ИДЕАЛИЗАЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Идеализация

Психический механизм защиты, смысл которого заключается в приписывании себе или другим людям несвойственных им совершенных качеств, свойств, достоинств, черт характера.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

идеализация

(от франц. ideal – идеал) – процесс представления кого-либо (реже чего-либо) лучшим, более совершенным; наделение качествами, присущими идеалу.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Идеализация
Idealization). По Кохуту, второй нормальный нарциссический процесс, при котором ребенок проецирует на своего родителя или другого любимого человека качества собственного "я" - доброту, значимость, всесилие, совершенство, чувство реальности.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Идеализация
психологический механизм переоценки человеком своих или чужих личностных качеств, которые явно такой оценке не соответствует. Идеализация способствует повышению чувства самоуважения, чувства межличностной надежности при угрозе их нарушения.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Идеализация
Явное преувеличение способностей, заслуг, преимуществ и всяких других положительных качеств какого-либо лица, общины, организации, движения, к которому данное лицо принадлежит или от которого зависит. Особенно характерна для конформного типа акцентуации характера - в идеализации своего окружения находят душевную опору, оправдание своему поведению.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
1. В психоаналитической теории – защитный механизм, объект, по отношению к которому у кого-то имеются противоречивые чувства, расщепляется на два концептуальных представления, одно полностью плохое, а другое полностью идеально хорошее. 2. В более общем смысле – процесс преодоления конфликта или стресса путем приписывания преувеличенных положительных качеств другим.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
согласно З. Фрейду - стремление, создающее ошибочное суждение, проявляемое в феномене сексуальной переоценки объекта ввиду того, что избранный объект до некоей степени не подвергается критике и все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых людей, или же чем качества того же самого объекта, пока он еще не был любим. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Она возможна как в отношении Я-либидо, так и объект-либидо.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Идеализация
эмоциональное представление о ком– или о чем-л. как о самом лучшем, в частности, в случаях, когда лицо или предмет в действительности не идеален. Типичная реакция – снисходительная эмпатия, насмешки, попытки разубеждения. Ср. у А. Грибоедова в «Горе от ума» София идеализирует Молчалина.
Как я люблю вас! Беззаветно!
Я вижу в вас мой идеал.
И не задумываясь, верьте,
За вас я жизнь свою отдам.
(Романс)
Всякий замечал, что воспоминания детства, юности с возрастом все более и более идеализируются (Дудан, Мысли и афоризмы).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
1. Отождествление некоторого объекта с идеалом, усмотрение в нем особенностей, соответствующих данному идеалу. 2. Один из психологических защитных механизмов, рассматриваемых в классическом психоанализе. Согласно так понимаемой И., некоторый объект, в отношении которого человек переживает противоречивые чувства, в сознании этого человека как бы разделяется на две части, одна из которых представляется идеальной, положительной, а другая полностью негативной, отрицательной, причем отрицательная часть объекта И. игнорируется или вытесняется в подсознание. 3. Процесс приписывания некоторому объекту свойств или функции идеала. См. бессознательное, защитные механизмы, идеал, идеал нравственный, психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
idealization) Защитный процесс (см. ЗАЩИТА), посредством которого амбивалентно рассматриваемый (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) (ВНУТРЕННИЙ) ОБЪЕКТ расщепляется на две части (см. РАСЩЕПЛЕНИЕ), и один из получившихся объектов воспринимается как идеально ХОРОШИЙ, а другой - как абсолютно ПЛОХОЙ. Понятие содержит два момента: построение идеального, совершенного объекта и ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ идеи. Идеализация в более широком, не специальном значении, при рассмотрении личности как совершенной и замечательной, включает в себя, помимо идеализации, и ПРОЕКЦИЮ. Идеализация отличается от восхищения тем, что
а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта и отрицает (см. ОТРИЦАНИЕ) наличие у идеализируемого объекта свойств, которые не вписываются в картину, и
б) идеализация ведет к ЗАВИСИМОСТИ от идеализируемой личности и раболепству перед ней, а не к соревнованию и подражанию.
Идеализация является защитой от последствий признания амбивалентности и покупает свободу от ВИНЫ и ДЕПРЕССИИ ценой потери САМОУВАЖЕНИЯ.Неудача защиты ведет к утрате иллюзии и к депрессии. См. Rycroft (1955).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Идеализация
