ИДЕАЛЬНОЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИДЕАЛЬНОЕ
от греч. idea - вид, образ) - философская категория, которая определяется, как правило, негативно, как противоположное материальному.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Идеальный
1. абстрактное представление основных характеристик чего- или кого-нибудь; 2. приближающийся к цели, тот, который является сильно желаемым, но, подразумевается, недостижимый. Например, идеальное Я.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Идеальное
Словообразование. Происходит от греч. idea - вид, образ.
Категория. Философское понятие.
Специфика. Субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется, как правило, негативно, определяясь как противоположное материальному.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИДЕАЛЬНЫЙ
1. Абстрактное представление основных характеристик чего-нибудь. 2. Приближающийся к цели, тот, который является сильно желаемым. Часто употребляется так, что подразумевается невозможность достижения этого. Это значение часто встречается в теориях личности; например идеальное Я.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИДЕАЛЬНОЕ
то, что относится к миру идей, нематериальных вещей. И. – то, что в обобщенной форме представлено в мыслях, в том числе в научных, а также в системе иных психологических явлений: в ощущениях, в образах, в памяти и т. п. Средством представления И. являются разного рода знаковые системы, в том числе языки, которыми широко пользуются люди.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

идеальное

1) Нечто существующее не в действительности, а в сознании; отражение предмета, явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. 2) Результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте ("точка", "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.д.). 3) Нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Идеальное
(греч. Idea — идея, образ) — особый способ бытия объекта, его представленности (активного отражения) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Преобразование совершается в процессе материального и духовного производства, порождающего соответственно потребностям общества многообразные формы отражения действительности в человеческом мозгу: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Будучи производным от материального, И. приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности. Благодаря наличию И. человек способен не только отображать действительность, но и преобразовывать ее как в своем сознании, так и на практике. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ИДЕАЛЬНОЕ
особый способ бытия объекта, его представленности (активного отражения) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негативно - как противоположное материальному. С позиций материализма, "идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (К. Маркс). Преобразование происходит в процессе материального и духовного производства, порождающего соответственно потребностям общества многообразные формы отражения действительности в мозге: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования, духовные ценности и ориентации. Как производное от материального, идеальное становится относительно самостоятельным, активным началом жизнедеятельности. Благодаря наличию идеального человек способен не только отображать действительность, но и преобразовывать ее как в сознании, так и на практике. Преобразование может вести к неадекватным реальности, иллюзорным продуктам идеального. С позиций материализма, биологические предпосылки идеального зарождаются уже у животных в виде умения ориентироваться в окружающем посредством "модели будущего потребного" (-> физиология активности). Но лишь в процессе труда, создающего предметы культуры, включая язык и другие знаковые системы (-> знак), мозг становится субстратом идеального. Труд, преобразуя вещество природы, придает ему социально значимые формы, выступающие для субъекта как обобщенные образы реальности. Овладевая и оперируя ими, индивид проектирует цели и средства своей деятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИДЕАЛЬНОЕ
от греч. idea - вид, образ) - философская категория, противопоставляющая материальному (т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества) созданные трудом людей, только для людей существующие формы (образы) этого бытия и всю совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы сознательной деятельности человека (см. Артефакт).
