ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Социальная идентичность
(Social identity) – наши мнения и чувства в отношении той группы, к которой мы, по нашему убеждению, принадлежим.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
(social identity – англ.) – часть Я-концепции человека, включающая его представления о себе как члене определенной социальной группы или общества. См. группа социальная, Я-концепция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Социальная идентичность
Social indentity) — аспект «мы» в нашей «Я»-концепции. Частичный ответ на вопрос: «Кто я такой?», основанный на принадлежности к той или иной группе. Примеры: «Я австралиец», «Я католик».

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Социальная идентичность
1. идентификация члена социальной группы с нею до степени деперсонализации, то есть созависимости. Собственная группа воспринимается как наиболее привлекательная, в то же время восприятие других групп сопровождается ощущением их чуждости или даже враждебности; 2. отождествление индивида с другим сообществом, например, с его культурой, при этом собственная идентичность не страдает.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
англ. social identity) - один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. С. и. организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других.
Амер. психолог Джей Джексон (Jay W.Jackson, 1999) считает, что многие индивидуально-психологические явления, сопутствующие С. и., м. б. рассмотрены в след. координатах: 1) рост привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе; 2) деперсонализация - размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы ("Мы") и меньше в терминах уникального индивидуума ("Я"); 3) восприятие зависимости себя от группы - вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции - восприятие др. группы как конкурирующей с собственной группой. См. также Автоидентификация, Эриксон Э. (Е. Б. Моргунов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
САЦЫЯЛЬНАЯ ІДЭНТЫЧНАСЦЬ / SOCIAL IDENTITY– элемент Я-концепции (см. Я-концепция), порождаемый членством в социальной группе (см. Социальная группа) и обособляемый от личностной идентичности (см. Идентичность), связанной с индивидуальными особенностями (см. Индивидуальные особенности) и взаимоотношениями с другими людьми. С. и. детерминирована общением, взаимодействием с другими и опытом социальной жизни, репрезентируется посредством речевых средств, включает отношение к себе, к другим и к миру в целом. Категории С. и.: 1) социальный статус (универсальная основа социальной классификации и самоопределения (см. Самоопределение)– пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция, занимаемое место; 2) группа членства (базируется на добровольном объединении, сходстве представлений и/или интересов, физического и/или религиозного единства и др.); 3) наименование (базируется на процессе социального обозначения); 4) приоритетный статус (обусловлен статусом исходя из истории и биографии индивида); 5) тип (крайне разнообразны, не поддаются классификации– привычки, интересы, аттитюды); 6) личностная идентичность (глубинные мысли, представления и желания). Типы С. и.: неосознаваемая (базируется на неосознанно принятых нормах и привычках) и осознаваемая (усиливается значимость когнитивных процессов и рефлексии, формируется при помощи категорий, выработанных в языке) (по Дж. Миду); социальная (типизация личности осуществляется другими на основе атрибутов социальной группы, к которой человек принадлежит), личная (включает уникальные признаки данного человека и уникальные комбинации фактов истории его жизни) и Я-идентичность (субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, ее непрерывности и своеобразия) (по И. Гофману); реальная (самоотчет индивида о себе), идеальная/позитивная (индивид стремится быть таким, каким ему хотелось бы себя видеть), негативная (индивид стремится избегать того, каким он не хотел бы себя видеть) и предъявляемая (набор образов, которые индивид транслирует другим, чтобы повлиять на оценку своей идентичности) (по Р. Д. Фогельсону). Представления о развитии С. и.: 1) при рождении человек не обладает идентичностью, она формируется только при условии включенности индивида в социальную группу и развивается от неосознаваемой к осознаваемой (Дж. Мид); 2) концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса– Я-идентичность представляет собой совокупность личностной (вертикальное измерение– обеспечивает связность истории жизни человека) и социальной (горизонтальное измерение– обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек) идентичности, в которой реализуется балансирующая Я-идентичность; 3) статусная модель Дж. Марсиа– достигнутая идентичность (статус человека, прошедшего период кризиса и самоисследований и сформировавшего определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений), мораторий (человек в состоянии кризиса идентичности, активно пытающийся разрешить его, используя различные варианты), преждевременная идентичность (статус, приписываемый человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений) и диффузная идентичность (состояние, характерное для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и не пытаются активно сформировать их). Для психодиагностики С. и. могут быть использованы методика изучения социальной идентичности (МИСИ) Л. Б. Шнейдер и В. В. Хрусталевой, методика исследования структурной организации личностной идентичности (МИСОЛИ) В. Б. Никишиной и Е. А. Петраш. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.