Хорни Карен

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Хорни Карен | Horney, Karen D. (1885-1952)
Хорни отказалась от традиционной фрейдистской ортодоксии вследствие несогласия с объяснением в ее рамках женской сексуальности. Она считала, что Фрейд придавал несоразмерно большое значение половому инстинкту.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Хорни Карен
1885 – 1952) — немецко–американский психолог, представитель неофрейдизма. До 1932 г. проводила клиническую работу невротиками в Германии, после эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов, сущность которых заключается в переживании „коренной тревоги“, обусловлено противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если ситуации жизни (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать „коренную тревогу“, то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к окружающим.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Хорни (Horney) Карен
(16.09.1885, Гамбург - 4.12.1952, Нью Йорк) - немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма.
Биография. После получения образования, работала в Психоаналитическом институте в Берлине, проводила здесь клиническую работу невротиками. В 1932 г. эмигрировала в США. В 1934 г. основала в Нью-Йорке Институт психоанализа.
Исследования. Рассматривала неврозы как избранные личностью формы защиты от изначально враждебной к ней среды, которые проявляются в характерном поведении (бегство от общества, конформизм, борьба за власть). Полагала, что развитие неврозов обусловлено противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если ситуации жизни (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать "коренную тревогу", то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к окружающим.
Сочинения. The Neurotic Personality of Our Time. N.Y., 1937; в рус. пер. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993;
New Ways in Psychoanalysis. N.Y., 1939;
Self-Analysis. N.Y., 1942;
Neurosis and Human Growth. N.Y., 1950;
Our Inner Conflict. A Constructive Theory of Neurose. N.Y., 1966

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ХОРНИ КАРЕН
Horney K., 1885-1952). Видный представитель культурно- и социологически-ориентированного психоанализа. Работала практикующим психоаналитиком в Берлине. Находилась под влиянием марксистской теории. В 1932 г. переехала в США, где организовала Американский психоаналитический институт. Автор книг "Невротическая личность нашего времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Неврозы и развитие человека" (1950). В своей концепции бессознательного X. заменила фрейдовское либидо двумя иными механизмами: анксиозностью (страхом) и перфекционизмом (стремлением к совершенству). Источник невроза X. видит в конфликте общественных устремлений человека с враждебными ему условиями социальной среды. Анксиозность приводит к неверию в свои силы, чувству собственной неполноценности. Перфекционизм побуждает к преодолению страха и обеспечивает свободу и уверенность. Однако тенденция к совершенствованию увеличивает зависимость человека от других членов общества. X. делает вывод, что повышение требований общества к индивиду увеличивает стремление последнего к совершенствованию, а это приводит к его порабощению социальными условиями, поэтому "различие между больным неврозом и нормальным человеком чисто количественное".
См. также Характерологический анализ Хорни.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Хорни Карен
(1885–1952) – нем.амер. психолог, психоаналитик. Как и все психоаналитики, Х. считала детство ключевым периодом в процессе формирования личности. Большое внимание она уделяла анализу условий воспитания, неблагоприятных для личности ребенка, толкающих его на путь невротического развития, защитного по своей сути. В этом пункте Х. намного опередила собственно детских психологов, пришедших к детальному изучению значения детско-родительских отношений существенно позже ее (и есть основания предполагать, что под ее влиянием). Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в особо уязвимую, зависимую позицию. Х. показала, что множество внешне различных особенностей родительского поведения (недостаток любви и заботы, запугивание, тирания, неадекватное восхваление, излишний критицизм, сверхтребования, игнорирование самостоятельности и др.) приводят в конечном счете к одному результату: ребенок оказывается неспособным выработать в себе должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в себе, одиночеством, страхами, ощущением глубокой обиды и т.д. Складывающийся на ранних этапах комплекс эмоциональных отношений ребенка с близкими играет решающую роль в определении будущего характера человека и его личностных проблем. Здесь заключен источник невротических наклонностей человека, к–рые, сформировавшись, нередко властвуют над ним всю жизнь. Осн. работы: «Невротическая личность нашего времени», 1937.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ХОРНИ КАРЕН
