Художественное творчество

Найдено 1 определение
Художественное творчество
особый вид творческой деятельности, связанный с эстетическим освоением действительности, основывающийся на преимущественной работе наглядно–образного мышления при тесной взаимосвязи с эмоционально–эстетическими переживаниями субъекта, продуктом которого является художественный образ, обладающий оригинальными эстетическими характеристиками. Х.т. реализуется в такой особой форме общественного сознания как искусство. Искусство является своеобразной формой духовной жизни людей и связано с созданием художественных образов. Его особенность в том, что оно не может быть напрямую отнесено ни к теоретической, ни к практической стороне познания мира, гармонично и своеобразно сочетая в себе обе эти составляющие.
Существует несколько общих специфических черт, отличающих Х.т. от других видов творческой деятельности:
1. Продуктом Х.в. выступает художественный образ, заключенный в каком–либо материализованном объекте (в красках на холсте, в мраморе и бронзе статуи, в тексте книги, пластике человеческого тела, мимике и пр.). Причем сходные (или даже одинаковые) обобщенные образы могут быть воплощены разными материальными художественными средствами, например, типаж одного и того же героя в литературном или живописном произведении, в кинокартине и т. д.
2. Указанная особенность творческого продукта тесно связана с психологической спецификой самого процесса Х.т. В основе творческого процесса в искусстве лежит наглядно–образное мышление, другие же виды мышления (абстрактно–логическое, наглядно–действенное) имеют несколько меньшее значение.
3. Ключевым компонентом Х.т. является эмоциональное переживание, без которого вообще не возможен творческий процесс. И это зачастую приводит к противопоставлению искусства и «чистой науки», часто абстрагирующейся от человеческих эмоций, которые например, по мнению К. Юнга, обладают способностью разрушать мысли. Высшим проявлением эмоций в искусстве является катарсис, пиковое эмоциональное переживание, воспринимаемое человеком как психологическое очищение, рождение к новой жизни.
4. Рациональная  сторона  продукта Х.в. скрыта, так как он не имеет утилитарного предназначения не требует «внедрения» в практику. Это также часто дает основание противопоставлять Х.т. научному, которое имеет своим продуктом абстрактную идею, не всегда тесно привязанную к материальности и как раз нуждающуюся во внедрении. То есть Х.т. меньше, чем другие виды творчества связано с рациональностью.
5. Еще одна особенность Х.т. связана с тем, что в искусстве творческая проблематика острее, в нем больше непредзаданности, «непредвиденности», объективной непостигаемости. Что хотел сказать К. Малевич, написав свой «Черный квадрат»? О чем говорит нам музыка Баха, Вивальди, Шостаковича? Когда на выставке работ Пикассо, одна из посетительниц спросила художника, как надо понимать его произведение, художник ответил, что его надо не понимать, а чувствовать. Таким образом, Х.в. создает многозначный контекст понимания, по разному отражаемый разными людьми, плохо поддающийся логическому анализу.
6. Яркая особенность Х.т. связана с его сильно выраженным эстетическим началом. Стремление к гармонии, к соразмерности соотношения целого и его частей, к совершенной красоте — неотъемлемая часть искусства. Именно эту его часть и невозможно постичь логически. Попытки «проверить алгеброй гармонию» редко бывают удачными, тем более, что эстетические оценки меняются в зависимости от исторических и этнических характеристик.
7. Художественный процесс имеет особые социально–исторические основы: характер произведений искусства исторически меняется, художник отражает духовные потребности своей эпохи. Это связано с тем, что на определенном этапе исторического развития у людей возникает потребность в осмыслении определенных сторон бытия, запечатлении особо значимых для данной эпохи событий, чувств, мыслей. Так, к примеру, эстетика Средних веков воспевает внутреннюю духовную красоту человека, его внутреннюю связь с Божественным, а эпоха Возрождения — гимн телесной гармонической красоте человека, отражающей его внутреннее духовное содержание.
8. Для Х.т. требуются также особые характеристики личности, специфические свойства «художественной натуры». К таким свойствам можно отнести отзывчивость к внешним творческим проблемам и задачам, стремление эстетически от ражать и преобразовывать реальность. Другое неотъемлемое свойство «художественной натуры» — отзывчивость к образным впечатлениям, которые дают толчок творческому процессу. Впечатлительность художников, музыкантов или актеров часто выступает как неотъемлемая часть их характера. Например, И. Левитан мог заплакать, любуясь игрой красок закатного неба. Наконец, важнейшей личностной характеристикой людей искусства является специфическая структура и содержание художественных способностей, опирающиеся на особые природные задатки. (Тургель В. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
108.37 кб