Естественные условия своей жизни, ее средства и предметы человек производит только из веществ и сил природы, вступая при этом в необходимые, от воли и сознания людей не зависящие производственные отношения с др. людьми. И именно труд человека придает природным объектам новые, предметные формы, меняя вид, образ, организацию самих объектов. Объект в предметной форме, приданной ему исторической деятельностью людей, несет в себе поэтому не только материал и силу природных процессов, использованных при ее создании: в форме предмета людям представлены их же собственные способы и навыки деятельности и общения. Общественная форма природных объектов всегда есть и предметная форма собственно общественной, историко-культурной жизнедеятельности человека - ее предметно закрепленный образ и образец.
Так, создавая свое первое орудие, наши далекие предки использовали физические свойства кремня, но орудием этот кремень был только в их целенаправленных действиях, предметно закрепленных в устойчивых формах общения (см. Антропогенез). Безотносительно к целям первобытного человека, он, несмотря на свою "орудийную форму", - просто камень, вещество природы, разрушающееся от взаимодействия с др. ее веществами. Свойства камня, использованные человеком в общезначимой форме орудия, как и первозданная природа видимых звезд, "объединенных" древними скотоводами и мореплавателями в созвездия и ориентирующих в пространстве общественную жизнедеятельность своих "создателей" благодаря человеческому значению формы созвездия, как и природные свойства благородных металлов, объективные условия их добычи, сыгравшие свою роль в превращении золота во всеобщую меру стоимости, как и внутриатомные и внутриядерные силы, ставшие апокалипсическим символом гибели цивилизации, раздираемой антагонистическими противоречиями, - все эти и др. бесконечные свойства веществ и сил природы есть, конечно, не что иное, как материальное, существующее вне и независимо от человека и его деятельности бытие. Но не оно само по себе определяет "семантику" магического значения первобытного орудия, мифологическую символику созвездий, как не определяет оно и то, что за золото иные люди продавали совесть и честь, шли на преступления и т. д. Даже угроза атомной смерти человечества никак не предопределена внутриатомной энергией. Только общественные отношения, опредмеченные в общественной форме природного объекта, придают ему всеобщее (понятное для др. и только поэтому для меня самого)значение.
Общественный, или культурный, образ любого предмета человеческой жизнедеятельности - это образ общественного способа жизни людей, представший перед ними во всем своем чувственно-наглядном виде. Этот образ - только для человека существующий образец способа его же собственной жизнедеятельности, овладевая которым в онтогенезе, он овладевает и своими собственными способностями. Каждый родившийся человек вступает в мир образов-образцов, и именно они, точнее - в общении реализуемое общественное их значение (значение и смысл), определяют и направляют жизненную активность индивида, формируя ее мотивационную сферу. Овладение "видом", образом предмета (как образцом целенаправленной и лишь в общении совершаемой жизнедеятельности) есть одновременно и овладение тем, что реально предстает перед человеком в качестве предмета и средств его жизнедеятельности. Тем самым это и процесс образования его психики, образования всех его представлений и чувств, мотивирующих его поступки. К тому же каждым предметом культуры он овладевает как образцом всех подобных предметов, и именно в его образе он видит то, что значат они для человечества и каждого отдельного индивида. Этот образ и его общественное значение реально являются всеобщим началом, исходным пунктом и определением как дальнейшей деятельности человека с подобными предметами, так и их общественной значимости, отражающей сущность природных процессов, использованных при производстве данного предмета. Именно общественная, самой природе не присущая форма предмета есть форма природного содержания человеческой жизни. Одновременно она служит средством репрезентации природных процессов самому человеку.
Ведь все предметные средства человеческой жизнедеятельности являются и средствами общения людей: они всегда что-то значат для др. и только поэтому и для меня самого. Только их природное первородство полностью сохраняется и в идеальной форме общественного предмета: и в этой форме они все же играют лишь ту роль, которая соответствует их объективной сущности. Именно она предстает перед человеком в образе и значении его собственных средств и способов общения и деятельности.
