ИГРА В ОНТОГЕНЕЗЕ
ИГРА В ОНТОГЕНЕЗЕ
хронологически второй вид деятельности, осваиваемый ребенком после рождения. Цель И. - приобретение и усвоение индивидуального и социального опыта, который фиксируется в социально закрепленных способах выполнения предметных действий и общении. Конечный продукт - навыки, т.е. овладение приемами и операциями, из которых складывается любая деятельность. Единица И. - роль; она же является центральным звеном структуры И., объединяющим все ее аспекты. Генезис человеческой И. последовательно проходит этапы: простое манипулирование (хватание, лизание, бросание, рассматривание). Результат - постигаются свойства предметного мира, а также трехмерность пространства и действие гравитации; подражание действиям взрослых. Результат - осваиваются общественные отношения и «присваиваются» элементарные формы человеческой культуры; - ролевые И., в которых воспроизводятся функции взрослых. Этому предшествует включение в деятельность слова как важнейшего регулятора деятельности, благодаря чему изменяется отношение к игрушкам: ребенок начинает относиться к ним как к модели (имитации) настоящей вещи. Действие приобретает знаковый (символический) характер. Роль заключается в том, чтобы исполнять обязанности, налагаемые статусом. Результат - усваиваются представления о статусных функциях взрослых; - сюжетно-ролевые И. (игры по правилам), содержание которых меняется с возрастом по мере накопления социального опыта. Цель И. начинает перемещаться на социально подкрепляемый результат (приз, аплодисменты, популярность, престиж). Конечный продукт - материальная или социальная ценность (выигрыш); режиссерские И. (развитие сюжетно-ролевых И.) - разыгрывание сюжета посредством игрушек. В них ребенок одновременно выполняет и роль режиссера (удержание замысла И.), и актеров (исполнение ролей персонажами сценария И.). Результат - опыт эмоционально-когнитивной децен- трации (опыт продумывания и прочувствования за партнера). В стороне от перечисленного ряда стоят дидактические (обучающие) И., которые могут быть имплицитно включены в любой этап развития игровых действий ребенка. И. такого вида организуются более опытным взрослым партнером с целью обучения. Конечный продукт - знания и умения. В дошкольном возрасте - это основная и наиболее эффективная форма обучения и психического развития: - развивается произвольность внимания и памяти, что стимулирует развитие высших психических функций в будущем; - развивается рефлексивное мышление; - развивается воображение благодаря принятию на себя различных ролей; - развиваются представления благодаря знаковым функциям предметов, употребляемых в И.; - усваиваются социально одобряемые формы поведения в общении и нормы общечеловеческой морали; - И. способствует эмоциональной и когнитивной децентрации личности, развивая сопереживание и эмоциональный интеллект.