Homey, 1885-1952) - нем.-амер. психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. На основании большого клинического опыта работы с пациентами-невротиками в Германии (до 1932) и в США X. пришла к выводу о несостоятельности классического психоанализа в понимании причин невротических расстройств (как известно, последний искал их в нарушении сексуального развития). Согласно X., неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей, которые актуализируют у индивида чувство "коренной тревоги" (тревожности, неуверенности, страха и т. п.). Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его "коренная тревога" при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наоборот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии. При разрешении личностных конфликтов и в борьбе с негативными чувствами невротик, согласно X., следует 3 основным "защитным" стратегиям поведения: 1) он стремится к др. людям; 2) бежит от людей, желая независимости; 3) идет против людей, агрессивен по отношению к ним. Работы X. оказали большое влияние на последующее развитие психологии личности, возрастной психологии и психотерапии. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ХОРНИ (Horney) Карен

(1885—1952) — немецко-американский психолог и психоаналитик, реформатор психоанализа и фрейдизма. Одна из основательниц и лидеров неофрейдизма. Сооснователь женской психологии. Д-р медицины Берлинского ун-та (1911). После окончания медицинского фак-та Фрейбургского ун-та начала медицинскую практику, работала с невротиками в Психоаналитическом ин-те Берлина (1918—1932). Занималась психоанализом, сотрудничала с К. Абрахамом, была чл. Берлинского психоаналитического общества. Преодолевая известную односторонность классического психоанализа, разрабатывала основы психологии женщин (женской психологии). В 1932 г. эмигрировала в США. В основном работала в Нью-Йорке как практикующий психоаналитик. В 1934 г. — читала лекции в Нью-Йоркской школе социальных исследований и с этого же года работала в Чикагском ин-те психоанализа. Обнаружила некоторую разницу в этиологии неврозов в Европе и США. Подвергла сомнению и критической переработке некоторые принципы и концепции 3. Фрейда, в том числе теорию либидо, концепцию Эдипова комплекса, учение об инстинктах и инстинктивной природе бессознательного, концепцию неврозов и пр. Начала активную реформацию психоанализа и фрейдизма путем отказа от ряда положений и дополнения учения 3. Фрейда культурологическими и социологическими компонентами. Разработала программу модернизации психоанализа. Вскоре вышла из традиционных психоаналитических обществ. В 1941 г. основала в Нью-Йорке Ассоциацию развития психоанализа, Американский ин-т психоанализа и Американский журнал психоанализа. Считая, что бессознательные импульсы несут отпечаток определенного типа культуры и сообщаются индивиду социальной средой, утверждала, что неврозы вызываются культурными факторами и что внутриличностные конфликты отражают социальные антагонизмы и фактически провоцируются обществом. Исследовала психоаналитические аспекты сексуальности, агрессии, влечения к смерти, невротического конфликта и др. Полагала, что мотивация поведения человека обусловливается чувством ба-зальной тревоги (коренной тревоги) из-за бытия во враждебном мире и стремлением к безопасности и самореализации. Считала, что блокировка реализации личностного потенциала вызывает невротический конфликт, а сами неврозы с течением времени меняются и для каждого исторического периода характерно доминирование определенной группы неврозов. Выделила великие неврозы нашего времени. Оказала влияние на развитие психоанализа, фрейдизма, неофрейдизма, психоаналитического движения, психологии, социологии и т.д. Автор книг: The Neurotic Personality of Our Time. N.Y., 1937; (в рус. пер. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993); New Ways in Psychoanalysis. N.Y., 1939; Self-Analysis. N.Y., 1942; Neurosis and Human Growth. N.Y., 1950; Our Inner Conflict. A Constructive Theory of Neurose ,N.Y., 1966. И.М. Кондаков, В.И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ХОРНИ КАРЕН
