(р. 1925 г.) — немецкий психолог, психотерапевт, педагог, философ. Автор метода системно-семейной групповой терапии. После начальной школы (г. Кельн) поступает в интернат миссионерской конгрегации Марианнхилл в г. Лоор-на-Майне, чтобы стать священником и миссионером. Там он учится в городской гимназии. После ее закрытия национал-социалистами учится в гимназии г. Кассе-ля. В 17 лет (1942) был призван властями на службу в строительные батальоны вермахта. Переживает вторжение во Францию, в конце 1944 г. попадает в американский плен и работает в лагере для военнопленных в Бельгии. Через год ему удается побег из лагеря. В 1946 г. завершает обучение на отделении теологии ун-та Вюрцбурга, принимает послушничество и полгода работает в должности капеллана до того времени, как появилась возможность выехать в Южную Африку в церковный приход Марианнхилл. В ун-те Южной Африки изучает английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода (1947— 1948). Через несколько лет назначается руководителем всеми школами прихода. В этой должности X. обязан заниматься повышением квалификации подчиненных и на практике сталкивается с тем, что на занятиях представители различных рас и вероисповеданий, находившиеся в одной экуменической группе, демонстрировали взаимное неприятие, столкновения и конфликты. Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направила в Марианнхилл преподавателей-психологов, специалистов по групповой динамике. На этих занятиях X. впервые познакомился с методами групповой психотерапии и, освоив их, вел свои семинары. В 1969 г. его как руководителя пасторского семинара миссии в Мариан-нхилл отозвали в Вюрцбург, где он проводил подобные психотерапевтические группы. Однако вскоре X. замечает недостаточность своего образования в области психотерапии и начинает изучать психоанализ (проходя собственный анализ), а затем принимает решение выйти из ордена. Далее X. продолжил образование в Венском рабочем сообществе по глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Ша-кеда, которое впоследствии выступило прообразом профессионального объединения психотерапевтов Австрии. В 1972 г. X. знакомится с только что вышедшей книгой Дж. Янова Первичный крик, которая произвела на него столь сильное впечатление, что он использовал идеи Янова при подготовке выпускной работы по психоанализу, за что и поплатился. Его не аттестовали, посчитав что его работа не соответствует канонам классического психоанализа. С 1971 г. X. разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. Это и анализ жизненных сценариев (трансактный анализ), и метод недирективной гипнотерапии Милтона Эриксона, и участие в группах семейной психотерапии, и знакомство с методом расстановки семьи, благодаря Tea Шенфельдер (Thea Schunfelder), и практика НЛП, которую он закреплял благодаря Гундлю Кутчера (Gundl Kutschera) и др. Так постепенно кристаллизовался его собственный метод работы — семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставший основой семейно-систем-ной терапии. X. характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Важнейшим его открытием при этом является факт влияния на судьбу человека любви, скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии X. видит в нахождении того пункта, где сосредоточена любовь, — тогда мы оказываемся у корней и находим путь к решению проблемы человека. Терапевтическая работа X. основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы терапия X. все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. X. осмысливает действующие основания своей работы и формулирует свое понимание в докладах Вина и невиновность в отношениях (Schuld und Unschuld in Beziehungen), Пределы совести (Die Grenzen des Gewissens) и др. С 1994 г. он демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывают одновременно до тысячи человек. После появления в печати книги Г. Вебера: Zweierlei Gliick. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers, 1992 (в рус. пер.: Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера, 2000), X. начинает сам представлять свой опыт и размышления о нем в книгах (опубликовано более 30 книг, которые переведены на многие языки), а также в видеофильмах и CD. В рус. пер. издана книга X.: Порядки любви. Разрешение семейно-сис-темных конфликтов и противоречий, М., 2001. Он. также автор книг: Апег-kennen was ist, 1996 (Признать, что есть. Беседы о семейных системных сплетениях и их решениях.); Haltet mien, dass ich am Leben bleibe. Losungen fur Adoptierte, 1998 (Держите меня, чтобы я мог остаться жить. Решения для приемных детей); In der Seele an die Liebe riihren. Familien-Stellen mit Eltern und Pflegeeltern von behinderten Kindern, 1998 (Прикоснуться к любви в душе. Семейная расстановка с родителями и приемными родителями детей-инвалидов); Wie Liebe gelingt, 1999 (Как удается любовь. Терапия пар.); Entlassenwerdenwirvollendet, 2001 (Освободившись, мы становимся совершенными ) — переводится на рус. яз. А.В. Локтионова
ХЕЛЛИНГЕР Антуан Берт
ХЕЛЛИНГЕР (Hellinger) Антуан Берт
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005