. И. формирует в ребенке универсальные, этнические и индивидуальные черты его психического облика. С.Л.Новоселова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
432.58 кб

Современная игрушка: бедствие или культурная реальность

Счастная Тамара Николаевна, Денисенкова Наталья Сергеевна
Статья призвана помочь родителям разобраться в том, какое значение имеет игра и игрушка в жизни современного дошкольника, какие игрушки помогают ребенку войти в мир человеческой культуры, какова роль взрослого в развитии игровой д
Читать PDF
1.87 мб

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития.
Читать PDF
224.78 кб

Народная игрушка как образ идеального мира

Каравашкина М. Е.
Традиционная игрушка рассматривается как феномен русской культуры с уникальным отражением в ней народного характера и национального менталитета; кроме того анализируется специфика передачи посредством игрушки общественного и культ
Читать PDF
396.52 кб

Игрушка как одна из составляющих национально-регионального компонента орловского края

Ягупова Т. А.
В статье рассматривается кукла как пласт народной культуры. История народной тряпичной куклы как один из элементов культуры Орловщины. Ее виды, предназначение, развитие, роль в этнической культуре и национальном сознании общества.
Читать PDF
407.30 кб

Игрушка в культуре России

Шабанова Марина Владимировна
Читать PDF
91.76 кб

Тест контроля астмы "новая игрушка" или важный инструмент?

Белевский Андрей Станиславович
Читать PDF
86.19 кб

Детская игрушка как звено установления толерантных коммуникаций в мировой культуре

Григорьев Э. П., Юсова З. С.
Возникновение музеев игрушки как явление бережного отношения к истории детства спо4 собствовало развитию толерантных коммуникаций в пространстве национальных культур.
Читать PDF
990.75 кб

Детские куклы нёрым ях. Игрушка как элемент традиционной культуры

Исаева Т.А.
Этнографическая коллекции кукол нёрым ях («болотного народа» территориальной группы восточных хантов, живущих на болотах в бассейне реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) Сургутского краеведческого музея сформирована в начале нын
Читать PDF
169.95 кб

Народная игрушка как условие художественного образования школьников

Камилова Халипат Магомедбеговна
В статье анализируются возможности использования творческого потенциала народной игрушки в художественно-педагогическом образовании школьников.
Читать PDF
222.89 кб

Сюжетная игрушка: история и современность

Доронов Сергей Геннадиевич
В статье подчеркивается значимость сюжетной игры для развития ребенка дошкольного возраста.
Читать PDF
500.92 кб

Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка

Коротких О.В.
В статье проанализированы особенности русской народной игрушки как явления традиционной народной культуры, обоснована необходимость возвращения народной игрушки в современный педагогический процесс, охарактеризован образносимволич
Читать PDF
982.82 кб

Особенности связности речи детей в процессе рассказывания по игрушкам

В. И. Яшина
Читать PDF
0.00 байт

Воспитательно-образовательная роль хантыйской игрушки в формировании ребенка как члена общества

Прокопенко Виктор Иванович
Читать PDF
348.73 кб

Ребенок, конструирование и надо ли ломать игрушку?

Мухаметзянов И. Ш.
Читать PDF
371.38 кб

Игровая деятельность с образными игрушками как средство для выявления и преодоления негативных эмоци

Иванова Е. С., Алешина И. Н.
В статье анализируются различные подходы к использованию игровой деятельности с различными видами игрушек для диагностики и игровой коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников.

Похожие термины:

  • Игрушка как средство общения

    В дошкольном возрасте достаточно распространено О. с игрушкой (И.), к-рая выступает не только предмет игры, но и как опора для внутр. диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случае