(Horney Karen) (1885—1952)-американский психоаналитик, одна из видных представительниц неофрейдизма. Как и другие неофрейдисты, Х.К. не признавала тезис Фрейда об исключительной роли сексуальности, подвергала сомнению Эдипов комплекс, концепцию либидо, а также представление Фрейда о структуре личности. Ее общая позиция по отношению к человеку и его судьбе была более оптимистичной, чем позиция Фрейда. Основу бессознательной мотивации человека Х.К. усматривала в базальной тревоге (тревожности), которая возникает у ребенка из-за отчуждения родителей от ребенка, его последующей изолированности и чувства беспомощности в потенциально враждебном ему мире. От него (чувства беспомощности) и от тревоги человек может избавиться одним из следующих способов: движением к людям, движением от людей, движением против людей. Соответственно, место фрейдовских инстинктов в теории мотивации поведения ребенка у Х.К. занимает стремление ребенка обрести безопасность в потенциально враждебном окружающем мире и избавиться от чувства страха. Хотя личность ребенка и определяется опытом раннего детства, человек сохраняет за собой способность меняться как личность в течение всей жизни. Преодоление тревоги потенциально связано с развитием адекватного образа Я. Этот образ, по Х.К., состоит из двух частей: знаний человека о себе и его отношения к себе. Х.К. также считала, что существует несколько разных образов Я: Я реальное, Я идеальное и Я в глазах окружающих людей. Эти три образа Я в идеале должны между собой совпадать, так как только в этом случае можно говорить о нормальном развитии человека как личности и о его устойчивости к неврозам. Х.К. выделяет три вида психологической защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. В норме эти потребности и соответствующие им формы психологической защиты гармонически сочетаются друг с другом. Однако при отклонениях от нормы одна из них начинает доминировать над остальными, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса. Соответственно, человек может найти для себя психологическую защиту или в стремлении к людям (конформный, уступчивый тип), или же в стремлении против людей (агрессивный тип), или в стремлении от людей (тип одинокого отшельника). Базальная тревога своими корнями уходит во взаимоотношения ребенка с родителями. Чтобы от нее избавиться, ребенок может предпочесть различные стратегии поведения. Если какие-либо из них становятся фиксированными (неизменными), то возникают невротические потребности, которые выступают в роли своего рода защитных механизмов от тревоги. Х.К. вначале называла 10 невротических потребностей, объединив их позднее в три большие группы, которые, соответственно, характеризуют услужливую личность, отрешенную личность и агрессивную личность.
Соч.:Женская психология. СПб., 1993; Собрание сочинений: В 3 т. М., 1997; Наши внутренние конфликты. М., 2000; Невротическая личность нашего времени. М., 2000. См. защитные механизмы, либидо, неофрейдизм, потребности невротические, психоанализ, тревожность базальная, Фрейд Зигмунд, Фромм Эрих, Эдипов комплекс.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ХОРНИ (Даниельсон) Карен
1885–1952) – немецко-американский психоаналитик, одна из видных фигур в психоаналитическом движении первой половины ХХ столетия. Начав свою преподавательскую, исследовательскую и терапевтическую деятельность в рамках классического психоанализа, со временем она не только переосмыслила основные психоаналитические концепции З. Фрейда, но и выдвинула свое понимание причин возникновения невротических конфликтов, образования неврозов, а также возможностей их разрешения и лечения.
   Новации К. Хорни в теории и практике психоанализа способствовали становлению такого направления в психоаналитическом движении, представители которого соотносили невротизацию человека не столько с его инстинктивными влечениями, сколько с социокультурными условиями жизни. Вместе с тем выдвинутые ею идеи были восприняты ортодоксально ориентированными психоаналитиками в качестве ереси, несовместимой с канонами психоанализа как такового. Предпринятый ею в конце 30-х – начале 40-х годов своеобразный бунт в психоанализе завершился изгнанием К. Хорни из официально признанного психоаналитического сообщества. Словом, в истории психоаналитического движения К. Хорни предстает в качестве незаурядной личности, проложившей новые пути в развитии психоанализа.