1. преувеличение достоинств, влияния, роли другого человека до степени, в которой теряется способность замечать его слабости и недостатки, и одновременно с тем происходит умаление собственных достоинств. В явно болезненных случаях возникает склонность обожествлять такого человека, делать его свои кумиром, образцом для слепого подражания и идентификации, и в то же время идеализация может приводить к самопожертвованию, зависимости, сервилизму либо к агрессии и гомоциду. Так, кумир толпы певец Д.Ленан был убит своим фанатичным поклонником, но вещи музыканта уже много лет продаются как драгоценные реликвии (очки проданы за 1 миллион долларов, унитаз – за 14 тысяч долларов и т.д.). Психологию такого типа людей Б.Окуджава выражает словами:»Мне нужно на кого-нибудь молиться». И, следовательно, кого-нибудь ненавидеть и проклинать только потому, что в этом существует анормальная для зрелого человека потребность. Идеализация сосуществует бок о бок с демонизацией кого- или чего либо, оба эти полярных явления на самом деле представляют противоположные стороны некоего объекта; 2. представление чего-либо лучшим, чем оно есть на самом деле; 3. мысленное представление объектов, которых в действительности не существует (идеальный газ, человек без недостатков, типично протекающая шизофрения и др.); 4. в психоанализе – защитный механизм, посредством которого мысленное представление объекта, по отношению к которому у кого-то имеются противоречивые чувства, расщепляется на два концептуально полярных представления, одно из которых воспринимается как абсолютно «плохое», а другое – полностью, предельно «хорошее». Понятие содержит два момента: а) построение идеального, совершенного объекта и б) овеществление идеи. Идеализация отличается от восхищения тем, что: а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта и отрицает наличие у идеализируемого объекта свойств, которые не вписываются в односторонюю картину его представления; б) идеализация ведет к зависимости от идеализируемой личности, раболепию по отношению.к ней, а не к соревнованию и подражанию. С помощью идеализации «покупается» освобождение от вины и депрессии ценой потери самоуважения; 5. в более общем смысле - процесс преодоления конфликта или стресса путем приписывания преувеличенных положительных качеств другим людям.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
психический процесс, благодаря которому человек приписывает другим людям несвойственные им совершенные качества, свойства, достоинства, черты характера. В классическом психоанализе идеализация связана прежде всего с завышенной эмоциональной оценкой другого лица.
   В работе «О нарциссизме» (1914) З. Фрейд дал следующее определение идеализации: «Идеализация – процесс, происходящий с объектом, благодаря которому этот объект, не изменяясь в своей сущности, становится психически более значительным и получает более высокую оценку». Он полагал, что в предельном своем обобщении идеализацию можно рассматривать как своего рода сублимирование.
   З. Фрейд исходил из того, что в области чувств часто наблюдается переоценка одного человека другим. Родители имеют, как правило, навязчивую потребность приписывать своему ребенку всевозможные достоинства, которыми в действительности он не обладает. Для большинства матерей их собственный ребенок является самым умным, красивым и добрым. Они не замечают его недостатков, наделяют ребенка одними достоинствами, видят только то, что хотят видеть. Если посторонний человек воспринимает ребенка капризным и упрямым, а таковым он может быть на самом деле, то для родителей их родное дитя – верх совершенства. Каприз, с их точки зрения, – это не менее как проявление нестандартного поведения, упрямство – признак самостоятельности.
   Часто родительская любовь не только слепа, она заставляет родителей видеть в ребенке тот идеал, о котором они мечтали с момента рождения малыша и которого сами не смогли достичь в жизни.
   Дети также склонны идеализировать своих родителей: папа и мама самые красивые и самые умные. Ребенок берет с них пример, наделяя их всевозможными добродетелями. Только со временем, по мере своего развития он может обнаружить изъяны в том идеале, который он себе нарисовал. Но бывает и так, что родительский идеал сохраняется у человека на всю жизнь.
   З. Фрейд обратил внимание на то обстоятельство, что эмоциональное отношение одного человека к другому может сопровождаться сексуальной переоценкой им этого другого. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что влюбленность чаще всего приводит к завышенной сексуальной оценке. Для влюбленного нет совершеннее того человека, которого он любит. Более того, влюбленный склонен боготворить объект своей любви. Для него любимый человек – идеал, и он не может критически относиться к нему. Все недостатки любимого человека, которые явно бросаются в глаза другим людям, он воспринимает как достоинства. Идеализация имеет место до тех пор, пока сохраняется влюбленность. С точки зрения З. Фрейда, «половая переоценка объекта является его идеализацией».
   Идеализация тесно связана с процессом образования идеала-Я, то есть она одинаково возможна, по словам З. Фрейда, в области как «объект-либидо», так и «Я-либидо». В последнем случае человек идеализирует самого себя (самоидеализация). Такая самоидеализация может приводить к мании величия и другим психическим заболеваниям.
   Осмысление проблемы идеализации нашло отражение в работах ряда психоаналитиков. Так, М. Кляйн (1882–1960) соотнесла процесс идеализации с защитой от влечения к разрушению, деструкции и высказала идею, согласно которой маленький ребенок склонен превращать «хорошую» грудь матери в «идеальную» грудь, способную предоставить ему неограниченное, вечно длящееся удовлетворение. В этом отношении идеализация хорошей груди как бы противостоит плохой, «пожирающей», «преследующей» груди, и идеализированная грудь является «средством защиты от тревоги». В представлении К. Хорни (1885–1952) идеализация может иметь разную направленность, связанную с возвеличиванием пациентом других людей или самого себя. При идеализации других людей невротик уступает им то, что принадлежит ему по праву, придает их оценке себя несоразмерно большое значение, в то время как его собственная самооценка теряет всякую ценность. В том случае, когда он идеализирует себя, наблюдается самовозвеличивание невротика.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (IDEALIZATION)

