ХОТОРНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ХОТОРНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
хоторнский эффект, эффект Хоторна) — психологические исследования, проводимые в середине 20-х гг. прошлого века на заводе компании Вестерн Электрик в г. Хоторне, штат Иллинойс, США. Первоначальной целью X. и. было изучение влияния некоторых факторов условий труда (освещение, температура и влажность воздуха, режим труда и отдыха и др.) на его производительность. В результате проведения X. и. было установлено, что на рост производительности труда не меньшее влияние нежели улучшение условий труда оказывают социально-психологические факторы (психологический климат в коллективе, отношение руководителей к работникам, учет их пожеланий и интересов, методы руководства коллективом и т. п.). X. и. оказали значительное влияние на дальнейшее развитие промышленной психологии, особенно на ее социально-психологическое направление. Вопросы психологии малых групп, руководства ими, формирования межличностных взаимоотношений стали весьма актуальными. X. и. дали обильную пищу для размышлений предпринимателям, которые увидели, что повышение эффективности производства, а значит, и рост прибылей могут быть значительно увеличены направленным воздействием на межличностные взаимоотношения рабочих как между собой, так и с администрацией. Все это в совокупности со все более проявляющейся ограниченностью системы Тейлора привело к созданию и развитию т. н. доктрины человеческих отношений. X. и. имеют большое значение и для экспериментальной психологии; напр., они наглядно продемонстрировали, что сам факт участия в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов (см. также Эффекты психологического исследования).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г