   К. Хорни родилась 16 сентября 1885 года в Германии, близ Гамбурга в норвежско-голландской семье. Ее отец был капитаном норвежского флота, отличался суровым характером и сдержанностью в выражении своих чувств, усердно изучал Библию. Ее мать, голландская немка, была на семнадцать лет моложе своего мужа, обладала живым характером, свободомыслием и играла главную роль в семье. Любовь отца была сосредоточена на жене и он мало уделял внимания дочери. Мать, будучи привлекательной женщиной, открыто презирала своего мужа, и, таким образом, в семье была нездоровая обстановка, сказавшаяся на дочери, которая стала раздражительной и озлобленной.
   Детство К. Хорни не было счастливым, так как она чувствовала себя нежелательным ребенком и полагала, что родители отдают предпочтение ее брату, который был на четыре года старше. Ощущая себя отвергнутой в семье, она компенсировала эту ущербность в школе, достигла значительных успехов в учебе и стала одной из первых учениц. Впоследствии К. Хорни рассматривала свое неистовое или, по ее собственному выражению, невротическое честолюбие в учебе в качестве следствия, вызванного разочарованием в любви, которое было особенно болезненным из-за недостатка людей, к которым она могла бы питать привязанность.
   В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она привела пример одной девочки, которая испытывала привязанность к своему брату, предавалась с ним нежностям более или менее сексуального характера, но ощутила страшный удар по своему самолюбию, когда в возрасте восьми лет ее брат, которому в то время было двенадцать лет, внезапно отверг ее, сославшись на то, что они стали слишком взрослыми. Используя данный пример, К. Хорни описала фактически свое собственное состояние в детстве, связанное с глубоким разочарованием в брате, а также стыдом и унижением, которые ей пришлось пережить.
   Попытки добиться любви со стороны другого мальчика после разрыва с братом привели к тому, что сперва ее состояние заметно улучшилось, но когда этот мальчик исчез из поля зрения, она отреагировала на новое разочарование такой подавленностью, что для восстановления сил ее пришлось отправить на курорт, а по возвращении перевести на класс ниже. Именно после этого, в возрасте девяти лет, она проявила свое честолюбие, стремилась стать первой в классе и добилась своего, но это обернулось ухудшением отношений с другими девочками.
   Будучи депрессивным и непослушным ребенком в семье, в подростковом возрасте К. Хорни стала выступать на стороне матери, когда между родителями обнаруживались серьезные конфликты. В тринадцать лет начала вести дневник, в котором описывала свои переживания и отношения к родителям и брату. По сравнению с красивой матерью и веселым братом К. Хорни чувствовала себя «гадким утенком» и у нее возникло убеждение, что она не способна вызвать симпатию. Внешняя близость к матери и брату на самом деле были не чем иным, как вытесненной враждебностью, которая впоследствии переросла в открытое неприятие их.
   Несколько десятилетий спустя в автобиографической работе «Самоанализ» (1942), в которой был описан клинический случай Клэр, К. Хорни поведала о некоторых переживаниях, связанных с отношениями в семье. «С ней не обращались плохо и не отвергали ее в грубой форме – она ходила в такие же хорошие школы, как и ее брат, она получала столько же подарков, как и он, она занималась музыкой с тем же учителем, что и ее брат, и во всем, что касалось материальных благ, к ней относились так же хорошо. Но что касается менее осязаемых вещей, то их она получала меньше, чем брат: меньше ласки, меньше интереса к ее школьным оценкам – и в тысяче мелких каждодневных переживаний ребенка – меньше заботы, когда она была больна, меньше беспокойства о том, что ее нет рядом, меньше желания доверительного общения и меньше восхищения ее внешностью и хорошими манерами. Между матерью и сыном существовала глубокая, хотя трудноуловимая для нее, общность, из которой она была исключена».
   К. Хорни стала одной из первых женщин в Германии, которая захотела получить медицинское образование и добилась этого. Она училась в университетах Геттингена, Гамбурга, Берлина. В 1909 году вышла замуж за берлинского юриста Оскара Хорни. В 1913 году окончила медицинский факультет Берлинского университета. Специализировалась в области психиатрии. Несколько лет проработала в психиатрической клинике. Под влиянием лекций немецкого психоаналитика К. Абрахама в студенческие годы увлеклась психоанализом и в 1910 году прошла у него анализ. В 20-х годах прошла повторный личный анализ у Г. Зак-са. Стала одним из признанных преподавателей Берлинского института психоанализа, созданного в 1920 году по инициативе К. Абрахама и М. Эйтингона. В 20-х годах принимала участие в работе нескольких конгрессов Международного психоаналитического объединения. Воспитывала троих детей, но в 1926 году рассталась со своим мужем.
