ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
англ. artistic representations) - (в широком смысле) всякие идеи людей о сущности и назначении искусства, более общего содержания, нежели интерпретация и оценка конкретных произведений. X. п. следует отличать от эстетических представлений, которые связаны с оценкой любых объектов и явлений действительности по законам красоты. По отношению к отдельным видам художественной деятельности употребляются термины: общие представления об изобразительном искусстве, общие музыкальные представления, общие литературные представления и т. п. Основанием для их объединения в один термин является наличие исторически и культурно обусловленной логики интегрирования частных и разрозненных проявлений отношения человека к искусству в т. н. "художественную картину (или модель) мира", которая, по сути, есть предельное обобщение представлений людей об искусстве и художественной деятельности.
В эстетике, культурологии, социологии, педагогике и психологии изучаются различные и вместе с тем часто пересекающиеся по содержанию аспекты X. п. Предметом психологического исследования м. б. структура и содержание совокупности X. п. как некоторой системы, отражающей особенности обыденного сознания человека или его патологических изменений, возрастные особенности X. п., связь X. п. с обучением, механизмы включения X. п. в процессы восприятия и оценки произведений искусства, влияние X. п. на характер предпочтений и интересов в искусстве, роль X. п. в художественной деятельности (самодеятельность и творчество).
X. п. в психологических аспектах изучаются в основном в связи с проблемами художественных способностей (Б. М. Теплое, В. И. Киреенко, В. П.Ягункова и др.) и восприятия искусства (Г. И. Белявский, Л. В. Благонадежина, Л. С. Васильева, Ф. Н. Дмитриева, О. И. Рыбникова, Е. В. Сысоева-Ляхтович, А. А. Терентьев, Т. В. Шуртакова, Б. С. Юсов и др.). В современных психолого-педагогических исследованиях г. о. рассматриваются X. п. в узком смысле, а именно как идеи о взаимосвязи вещей и явлений в жизни и в искусстве. Наиболее исследованы т. н. идеи, лежащие в основе феноменов "наивного реализма" и "наивной эстетизации" ("формализма"), -"Наивный реализм" есть отождествление явлений в жизни и в искусстве (А. В. Запорожец, Ю. Н. Протопопов, Е. М. Торшилова и М. 3. Дукаревич, Б. С. Юсов, В. Lark-Horovitz, H. Lewis, M. Luka и др.). В этом случае, если зритель (читатель, слушатель) находит в произведении нечто такое, что м. б. интерпретировано как прямое и непосредственное отражение действительности, то он оценивает произведение положительно. Если такого он найти не может, то - отрицательно. Этот феномен фактически не имеет возрастных границ. -"Наивный формализм" есть, напротив, полное отрицание связи искусства и жизни. Тогда критерием оценки произведения становится изощренность формы в соответствии со вкусовыми пристрастиями человека. "Наивный реализм" есть отражение обыденного сознания массовой публики. "Наивная эстетизация" больше свойственна узкой рафинированной части публики.
Наиболее распространенный среди массовой публики "наивный реализм" связан с традициями общего среднего образования, содержанием и методами популяризации и пропаганды искусства на протяжении многих десятилетий. Это X. п. не имеет фактически возрастных границ (с равным успехом оно обнаруживается как у взрослых людей, так и у маленьких детей). Вместе с тем ряд исследований показывает, что в специально организованном обучении (напр., изобразительному искусству или литературе) такой подход к пониманию искусства преодолим уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах (В. В. Алексеева, В. А. Гуружапов, Ю. М. Зубарева, В. А. Езикеева, Л. А. Ивлева, Г. Н. Кудина и 3. Н. Новлянская, Б. М. Неменский, Б. М. Козлов, Л. И. Олиференко, Ю. А. Полуянов, Н. Н. Турро, А. Ф. Яковличева и др.)..Тогда ребенок может оценивать произведения искусства даже специально не предназначенных для детей, исходя из понимания выразительности художественной формы, учитывая возможную т. зр. автора и др. людей на явления жизни, связанные с содержанием конкретного произведения, и их возможные мысли и чувства, опираясь на личный опыт переживаний. В этом случае индивидуальная интерпретация содержания и формы отдельного произведения приобретает достоинство культурного отношения к искусству вообще. В основе такого понимания лежит идея искусства как выражения в форме произведения существенных сторон жизни человека, в идеале универсального смысла жизни. С т. зр. деятельностного подхода в психологии эти X. п. формируются в процессе овладения культурным способом восприятия и понимания явлений действительности и искусства. Связываясь с определенными действиями по анализу формы произведения от целого к частям, с различными образами и представлениями действительности, эти X. п. организуются в смыслопорождающие системы понимания искусства, ориентированные на культурную норму понимания искусства (В. А. Гуружапов). С т. зр. индивидуально-типологического подхода эти X. п. являются выражением "эстетического отношения к действительности" как универсальной характеристики сознания художественного типа (А. А. Мелик-Пашаев).
Актуальность проблемы X. п. как самостоятельной области исследования связана с внедрением в практику школ и музеев дискуссионных форм обучения, попытками учета региональных и этнокультурных факторов в построении новых систем образования, расширением межд. контактов людей самых разных социальных слоев, появлением информационных технологий типа "Multimedia". См. Мультикультурное образование, Эстетическое развитие. (В. А. Гуружапов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
932.99 кб

Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет

Зырянова Светалана Михайловна
В статье раскрывается содержание этапов педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в контексте
Читать PDF
510.00 кб

Вопросы профессиональной ориентации и отбора режиссеров спортивно-художественных представлений и пра

Кудашова Л. Т., Пилюгина М. М.
Читать PDF
3.37 мб

Изучение народных художественных промыслов как методика формирования исторических представлений млад

Макарова Екатерина Владимировна
Автор затрагивает вопросы формирования исторических представлений младших школьников при изучении народных художественных промыслов в рамках школьной программы.
Читать PDF
636.79 кб

Педагогические основы формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изуч

Рыкунова Е.А.
В статье рассмотрена проблема психолого-педагогических оснований, способствующих формированию художественно-образных представлений у студентов будущих оперных певцов, исполнителей оперных партий.
Читать PDF
2.66 мб

Интеграция художественной и логической составляющих в представлении учителей изобразительного искусс

Конкина Татьяна Юрьевна
Поднимается проблема готовности учителей изобразительного искусства к преподаванию в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в контексте требований Профессионального
Читать PDF
689.79 кб

Особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе осво

Рыкунова Екатерина Анатольевна
В статье описаны особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе освоения оперных партий.