ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Социальная идентичность
(Social identity) – наши мнения и чувства в отношении той группы, к которой мы, по нашему убеждению, принадлежим.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
(social identity – англ.) – часть Я-концепции человека, включающая его представления о себе как члене определенной социальной группы или общества. См. группа социальная, Я-концепция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Социальная идентичность
Social indentity) — аспект «мы» в нашей «Я»-концепции. Частичный ответ на вопрос: «Кто я такой?», основанный на принадлежности к той или иной группе. Примеры: «Я австралиец», «Я католик».

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Социальная идентичность
1. идентификация члена социальной группы с нею до степени деперсонализации, то есть созависимости. Собственная группа воспринимается как наиболее привлекательная, в то же время восприятие других групп сопровождается ощущением их чуждости или даже враждебности; 2. отождествление индивида с другим сообществом, например, с его культурой, при этом собственная идентичность не страдает.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
англ. social identity) - один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. С. и. организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других.
Амер. психолог Джей Джексон (Jay W.Jackson, 1999) считает, что многие индивидуально-психологические явления, сопутствующие С. и., м. б. рассмотрены в след. координатах: 1) рост привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе; 2) деперсонализация - размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы ("Мы") и меньше в терминах уникального индивидуума ("Я"); 3) восприятие зависимости себя от группы - вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции - восприятие др. группы как конкурирующей с собственной группой. См. также Автоидентификация, Эриксон Э. (Е. Б. Моргунов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
САЦЫЯЛЬНАЯ ІДЭНТЫЧНАСЦЬ / SOCIAL IDENTITY– элемент Я-концепции (см. Я-концепция), порождаемый членством в социальной группе (см. Социальная группа) и обособляемый от личностной идентичности (см. Идентичность), связанной с индивидуальными особенностями (см. Индивидуальные особенности) и взаимоотношениями с другими людьми. С. и. детерминирована общением, взаимодействием с другими и опытом социальной жизни, репрезентируется посредством речевых средств, включает отношение к себе, к другим и к миру в целом. Категории С. и.: 1) социальный статус (универсальная основа социальной классификации и самоопределения (см. Самоопределение)– пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция, занимаемое место; 2) группа членства (базируется на добровольном объединении, сходстве представлений и/или интересов, физического и/или религиозного единства и др.); 3) наименование (базируется на процессе социального обозначения); 4) приоритетный статус (обусловлен статусом исходя из истории и биографии индивида); 5) тип (крайне разнообразны, не поддаются классификации– привычки, интересы, аттитюды); 6) личностная идентичность (глубинные мысли, представления и желания). Типы С. и.: неосознаваемая (базируется на неосознанно принятых нормах и привычках) и осознаваемая (усиливается значимость когнитивных процессов и рефлексии, формируется при помощи категорий, выработанных в языке) (по Дж. Миду); социальная (типизация личности осуществляется другими на основе атрибутов социальной группы, к которой человек принадлежит), личная (включает уникальные признаки данного человека и уникальные комбинации фактов истории его жизни) и Я-идентичность (субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, ее непрерывности и своеобразия) (по И. Гофману); реальная (самоотчет индивида о себе), идеальная/позитивная (индивид стремится быть таким, каким ему хотелось бы себя видеть), негативная (индивид стремится избегать того, каким он не хотел бы себя видеть) и предъявляемая (набор образов, которые индивид транслирует другим, чтобы повлиять на оценку своей идентичности) (по Р. Д. Фогельсону). Представления о развитии С. и.: 1) при рождении человек не обладает идентичностью, она формируется только при условии включенности индивида в социальную группу и развивается от неосознаваемой к осознаваемой (Дж. Мид); 2) концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса– Я-идентичность представляет собой совокупность личностной (вертикальное измерение– обеспечивает связность истории жизни человека) и социальной (горизонтальное измерение– обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек) идентичности, в которой реализуется балансирующая Я-идентичность; 3) статусная модель Дж. Марсиа– достигнутая идентичность (статус человека, прошедшего период кризиса и самоисследований и сформировавшего определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений), мораторий (человек в состоянии кризиса идентичности, активно пытающийся разрешить его, используя различные варианты), преждевременная идентичность (статус, приписываемый человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений) и диффузная идентичность (состояние, характерное для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и не пытаются активно сформировать их). Для психодиагностики С. и. могут быть использованы методика изучения социальной идентичности (МИСИ) Л. Б. Шнейдер и В. В. Хрусталевой, методика исследования структурной организации личностной идентичности (МИСОЛИ) В. Б. Никишиной и Е. А. Петраш. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.39 кб