   В 1932 году по приглашению Ф. Александера К. Хорни переехала в США, где стала работать заместителем директора Чикагского института психоанализа. Там она встретила Э. Фромма, который читал лекции в данном университете и с которым она была ранее знакома по Берлинскому институту психоанализа, где он получал соответствующее образование, а она выступала в роли преподавателя. В 1934 году она и Э. Фромм переехали в Нью-Йорк. К. Хорни проводила учебный анализ со студентами Нью-Йоркского психоаналитического института и работала в качестве психоаналитика. В 1935 году она читала лекции в Новой школе социальных исследований. В 1938 году официально развелась с мужем. После публикации в 1939 году книги «Новые пути в психоанализе» и ряда выступлений, в которых были подвергнуты критике фундаментальные положения учения З. Фрейда о человеке, неврозах и технике их лечения, ее профессиональная деятельность была поставлена под сомнение правоверными американскими психоаналитиками.
   В 1941 году после того, как Нью-Йоркский психоаналитический институт лишил К. Хорни права преподавать и выступать в качестве обучающего аналитика, она с группой единомышленников, включая С. Кель-ман, Б. Роббинса К. Томпсон, Х. Эфрона и более десятка аспирантов, вышла из Нью-Йоркского психоаналитического общества (соответственно и из Американской психоаналитической ассоциации) и основала Американский институт психоанализа и Ассоциацию развития психоанализа. К тому времени между К. Хорни и Э. Фроммом произошел разрыв, не последнюю роль в котором сыграл анализ ее дочери Марианны, с одобрения матери осуществляемый последним. Несмотря на этот разрыв, Э. Фромм вошел в состав Американского института психоанализа.
   В 40-е годы К. Хорни стала основателем и редактором «Американского журнала психоанализа». В 1942 году в созданном ею Американском институте психоанализа произошел раскол, обусловленный различными причинами, в том числе и проводимой ею политикой, в результате которой не имеющему медицинского образования Э. Фромму было запрещено вести семинары по практике психоанализа и осуществлять обучающий анализ. Из-под ее начала ушли ведущие сотрудники Американского института психоанализа. Одни из них, включая К. Томпсон и Э. Фромма, совместно с Г.С. Салливаном основали Вашингтонскую школу психиатрии, к которой до 1946 года относился Институт У. Уайта, другие в 1944 году вошли в состав психоаналитического факультета при Нью-Йоркском медицинском колледже.
   В конце 1940-х годов К. Хорни увлеклась дзен-буддизмом, а в начале 1950-х годов посетила Японию, где побывала в дзен-буддистских монастырях. В этом путешествии ее сопровождал Д. Судзуки, который, будучи специалистом по дзен-буддизму, читал лекции в США. Вернувшись из поездки по Японии, К. Хорни продолжила свою исследовательскую, терапевтическую и общественную деятельность. Она умерла в Нью-Йорке 4 декабря 1952 года.