Психология художественного творчества

Мурзина С. М.
В статье рассматриваются вопросы создания произведения искусства с точки зрения психологии и философии. А так же влияние типов темпераментов человека на процесс творческого акта.
Читать PDF
398.16 кб

О природе феномена художественного творчества

Юшманов Виктор Иванович
На примере психологического исследования профессиональной деятельности оперного артиста автор статьи раскрывает природу и жизненное предназначение феномена художественного творчества как практического моделирования вымышленной жиз
Читать PDF
137.27 кб

О соотношении истины и художественного творчества

Лукманова Раушания Хусаиновна
Истина и творчество неразрывно связаны между собой. Показать эту фундаментальную связь поможет обращение к философии М. Хайдеггера. По Хайдеггеру, место, где рождается истина, это место бытия человека.
Читать PDF
57.46 кб

Философия художественного творчества И. А. Ильина

Мурышев Кирилл Евгеньевич
Статья посвящена анализу концепции художественного творчества И.А. Ильина.
Читать PDF
465.36 кб

Психологическая природа художественного творчества

Ларкина Нина Владимировна
В данной статье автор рассматривает некоторые теоретические аспекты психологической природы творчества, которые отражают неоднозначность понимания этой проблемы и многоплановость исследований в этой области.
Читать PDF
220.40 кб

Концептуализация понятия художественного творчества

Шахно Наталья Викторовна
Статья, посвященная исследованию феномена художественного творчества, раскрывает содержания понятий «творчество» и «художественное творчество» в разные исторические эпохи.
Читать PDF
89.81 кб

Место интуиции в научном и художественном творчестве

Бондаренко А. В.
Рассматривается проблема интуитивной составляющей в науке и искусстве с учетом их творческого характера.
Читать PDF
597.90 кб

Художественное творчество как способ самоидентификации

Колчинская Вероника Юлиевна
Статья посвящена теоретическим проблемам анализа творческой деятельности как способа конструирования идентичности.
Читать PDF
4.60 мб

Генезис педагогики народного художественного творчества

Калантарян Любовь Алексеевна
Формирование основ народной педагогики, традиций народного воспитания уходят своими корнями в первобытную эпоху.
Читать PDF
236.40 кб

Эстетическое и нравственное в художественном творчестве

Овчарова Т. Н.
Читать PDF
5.49 мб

Воплощение инклюзивных идей в художественном творчестве

Яковлева Елена Людвиговна
Объектом исследования становится инклюзивный подход к бытию, связанный с появлением огромного количества Других/нетипичных и формирующий свою ценностную систему.
Читать PDF
358.62 кб

Современные проблемы обучения художественному творчеству

Троицкий А. С., Васин С. А., Хадарцев А. А.
В работе освещена проблема обучения художественному творчеству на современном этапе, сопряженная с целесообразностью применения в педагогическом процессе синергетических идей, принципов системного анализа и синтеза.
Читать PDF
379.26 кб

«Космическая игра» первичного художественного творчества

Частоколенко Я. Б.
В статье рассматривается первичное художественное творчество детей и взрослых. Предложен вариант решения одной из наиболее парадоксальных проблем психологии творчества «организованной спонтанности творчества».
Читать PDF
4.45 мб

Художественное творчество М. В. Ломоносова в школьных курсах

Алиев Юлий Багирович
В статье обобщен опыт использования художественного творчества М.В. Ломоносова в школе-интернате № 16 Москвы.
Читать PDF
5.32 мб

Моделирование в научном познании и художественном творчестве

Альбертин С.В.
В статье рассматриваются возможности моделирования как одного из основных методологических подходов, используемых в научном познании и художественном творчестве.