особый вид творческой деятельности, связанный с эстетическим освоением действительности, основывающийся на преимущественной работе наглядно–образного мышления при тесной взаимосвязи с эмоционально–эстетическими переживаниями субъекта, продуктом которого является художественный образ, обладающий оригинальными эстетическими характеристиками. Х.т. реализуется в такой особой форме общественного сознания как искусство. Искусство является своеобразной формой духовной жизни людей и связано с созданием художественных образов. Его особенность в том, что оно не может быть напрямую отнесено ни к теоретической, ни к практической стороне познания мира, гармонично и своеобразно сочетая в себе обе эти составляющие.
Существует несколько общих специфических черт, отличающих Х.т. от других видов творческой деятельности:
1. Продуктом Х.в. выступает художественный образ, заключенный в каком–либо материализованном объекте (в красках на холсте, в мраморе и бронзе статуи, в тексте книги, пластике человеческого тела, мимике и пр.). Причем сходные (или даже одинаковые) обобщенные образы могут быть воплощены разными материальными художественными средствами, например, типаж одного и того же героя в литературном или живописном произведении, в кинокартине и т. д.
2. Указанная особенность творческого продукта тесно связана с психологической спецификой самого процесса Х.т. В основе творческого процесса в искусстве лежит наглядно–образное мышление, другие же виды мышления (абстрактно–логическое, наглядно–действенное) имеют несколько меньшее значение.
3. Ключевым компонентом Х.т. является эмоциональное переживание, без которого вообще не возможен творческий процесс. И это зачастую приводит к противопоставлению искусства и «чистой науки», часто абстрагирующейся от человеческих эмоций, которые например, по мнению К. Юнга, обладают способностью разрушать мысли. Высшим проявлением эмоций в искусстве является катарсис, пиковое эмоциональное переживание, воспринимаемое человеком как психологическое очищение, рождение к новой жизни.
4. Рациональная сторона продукта Х.в. скрыта, так как он не имеет утилитарного предназначения не требует «внедрения» в практику. Это также часто дает основание противопоставлять Х.т. научному, которое имеет своим продуктом абстрактную идею, не всегда тесно привязанную к материальности и как раз нуждающуюся во внедрении. То есть Х.т. меньше, чем другие виды творчества связано с рациональностью.
5. Еще одна особенность Х.т. связана с тем, что в искусстве творческая проблематика острее, в нем больше непредзаданности, «непредвиденности», объективной непостигаемости. Что хотел сказать К. Малевич, написав свой «Черный квадрат»? О чем говорит нам музыка Баха, Вивальди, Шостаковича? Когда на выставке работ Пикассо, одна из посетительниц спросила художника, как надо понимать его произведение, художник ответил, что его надо не понимать, а чувствовать. Таким образом, Х.в. создает многозначный контекст понимания, по разному отражаемый разными людьми, плохо поддающийся логическому анализу.
6. Яркая особенность Х.т. связана с его сильно выраженным эстетическим началом. Стремление к гармонии, к соразмерности соотношения целого и его частей, к совершенной красоте — неотъемлемая часть искусства. Именно эту его часть и невозможно постичь логически. Попытки «проверить алгеброй гармонию» редко бывают удачными, тем более, что эстетические оценки меняются в зависимости от исторических и этнических характеристик.
7. Художественный процесс имеет особые социально–исторические основы: характер произведений искусства исторически меняется, художник отражает духовные потребности своей эпохи. Это связано с тем, что на определенном этапе исторического развития у людей возникает потребность в осмыслении определенных сторон бытия, запечатлении особо значимых для данной эпохи событий, чувств, мыслей. Так, к примеру, эстетика Средних веков воспевает внутреннюю духовную красоту человека, его внутреннюю связь с Божественным, а эпоха Возрождения — гимн телесной гармонической красоте человека, отражающей его внутреннее духовное содержание.
8. Для Х.т. требуются также особые характеристики личности, специфические свойства «художественной натуры». К таким свойствам можно отнести отзывчивость к внешним творческим проблемам и задачам, стремление эстетически от ражать и преобразовывать реальность. Другое неотъемлемое свойство «художественной натуры» — отзывчивость к образным впечатлениям, которые дают толчок творческому процессу. Впечатлительность художников, музыкантов или актеров часто выступает как неотъемлемая часть их характера. Например, И. Левитан мог заплакать, любуясь игрой красок закатного неба. Наконец, важнейшей личностной характеристикой людей искусства является специфическая структура и содержание художественных способностей, опирающиеся на особые природные задатки. (Тургель В. А.)
Художественное творчество
Художественное творчество
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014