   К. Хорни – автор многочисленных статей и таких фундаментальных работ, как «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые пути в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и развитие личности» (1950).    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ХОРНИ КАРЕН
Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье. Берндт Даниельсен, ее отец, был капитаном норвежского флота и очень религиозным человеком. Мать, Клотильда Ронзелен, датчанка, напротив, отличалась свободомыслием, что, без сомнения, унаследовала ее дочь. В юности Карен иногда сопровождала отца в его путешествиях. Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 г. вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом и в 1913 г. окончила его лучшей студенткой в группе. В том же 1913 г. Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда Фрейда, хотя и смотрела на них критически. Разработку собственных теорий Карен Хорни начинает с утверждения, что универсальных психических норм просто не существует: поведение, расцениваемое как невротическое в одной культуре, может быть совершенно нормальным для другой, и наоборот. По мнению Карен Хорни, о том, что является нормой, а что нет, мы можем судить только рассматривая индивида в контексте тех конкретных культурных условий, в которых он находится. Персональный анализ Карен Хорни прошла у Ганса Закса, сподвижника Зигмунда Фрейда и основателя первого психоаналитического комитета, а квалификацию обучающего аналитика получила у Карла Абрахама, одного из учеников Фрейда. Уже в первых своих работах Хорни вступила в полемику с Фрейдом. Ортодоксальный психоанализ (психоанализ фрейдовского типа), по мнению Хорни, носит отпечаток маскулинности современного общества, в которой функция женщины строго определенна. Именно поэтому фрейдизм - это учение прежде всего о мужской психологии. Кроме того, психоанализ - творение мужчины и развивали его тоже мужчины, положив в основу именно мужскую психику, не уделяя особого внимания особенностям женской. Поэтому только дифференциальный подход к женской и мужской психологии может открыть путь к разработке целостной концепции личности. Эти идеи она, в частности, изложила в работе «Новые пути в психоанализе». Работая в Берлине, Карен Хорни продолжала развивать свои теории невроза. Сам невроз она определяла как психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами против этих страхов, а также попытками найти компромисс между конфликтующими тенденциями в психике. Преследуя цель определить четкие признаки невротического поведения, она выделяет два момента, которыми характеризуются, по ее мнению, все невротики: ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Под «ригидностью реакций» она понимает склонность невротика поступать предсказуемо, так как его действия предопределены идеей, на которой он зафиксирован. Здоровый же человек проявляет гибкость и адаптируется к требованиям объективной ситуации, то есть относится к ситуации так, как она того заслуживает. Разумеется, данная ригидность может рассматриваться как невротическая, только если она отклоняется от культурной нормы той группы, к которой принадлежит индивид. Второй момент также представляется не абсолютным критерием невротичности. Несоответствие между потенциями и достижениями может объясняться объективными причинами, и индивид может оказаться жертвой обстоятельств, однако невротик зачастую сам является причиной всех своих неудач. Причиной фрустрации (бессознательного чувства тревожности) является внутренний конфликт. Основой всех неврозов Хорни считала «базальную тревогу», которую определяла как «чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире». Все эти чувства, по ее мнению, появляются в детстве, когда родители обделяют ребенка теплом и вниманием (обычно по причине зацикленности на своих личных неврозах). Безусловная любовь чрезвычайно существенна для нормального развития ребенка, и если ее нет, внешняя среда становится для него враждебной. Ребенок растет, чувствуя, что мир вокруг него опасен и враждебен, что он не в состоянии отстоять свои права, что он «плохой» и что одиночество здесь в порядке вещей. Он слаб и хочет, чтобы его защищали, заботились о нем, чтобы другие приняли на себя всю ответственность за него. С другой стороны, его естественная подозрительность к окружающим делает доверие к ним практически невозможным. Возникает противоречие, пытаясь избавиться от которого, ребенок развивает в себе невротические защиты: привязанность, власть, уход и подчинение или зависимость. В дальнейшем Карен Хорни более подробно рассматривала каждую из невротических защит. Как один из видов невротической защиты, привязанность основывается на стремлении к безопасности, тогда как нормальная любовь - на чувстве «Если ты меня любишь, ты никогда не сделаешь мне больно» - вот своего рода «девиз» невротического влечения. Однако будучи неспособным по описанным выше причинам по-настоящему доверять людям, невротик чувствует себя недостойным