Нереалистичное завышение личностных атрибутов объекта. Индивиду, превозносимому до экзальтированного признания его совершенством, могут приписываться противоречивые качества, соотносимые с либидинозным или агрессивным катексисом. Идеализация сопровождается чувствами восхищения, благоговения, почитания, обожествления, очарования. Впервые этот процесс описан Фрейдом в связи с феноменом влюбленности. Идеализироваться могут как объект, так и сом индивид.
Фрейд постулировал состояние инфантильного нарциссизма, включающего в себя чувство всемогущество, связанное со стадией первичной идентификации или единения с матерью. Согласно его теории, это состояние исчезает, когда ребенок осознает свою обособленность, одиночество и беспомощность; тогда исходное чувство всемогущества приписывается родителям посредством идеализации. Когда родители не оправдывают ожиданий, фрустрация ребенка приводит к отвлечению некоторого количества идеализирующего либидо на субъекта, что обеспечивает энергию для идентификации и обретения структур Я, контролирующих влечения и регулирующих напряжение в течение доэдиповой стадии. На протяжении этого в сущности анаклитического периода, когда отношения основаны на потребности в удовлетворяющем объекте, преувеличение значимости родителей соответствует нуждам ребенка, а родитель, исполняющий все желания, является отражением детских переживаний удовлетворения. Идеализация изменяется в связи с чередованием удовлетворенности, фрустрации, гнева. Позже, когда родители становятся значимыми независимо от потребности (константность объекта), идеализация все более переходит 'на службу' защиты. Мать, которая в идеале привлекательна и не оказывает сопротивления, может парадоксальным образом стать также идеально девственной и неприступной. Отец, преувеличенно могущественный и внушающий страх, может одновременно восприниматься кок гуманный и справедливый.
В фаллически-эдиповой стадии определенные аспекты идеализированных образов родителей интернализируются в виде Сверх-Я, действующего так, как это делали родители, в плане установления норм, выдвижения запретов и осуществления наказаний. Фрейд изначально описывал Сверх-Я антропоморфически, как Я-идеал. В современном употреблении выделяются две составляющие Сверх-Я. Я-идеал основывается на нарциссически гипертрофированных элементах взаимодействия ребенка с родителями и соотносится с ценностями, стремлениями и притязаниями. Несоответствие этим стандартам, как правило, ведет к появлению чувства стыда. Идеализированные агрессивные и запрещающие фигуры интернализируются в части Сверх-Я, соответствующей совести, которая инициирует аффект вины и наказания за проступки. Интернализация этих идеализированных аспектов родительских образов способствует психической экономии; она защищает личность от нарциссической регрессии в период наибольшей ранимости ребенка (в фаллически-эдиповой фазе), сдерживая направленные на объект влечения и таким образом усиливая контроль Я над влечениями.
Интернализация сопровождается постоянной потребностью в идеализации и возвеличении родителей (особенно родителя одного с ребенком поло) для установления связи с могущественной фигурой. При фрустрации этой потребности - утрате, безответности, депривации или разочаровании - базисное структурирование Я-идеала и Сверх-Я может быть затруднено. Даже после интернализации разочарование в родителях может свести на нет установившуюся идеализацию и инициировать новый поиск идеального внешнего объекта, чтобы поддержать то, что внутренне ослаблено.
Идеализация продолжается на протяжении жизни. Особенно она заметна в подростковый период. Во время психоаналитического лечения пациент нередко идеализирует аналитика. Если для аналитиков, работающих в рамках традиционного подхода, понимание истоков такого отношения представляется обязательным для правильного проведения анализа, то теоретики, разрабатывающие психологию Самости, считают, что идеализация аналитика необходима для замещения функций части психического аппарата, которые недостаточно прочно закрепились в детском или младенческом возрасте. По их мнению, идеализацию следует поддерживать до тех пор, пока она служит функции отсроченной интернализации.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
239.52 кб