И не индивид вносит в мир предметов общезначимый порядок, созерцая эти предметы, обозначая их понятными ему именами и т. п. Как раз наоборот, индивид получает способность что-либо видеть, слышать, созерцать и воспринимать по-человечески, только овладевая выработанными в предметной деятельности поколений образами действия, зависимыми от др. людей, от их умений и навыков. Т. о., содержание всех психических процессов у человека идеально не потому, что оно субстанционально есть нечто иное, чем бытие т. н. внешнего мира. Как раз содержанием всех психических процессов всегда оказывается вполне реальная, исторически сформировавшаяся способность, закрепленная в органическом, телесно-предметном умении индивида действовать с вполне материальными (т. е. вне и независимо от его психики существующими) веществами и силами природы. И рефлексивное отношение индивида к каждой из своих способностей также есть чувственное телесно-деятельное отношение. Идеальным же содержание психических процессов является потому, что сам материальный мир предстает перед человеком (дан ему в представлении) только своими общезначимыми, идеальными формами (образами) и сами деятельные и рефлексивные способности индивида есть культурно-исторические способы действия именно с такими образами.
И. - одна из форм исторической культуры предметного мира человеческой деятельности, в которой людям предъявляется вне и независимо от них существующая действительность. В процессе целесообразного осуществления образа происходит выявление и познание законов материального мира. Преобразование объективной действительности в процессе труда, отражение ее и выражение в голове человека с помощью общественно значимых форм культуры создает и саму его голову, его психику, его сознание. (Ф. Т. Михайлов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИДЕАЛЬНОЕ
1) специфический модус восприятия-созерцания субъектом тех или иных объектов бытия, феноменов, явлений и их иррационально-трансцендентная самим индивидом экспликация; 2) модус онтологии-экзистенции объектов-субъектов-предметов, скопированных-отраженных в психике индивида, как абстрактно-идеальные формы-абрисы-объекты-модели-предметы, значимые в активно-гностических, профессионально-деятельных актах индивида; укажем, что деятельность-активность субъекта его профессиональная деятельность и придает объектам бытия-природы-социума-онтоса среды новационно-предметные формы, трансформируя их вид-абрис-конфигурацию-формы, а также заново конституирует-моделирует конструкцию-реконструкцию самих предметов-объектов в бытии, в социальной жизни; сами объекты-предметы являются носителями информации, мате-риала, кот. используется при их конституировании, тектонизации или же деструкции, а уже в форме предметов-объектов и их деталей субъектом представлены их же собственные инструментально-операциональные модусы деятельности, активности или же мультикоммуникации; социоформа онтосоприродных объектов, предметов и их компонентов и есть объект-предметная форма социокультурной, онтологическо-исторической жизнедеятельности индивида, кот. закрепляется в мультипредметно-мультиопредмеченной его деятельности, в его креативно-творческих актах-процессах; проблему И. по-разному в русле философско-этико-психологических экспликаций решали разл. выд. мысл. и ученые (см. иссл. араб. Платона («Диалоги», «Государство»), Спинозы («Этика»), Гоббса («Левиафан»), Канта (все три его знам. «Критики»), Фихте («Наукоучение»), Шеллинга («Трансцендентальная этика»), Гегеля («Феноменология духа», «Наука логики»), Камю («Человек бунтующий»), Хайдеггера («Бытие и время»), Гуссерля(«Философия как строгая наука», «Пролегомены к чистой логики» в 2-х т.), Т.П.де Шардена («Божественная среда», «Феномен человека»), Г.Гадамера («Истина и метод», «Герменевтика и эстетика»), Маритена («Философы в мире»), Маркузе («Одномерный человек»), Бюхнера («Материя и сила») и других мыслителей: изучая импликаты-аспекты идеального мы должны соотносить их к экспликациям онтоса-бытия-экзистенции субъекта в самих онтологических моделях социума-онтоса; онтология-онтос-бытие, т.е. все то, что относится к жизни, к житейским проблемам, к онтологическо-экзистенциальным моделям существования человека и должно определять семантический ряд И.; социокультурный образ-модель любого предмета субъект-индивидуальной деятельности — это образ-эталон-парадигма социоонтологического модуса-способа жизни-бытия-коммуникации людей, кот. предстает перед другим субъектом в различных чувственно-эйдетических экспликациях-модификациях-истолкованиях; часто эта парадигма-образ и является генеральным модусом его жизненной активности, инициативной жизнедеятельности как модус овладения теми или иными способностями, талантами , навыками; каждый субъект пребывающий по сю сторону онтоса-бытия вступает т.