быть любимым. Эта ситуация несет в себе следующий конфликт: невротик постоянно стремится к любви, но не в состоянии отдавать ее, страшась эмоциональной зависимости Невротическое влечение к власти также рассматривалось Карен Хорни в сравнении с нормальным проявлением этого чувства. Само по себе желание обладать большей властью не является невротическим и может быть, например, следствием выдающихся способностей. А вот его невротическая разновидность возникает под влиянием страха, тревожности и чувства неполноценности. Стремящийся к власти невротик хочет быть всегда правым, контролировать всех и всегда поступать по-своему. Отсюда Карен Хорни определяет три основные характеристики, присущие ему: - Он желает быть первым во всем и соперничает даже с теми, чьи цели не имеют к его целям никакого отношения. - Его влечение к власти основывается на враждебности к окружающим, и он старается унизить, нанести им поражение. - Он боится расплаты и хочет быть любимым ими - возникает неразрешимая дилемма. Так же как и в первом случае, К. Хорни приводит своеобразный девиз невротического стремления к власти: «Если я сильнее тебя, ты для меня безвреден». Невротический «уход» основывается на вере индивида в то, что, однажды став самодостаточным, он окажется в безопасности. Таким образом, он стремится быть независимым от людей: «Если я тебя избегаю, ты не причинишь мне вреда». Постоянно ощущая собственную беспомощность, невротик склонен принимать традиционные точки зрения или те из них, которые наиболее весомы и влиятельны. Он может подавить все свои личные требования, позволить другим оскорблять себя, избегать критики и всем подряд предлагать свою помощь: «Если я подчинюсь воле других или помогу им, я смогу обезопасить себя». Так Карен Хорни определяла возникновение последней из невротических защит - зависимости. В 1932 г Франц Александер пригласил Карен Хорни в Чикаго в качестве заместителя директора Чикагского психоаналитического института, и около двух лет они работали в сотрудничестве. В 1941 г. К. Хорни организовала в Нью-Йорке Американский институт психоанализа. В это время она продолжала дальше развивать свою теорию неврозов. В работе «Невротическая личность нашего времени» Хорни рассматривала дополнительные невротические тенденции, отмечая, что она представляет себе невротическую структуру в виде микрокосма, ядром которого является одна из описанных ею невротических черт. Карен Хорни считала, что все они основываются на трех важнейших установках по отношению к окружающим: на движении к людям, движении против людей и движении от людей. Теорию невроза Карен Хорни теперь сформулировала так: основа закладывается базальной тревогой в детстве и, стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитных стратегий. Стратегия «движения от людей» заключается в следующем: индивид не желает ни принадлежать другим, ни соперничать с ними и сохраняет отстраненную позицию. Стратегия «движения против людей» определяется Хорни так: индивид допускает и считает не требующей доказательств враждебность окружающих, делая выбор в пользу борьбы с ними. Стратегия «движения к людям» подразумевает признание невротиком своей беспомощности и его желание полностью положиться на других. В каждой из перечисленных установок Карен Хорни сделала акцент на один из компонентов базальной тревоги: изоляцию, враждебность или беспомощность. Одна из установок может доминировать, однако это не значит, что индивид свободен от остальных - они есть тоже и неизбежно оказываются в столкновении друг с другом. По мнению Хорни, конфликт между этими тремя тенденциями представляет собой ядро невроза, он получает в ее творчестве название «базальный конфликт». Карен Хорни умерла 4 декабря 1952 г. Теоретики психоанализа относят ее вместе с Гарри Салливеном и Эрихом Фроммом к неофрейдистам. Принимая за основу взгляды и теории Зигмунда Фрейда, Карен Хорни подвергала их тщательному анализу и пересмотру, на этой основе создавая собственные теории. Ее разработки в области исследования неврозов интересны как в теоретическом, так и в практическом плане.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
84.18 кб

Карен Хорни о надеждах невротических людей

Ростова Н. Н.
Читать PDF
2.21 мб

Представленность психологических проблем в характерологическом анализе Карен Хорни

Соколова Э.А.
Цель исследования – установление методом теоретического анализа литературы взглядов К. Хорни на психологические проблемы. Термин «психологическая проблема» К.
Читать PDF
6.44 мб

КАРЕН ХОРНИ О ПОСЛЕДСТВИЯХ НЕВРОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И СПОСОБАХ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Старовойтов Владимир Васильевич
В данной статье исследуются взгляды К.

Похожие термины:

  • Хорни Карен Клементина

    (1885-1952) американский психолог, представитель неофрейдизма. До 1932 г. занималась клинической работой в Германии, затем эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов, сущность которых заключает