ЙЕРКСА–ДОДСОНА ЗАКОН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЙЕРКСА–ДОДСОНА ЗАКОН
закон, в соответствии с которым степень трудности задачи и эмоциональное возбуждение взаимодействуют друг с другом, оказывая совместное воздействие на продуктивность умственной деятельности человека таким образом, что при сложных задачах низкий уровень эмоционального возбуждения улучшает деятельность человека (по сравнению со случаем высокого уровня эмоционального возбуждения), однако при легких задачах наблюдается обратное: деятельность человека становится лучше в случае высокого уровня эмоционального возбуждения. Иногда Й.-Д.з. трактуют упрощенно и передают его содержание следующим образом: между уровнем эмоционального возбуждения и уровнем достижений в деятельности существует U-образная зависимость, при которой увеличение уровня возбуждения сначала приводит к улучшению достижений, а затем, после того как уровень эмоционального возбуждения достигнет оптимальной величины, дальнейшее увеличение уровня возбуждения ведет к снижению достижений в деятельности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Закон Йеркса-Додсона
закон, выведенный в 1908 г. американскими психологами Р. М. Иерксом и Дж. Д. Додсоном при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудар) у мышей. Согласно этому закону, в зависимости от мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Поэтому оптимальным уровнем мотивации будет тот, при котором деятельность оказывается максимально успешной.
Авторами закона было установлено: чем сложнее выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее следует признать оптимальным. Позднее данное обстоятельство было объяснено в процессе изучения взаимосвязи эмоциональных состояний и успешности деятельности. В настоящее время известно, что повышение мотивации сопровождается усилением эмоциональной напряженности. Если последняя увеличивается, то сначала успешность деятельности возрастает, но излишний уровень эмоциональной напряженности приводит затем к ее снижению. Поэтому в сложных видах деятельности излишняя эмоциональная напряженность мешает эффективному выполнению.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007