Идеализация: ресурсы и риски личностного развития

Николаева И. А.
В статье рассматривается феномен идеализации как универсального и незаменимого ресурса развития личности. Возможности ресурсного анализа рассмотрены в контексте психоаналитического и системно-генетического подхода.
Читать PDF
228.06 кб

Идеализация и идеальный объект в современной физике

Исмаилов В. И.
Читать PDF
223.20 кб

Методологические аспекты «Homo economicus» как антропологической модели: идеализация, конструктивнос

Сорочайкин А. Н.
Статья посвящена осмыслению методологических аспектов философии экономики.
Читать PDF
223.20 кб

Методологические аспекты «Homo economicus» как антропологической модели: идеализация, конструктивнос

Сорочайкин А. Н.
Статья посвящена осмыслению методологических аспектов философии экономики.
Читать PDF
830.11 кб

Идеализация в социальном познании: к постановке вопроса

Шишулькин Сергей Александрович
В статье критикуется позиция отнесения метода идеализации лишь к естественнонаучному познанию и обосновывается необходимость применения идеализации в социальном познании, в котором данный метод основан на стремлении человека к пре
Читать PDF
70.21 кб

Социальная идеализация в контексте античной и средневековой традиции: Восток и Запад

Шишулькин C. A.
The article views and analyses the issues of the sources and genesis within the subject of social idealization in the process of public development.
Читать PDF
207.39 кб

Идеализация в системе социального познания

Шумилов Сергей Николаевич, Садыков Марат Борисович
В данной статье рассматриваются особенности идеализации как метода научного познания применительно к социальному знанию.
Читать PDF
365.11 кб

Феномены идеализации и их психологическое содержание

Николаева И. А.
Читать PDF
1.16 мб

Научные принципы как особая форма идеализации в познавательном акте

Трофимов В.В.
В статье выявляется взаимосвязь познавательного акта и научных принципов, обосновывается специфика выдвижения методологических принципов как особых идеализаций.

Похожие термины:

  • Примитивная идеализация

    первичная психологическая защита, основанная на вере, что некая всемогущая сила обеспечивает защиту.