о. в сам мир образов-парадигм, а уже они сами, как значимо-социальные смыслы-идеи-образцы-эталоны и интенционируют-дефиницируют его либо жизненную активность, либо пассивность, конституируют-формируют мотивационно-эмоционально-ментальную интросферу это психики: эгоэкспликация-самопонимание индивидом предметов, объектов и их компонентов, как модусов целеинтенционального воздействия на него самого, и есть симультанно овладение-усвоение всего того, что реально или же ирреально-трансцендентно-иррационально представляет собой предмет-объект-субъект-модель познания, в эгогностических актах индивида; т.о. в процессе психической эволюции индивида, в процессе трансформации его чувств, эмоций, мотивационных структур, навыков, сам субъект рационально или же иррационально дефиницирует-дифференцирует модели-образы идеального ирреального-достоверного-посюстороннего, а уже исходной станцией-пунктом, детерминирующим акты его поведения-поступков-действий-деятельности и является либо отношение к объектам действительности, либо несколько идеально-иррациональное, либо комбинация вышеобозначенных конститутивов-образований-моделей; заметим, что все предметные средства-инструменты человеческой деятельности являются инструментами-средствами коммуникации людей, специфическими единицами-знаками-сигналами. значимыми для другого, других в их объективно-субъективной деятельности, инициативности, пассивности, инфантильности, коммуникабельности, коммуникативности; сам субъект вносит в мир предметов-объектов-моделей цченностио-значимую иерархию, давая им определенные собственно-субъективные термины, названия, имена, когда имеет возможность наяву, что либо созерцать-перцептировать-оценивать, рефлексировать вокруг чего-либо, а сами же вышеденотатированные психические процессы у индивида являются идеальными потому как многие выд. иссл. считают, что психические процессы, как экранно-конститутивные модели, вспыхивающие на мониторе-дисплее сознания, являются сами по себе идеальными, в отличии от нейро-популяционных динамических образований-процессов-функций в коре бол. пол. гол. мозга, но со-держанием мультипсихических процессов, отметим, всегда является достоверно-реальная психоисторически сформировавшаяся способность, заключающаяся в психоумении-психоспособности субъекта-индивида действовать в отношении, — существующих уже вне его психике, вне его Эго, — материально-существующих предметов-объектов онтоса-социума-среды-природы; само же содержание психопроцессов является идеально модифицированным потому, что сами предметы-объекты-модели и их ингредиенты материального мира-онтоса-бытия-жизни представлены-даны субъекту как в целом и парциально несколько идеально—иррациональные формы-образы в процессе созерцания-аффицирования-восприятия-перцептирования-рецептирования их самих; процесс инкарнации-преобразования идеального в достоверно-материальное часто порождается теми или иными потребностями общества-социума, субъекта многообразными формами копирования-отражения феноменов бытия-действительности-онтологии в коре бол. пол. гоя. мозга, а уже посредством, как считаем мы, — преобразования энергии продуцирующей нейродинамические сигналоакты-энергоконститутивы в биопсихическую энергию, проступающую, в свою очередь, в имманентных структурах сознания, в виде-форме психопарадигм-психообразов-психознаков, синергизмоизированных-конституированных с помощью психоассоциативных-психосигнальных-психокорреляционных-психобиоэнергетических-психомикробиоэлектрических ассоциаций-соединений-связей-конвергенций-интеграшй-взаимодейсгвий,—этих нейро-психо-био-энергетически-химическо-физических трансформаций-инкарнаций-морфологизаций и происходит генерация-репродукция-воссоздание психического образа-модели-знака-символа на экране-мониторе сознания и его структур; именно благодаря наличию И. в сознании индивида он и способен либо дискурсивно-точно, либо неверно-гипостазно отражать онтос-действительность-бытие-социум-мультиобщества и преобразовывать их как в своем сознании, так и в практической деятельности, а уже сам процесс трансформации знаков-символов-моделей-информсистем, имеющий отношение к бытию и приводит его либо к адекватному сличению реальности, либо к иррационально-фантомическо-иллюзорным образованиям-моделям идеального; в процессе созидания, эвристических актов, профессиональной деятельности, самого труда, кои создают предметы материально-духовной социокультуры, само сознание индивида и становится компонентом идеального, а уже сама рационально-рефлексивная деятельность, эмпирический анализ - верификация индивида создаёт, благодаря его опыту или неопытности логическо-ментальное осмысление бытия, общества, других людей или же формирует иррационально-бездискурсивное отношение к обществу, другим индивидам, самому бытию, формам-моделям онтологии.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
282.65 кб