Идентичность как социальный феномен

Романовская Евгения Васильевна
В последние годы наблюдается настоящий взрыв интереса к концепции «идентичности».
Читать PDF
130.61 кб

Временные модусы социальной идентичности

Листвина Евгения Викторовна, Тельнова Надежда Алексеевна
Статья посвящена анализу темпоральных характеристик социальной идентичности.
Читать PDF
238.39 кб

Проблема идентичности в социальной психологии

Яшина Алина Александровна
Читать PDF
1.44 мб

Социальная идентичность: метасистемный подход

Карпов А.В., Никишина В.Б., Петраш Е.А.
Реализован метасистемный подход к изучению социальной идентичности.
Читать PDF
158.60 кб

Особенности идентичности при социальной фобии

Мякотин Илья Сергеевич
В статье рассматривается проблема социальной фобии в контексте социальной психологии.
Читать PDF
1.24 мб

Альтернативная идентичность в социальных сетях

Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю.
В социальных сетях представлены «виртуальные» идентичности, нередко отличающиеся от «реальных» идентичностей (как они сложились в реальной жизни).
Читать PDF
389.38 кб

Специфика формирования социальной идентичности

Тельнова Надежда Алексеевна
Статья посвящена анализу особенностей становления социальной идентичности. Показано, что на ее формирование влияет характер взаимодействия социального и индивидуального бытия человека.
Читать PDF
369.01 кб

Процессы социальной идентичности в организациях

Базаров Тахир Юсулович, Кузьмина Мария Юрьевна
Расширение и усложнение социальной реальности порождает появление новых видов идентичности.
Читать PDF
4.99 мб

Проблема идентичности в социальном взаимодействии

Васина Вероника Викторовна, Халитов Рашид Гусманович, Юсупов Ильдар Масгудович
В цикле взаимодействия существуют две точки бифуркации: психосоциальный диссонанс и персональная или социальная идентичность.
Читать PDF
160.03 кб

Социальная ценность профессиональной идентичности

Сухова Екатерина Николаевна
Социальная идентичность развивается в контексте взаимодействия. Эффективная коммуникация связана с ценностно-нормативным обменом, формирующим ядро социальной идентичности человека.
Читать PDF
580.38 кб

Социальная идентичность молодежи Мурманской области

Измоденова Н.Н.
Объектом исследования являются жители городов Апатиты и КировскаМурманской области. Проблемное поле изучения социальные идентичности, основные формы «Я»и «Мы»-концепции, факторы, влияющие на процессы идентификации.
Читать PDF
159.04 кб

Идентичность в условиях социальной индивидуализации

Трегубова Ольга Сергеевна
Статья раскрывает основные принципы действия механизмов идентичности в условиях доминирования индивидуализации, взаимообусловленность этих процессов в построении мировоззрения индивидов.
Читать PDF
243.14 кб

Идентичность как объект исследования социальных наук

Бугайчук Татьяна Владимировна, Доссэ Татьяна Григорьевна
Современный этап развития отечественной науки характеризуется ростом исследовательского интереса к проблеме формирования социальной идентичности, важное место в структуре которой занимает гражданская идентичность.
Читать PDF
183.05 кб

Идентичность индивида в социальных интернет-практиках

Немчина Вера Ивановна
В статье рассматривается проблема влияния Интернета в виде социальной инфраструктуры информационного общества на идентичность индивида.
Читать PDF
352.80 кб

Теория социальной идентичности в контексте организации

Эшфорт Блейк , Маил Фред
Известно, что: а) социальная идентификация это восприятие личностью своего единства с группой; б) социальная идентификация является результатом социальной категоризации, восприятия отличительных черт и престижа собственной группы

Похожие термины:

  • ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ ЛАТЕНТНАЯ

    свои социальные особенности, своя роль в обществе, осознаваемая человеком, которая, хотя и не является фактором, влияющим на процессы, происходящие в обществе, тем не менее, оказывает существенное