«Я реальное» и «Я идеальное» в «Образе Я» подростков, психологически зависимых от родителей

Махнёва Жанна Геннадиевна
Отражены результаты исследования соотношения реального и идеального планов в оценочном компоненте Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей.
Читать PDF
170.46 кб

«Идеальное» как философская и психолого-педагогическая проблема

Кубашичева Любовь Нануовна
Я-идеал (суперэго), содержащий определённые стандарты совершенства, которым человека учит жизнь, позволяет ему ставить перед собой цели, достижение которых приводит к повышению самооценки и чувству гордости.
Читать PDF
321.89 кб

Парк как идеальное место

Девятова Наталья Леонидовна
В статье рассматривается парк как социокультурная форма, выявляются основные структурные элементы и их содержание. Центральная идея парка совпадает с идеальным местом пребывания человека.
Читать PDF
417.13 кб

Психология личности: реальное и идеальное “Я" у больных ахондроплазией в процессе реабилитации

В. И. Шевцов, С. А. Хвостова, А. В. Попков, А. А. Свешников
Изучали по тесту Т. Лири психологию личности у больных ахондроплазией до лечения, в процессе удлинения конечностей и в отдаленный период. Накануне операции у больных преобладало состояние эмоциональной нестабильности.
Читать PDF
1.44 мб

Идеальное всепасытрство, раскрытое в девятой заповеди блаженства

П. М. Кремлевский
Читать PDF
1.19 мб

Идеальное всепасытрство, раскрытое в девятой заповеди блаженства

П. М. Кремлевский
Читать PDF
156.52 кб

Модель педагога начального дополнительного музыкального образования: идеальное и реальное

Самовик Ольга Анатольевна
Характеризуется понятие слова «модель» применительно к педагогике. Конструируется модель обучения, включающая в себя прогностическую, концептуальную, инструментальную, рефлексивную составляющие и модель мониторинга.
Читать PDF
259.97 кб

Идеальное земное царство в Ветхозаветный и межзаветный периоды

Лаврентий Собко
Читать PDF
149.47 кб

Идеальное как явление субъективной реальности

Петров Глеб Викторович
Читать PDF
184.04 кб

«Идеальное средневековье» Л. П. Карсавина: медиевистика и философия истории

Мальгина Юлия Николаевна
Читать PDF
457.36 кб

Идеальное государство Платона и раннехристианская община: опыт сравнительного анализа

Соловьева А. А.
Читать PDF
86.71 кб

Идеальное и антропный принцип

Лобов Александр Андреевич
Автором сделана оригинальная попытка философского анализа понятий «идеальное» и «идеальный объект».
Читать PDF
342.14 кб

Идеальное и материальное в человеке: проблема соотношения понятий «Тело», «Душа» и «Дух»

Корнышова М. Н.
Уточняются этимология и эволюция смысла антропологических понятий «тело», «душа» и «дух» в истории философии.
Читать PDF
2.26 мб

Материальное и идеальное пространства

Кузьмичёва Алла Александровна
Дан сравнительный анализ философской категории «пространство» в аспекте двух её модусов, прослежен генез и становление понятий «материальное пространство» и «идеальное пространство».
Читать PDF
264.32 кб

Язык как «Идеальное» средство познания

Береснева Наталья Ириковна, Мишланова Светлана Леонидовна
Рассматриваются проблемы создания искусственных универсальных языков для обслуживания сферы научного познания мира.

Похожие термины:

  • ИДЕАЛЬНОЕ-Я

    gt; Сверх-Я.
  • ИДЕАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ

    высшее проявление субъективного, свойственное только человеку. К. Маркс писал: «...самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска,