ХАРИЗМА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ХАРИЗМА
ореол необычности, выдающихся личностных способностей политика

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

Харизма
влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Харизма
Charisma) — Одна их характеристик лидера, одаренного способностями вдохновлять работников к действиям.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

ХАРИЗМА
(от греч. chаrisma – подарок) – наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ХАРИЗМА
божья милость, благодать, исключительная одарённость кого-либо чем-либо; способность, данная от бога; наделённость от рождения человека какими-либо ценными, положительными качествами.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ХАРИЗМА
это наделение субъекта надисключительными свойствами - чертами при культивировании его образа-эталона, а также преклонение перед ним, вера в его феноменальные возможности; как максима, харизматическо-высокорейтинговому лидеру приписываются, чаще всего, иллюзорно-фантомные черты характера, успехи его поклонников-сторонников, необыкновенная мудрость, верность, рациональность взглядов на жизнь, на отношения между субъектами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ХАРИЗМА
наделение личности, приписывание ей способностей и качеств, вызывающих преклонение перед ней, безоговорочную веру в ее возможности и, как следствие, готовность к беспрекословному следованию, подчинению ей. Явление харизмы чаще возникает в особо сложных и экстремальных социально-политических, исторических обстоятельствах. Основано на эффектах психического внушения и заражения, механизмы которых трудно поддаются исследованию. (Косолапов Н.А., с.106)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ХАРИЗМА
1. Божья милость, благодать, исключительная одаренность чем-либо кого-либо, данная ему от Бога. 2. Наделенность человека от природы какимилибо особыми, положительными и весьма ценными качествами. Понятие харизма раньше относилось к так называемой «силе личного магнетизма», которой, по мнению ряда ученых прошлого (в основном XVIII и XIX вв.), якобы обладают некоторые люди, например выдающиеся лидеры. См. лидер харизматический, лидерства теория харизматическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ХАРИЗМА
приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее особые способности и возможности. Феномен характерен для групп малых и особенно для больших, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением: бегство воспринимается как спасение, любые потери - как необходимые жертвы, абсурдные утверждения - как непостижимая мудрость. Его неудачи Списываются на других людей или противодействующие обстоятельства. Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Харизма возникает, когда складывается соответственная социально-психологическая потребность. Как феномен психологии групповой она обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих харизму его последователях. В психологии религиозной харизма предстает как милость Божия. Известны попытки придать харизме преходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически не эффективны.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ХАРИЗМА
(от греч. подарок) – слово, означающее божественный дар, исключительную одаренность. По религиозным представлениям, Х. – особая божественная сила, якобы ниспосылаемая человеку свыше в целях преодоления внутренне присущей ему греховности и спасения в загробном мире. Католики и православные считают носителем и передатчиком Х. духовенство. Протестанты признают возможность непосредственного получения Х. любым верующим. Как реальное явление психологии группы, народа Х. чаще возникает в экстремальных исторических условиях и выражается в желательной персонификации своего лидера, т. е. наделении его выдающимися свойствами и качествами. На него надеются, как на избавителя, ему приписывают все успехи его сторонников, любые потери рассматривают как необходимые жертвы, самые ограниченные, примитивные утверждения воспринимают, как величайшую мудрость. Статус и имидж харизматического лидера нередко есть следствие как стихийного обыденного сознания людей, так и специально организованной лицемерной пропаганды, незаслуженно возвеличивающей его, преподносящей непривлекательные, малокультурные манеры его внешнего поведения как демонстрацию большого интеллекта. Харизматический лидер полезен для сплочения группы, народа, если ему присущи лучшие качества руководителя и человека.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Харизма
греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительный дар личности или нечто таковым считающееся. Так, в свое время харизматическими во Франции считали Наполеона, а немцы позднее фюрера, залившие кровью не только Европу, но и Россию и СССР. На совести Наполеона, если она у него была вообще, по Е.Тарле, насчитывается 40 млн трупов, ефрейтор планировал уничтожить почти 200 млн человек. После 1954 года усилиями некоторых товарищей в России укрепился термин «культ личности», а харизматиками ныне считаются безликие фигуры, которые чаще других мелькают в СМИ. Использование термина «харизма» кем-либо (обычно это определенные социальные группы) в отношении другого человека обычно указывает на невротическую тенденцию к идеализации, обожествлению, некритичное принятие чуждых себе ценностей и идеалов, отсутствие самостоятельности в суждениях. На харизматическую роль, впрочем, претендует в настоящее время небольшая группа лиц, обманным, воровским путем сосредоточившая в своих руках национальное богатство страны. Она, эта группая элитарного жулья, в любой момент готова покинуть сказочно обогатившую ее страну, свои активы она предпочитает содержать за рубежом, например, миллиардер Прохоров. После ареста Ходорковского из РФ вылетел за рубеж самолет, битком набитый запуганными до смерти богатых людей. В одном только Лондоне, по недавним сведениям СМИ, проживает 100 долларовых миллиардеров, там же безутешно страдает по своей отчизне жена экс-мэра Москвы Лужкова.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ХАРИЗМА
притягательная сила, особо привлекательный образ, личность политического, общественного или религиозного деятеля.
Обладающие Х. общественные фигуры называют харизматическими лидерами. Это, напр., А. Линкольн, Ф. Д. Рузвельт, Д. Кеннеди у американцев, М. Ганди в Индии, Наполеон и Ш. де Голль во Франции, Ф. Кастро на Кубе (и в Латинской Америке), Аятолла Хомейни в Иране. Своеобразной Х. обладали такие отрицательные деятели, как Б. Муссолини, И. Сталин, А. Гитлер. Харизматические лидеры всегда олицетворяют собой реализацию идеалов своих сторонников (какими бы эти идеалы не были), персонифицируют их надежды и устремления, являются для них бесспорными авторитетами. Обычно особые качества, сила харизматических лидеров признается даже их соперниками и противниками. На исторической сцене харизматические лидеры появляются в моменты крутых поворотов общественной или религиозной жизни (напр., яркой Х. обладал основатель протестантизма М. Лютер). Харизматическими личностями были Чингисхан, Юлий Цезарь, русские Иван Грозный и Петр I. Х. обладали многие православные и католические святые. Величайшими харизматическими лидерами были основатели мировых религий Будда, Христос, Мохаммед.
Видимо, феномен Х., гипнотического влияния на большие массы людей, связан с огромной убежденностью личности в своей миссии и своих силах, которую такая личность передает аудитории сторонников. При этом сила личного обаяния соединяется с силой интересов, пробуждением людей для реализации своих стремлений, каких-то новых проектов в их биографиях.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Харизма
качество личности, заключающееся в способности влиять на окружающих, благодаря вызываемому у них чувству поклонения, восхищения, доверия, уважения, трепета. Как тип лидерства рассматривается харизматическое лидерство, когда подчинение воле личности (вождя, пророка, учителя) осуществляется вследствие переживаемого духовного эмоционального единения последователей с лидером, власть к-рого воспринимается как «божественная благодать», а харизматическая личность воспринимается группой как «одаренная сверхъестеств., сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными др. людям» (М. Вебер). Это Христос и Робеспьер, Наполеон и Ганди, Будда и Кромвель. Х. - это социально-психол. феномен, для понимания к-рого важны проявляющиеся во взаимодействии особенности личности, общества (группы) и собственно процесс взаимодействия в его развитии. Необходимыми условиями харизматического влияния можно рассматривать страстную убежденность личности в своей идее, отвагу действовать и потребность в обществ. признании (С. Московичи). Предлагаемая идея имеет связь с эмоционально значимыми архаическими образами и отличается новизной, революционностью, отрицанием «обыденного» существующего порядка. Т. к. готовность группы к признанию лидера рождается «из воодушевления или нужды и надежды» (М. Вебер), то харизматическое лидерство особенно проявляется в кризисных ситуациях развития общества, когда традиционная власть утрачивает свой авторитет. Существуют стратегии коммуникации, к-рые позволяют лидеру проявить и утвердить харизматическую способность к внушению своих идей: представление (организация пространства), церемониал (организация времени, порядок появления зрительных символов, музыкальных средств воздействия) и убеждение (особенности речи) (Г. Леблон, С. Московичи). Для сохранения харизматического лидерства необходим успех (в действиях, предвидениях). А. Ю. Трубецкой

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ХАРИЗМА
ХАРЫЗМА / CHARISMA (от греч. сharisma– благодать, дар божий, помазание)– некое исключительное свойство индивида, выделяющее его из массы, толпы, определяющее его лидерские качества. В настоящее время широко применяется в психологии, политологии и социологии. Изначально данный термин использовался в греческой религиозной традиции как синоним пророческого дара. В научный оборот его ввели немецкие социологи Э. Трельч и М. Вебер. Последний разработал концепцию харизматического лидерства. По его определению, Х. называется «качество личности, признаваемое не обычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». Харизматический авторитет не свя зан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в уникальные качества харизматика. Пример Х.– необыкновенная военная отвага, дар пророчества, магические способности и т. п. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание Х., сколько признание ее со стороны окружающих. Для этого часто требуется определенное материальное подтверждение наличия Х. у индивида. Харизматическое лидерство носит личный характер, строится на эмоциональной основе, играет новаторскую роль, подчас революционную, недолговечно и с течением времени рутинизируется. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками. Лидер верит в свое призвание, его последователи верят в лидера, что рассматривается порой как священный долг, а сомнение в наличии Х. у лидера– как святотатство. При этом существует научная традиция критики концепции Х. Ряд исследователей (Г. Вольпе, Т. Ратман, А. Шлессинджер– младший и др.) ставили под сомнение обоснованность существования социально не обусловленных, беспричинных явлений. Некоторые ученые считают, что понятием Х. можно пользоваться лишь при изучении религиозных коллективов, не перенося его на светские процессы. Тем не менее в настоящее время под Х. понимают любое качество, которое позволяет личности влиять на группу или коллектив. Методики диагностики Х.: «Шкала харизматичности», разработанная Т. А. Филь и О. О. Андронниковой; многофакторный опросник по лидерству (Б. Басс и др.). В. Ф. Гигин

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Харизма
от греч. charisma — подарок] — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности. Наиболее часто термин «харизма» употребляется применительно к большим группам (правда, и в отношении лидеров малых контактных сообществ, особенно когда речь идет о жестко структурированных, по сути дела статусно, стратифицированных группах с автократическим управлением) и при этом на кризисных, экстремальных этапах их жизнедеятельности. В этих условиях, как правило, начинает реализовываться модель лидерства как функции группы, когда групповые идеалы персонифицируются и лидер воспринимается как лицо, наиболее преданное правилам и нормам групповой жизни, идеалам группового развития. По сути дела, один из первых более или менее концептуализировных подходов к пониманию психологической природы феномена лидерства — теория «черт лидерства» (Е. Богардус и др.) — базировалась на представлении о врожденности лидерских потенций, на некоей харизме, своего рода «божественной благодати», которой изначально наделен лидер и которой столь же изначально лишены ведомые. Одно из крайне важных и при этом во многом определяющих характер межличностных отношений в группе, где господствует харизматический лидер, его свойств является то, что практически все успехи, достигнутые за счет общегрупповых усилий, приписываются ему, а неудачи группы никоим образом с ним не связываются. Более того, нередко отчетливо видимые достижения конкретного члена группы приписываются исключительно харизматическому лидеру, а столь же отчетливо видимые лично его промахи объясняются неудачами другого лица, вообще не имеющего никакого отношения к обстоятельствам данной конкретной ситуации (феномен Цахеса). В качестве не экстремальных, не крайних, а обыденных проявлений феномен харизмы в групповой жизнедеятельности проявляется чаще всего в следующей форме: внимание членов самой группы и внешних наблюдателей, в том числе контролирующей и санкционирующей инстанции, сосредоточено именно на харизматическом лидере в позитивных ситуациях и на последователях в ситуациях негативных. Также как и такие социально-психологические феномены, как авторитет, референтность, доверие и т. п., харизма конкретного субъекта существует лишь постольку, поскольку она существует в сознании других людей, окружающих данную личность и, как правило, референтных для нее в той или иной степени. Одним из немаловажных свойств харизмы является то, что она предполагает иррадиацию межличностной значимости, по сути дела, неограниченную значимость личности во всех сферах жизнедеятельности общности. Как показывает сама жизненная практика, нередко осуществляются попытки передать харизму своим наследникам или приемникам, но, как правило, подобные попытки оказываются безуспешными, так как, по-видимому, харизматичность практически всегда жестко персонифицирована и при этом столь же жестко привязана к конкретному периоду в жизни конкретного сообщества.
Последнее обстоятельство представляется особенно важным, поскольку позволяет выявить механизм действия «магии харизмы». Потенциальный харизматик, как правило, обладает ярко выраженной способностью к персонификации архетипов, доминирующих в коллективном бессознательном сообщества в тот или иной конкретный момент. Он становится в буквальном смысле живым символом данного архетипа, причем, заметим, нередко архетипа деструктивного, лежащего в основе патологии коллективного сознания. Так например, анализируя феномен А. Гитлера, Э. Эриксон отмечает: «Стоя на подмостках немецкой истории, Гитлер тонко чувствовал, в какой степени можно было смело дозволить собственной личности представлять истерическую несдержанность, которая подспудно жила в каждом немецком слушателе и читателе. Поэтому роль, которую он выбрал, в равной мере разоблачает как его аудиторию, так и его самого; ведь именно то, что другим народам казалось наиболее сомнительным, для немецких ушей оказалось самой убедительной мелодией, исполняемой “Коричневым Дудочником”»1. По своей сути эта схема очень близка к механизму «колдовства», превратившего «крошку Цахеса» в «господина Ценнобера», однако она имеет свою специфику.
Понятно, что превращение потенциального харизматика в харизматического лидера во многом зависит от благоприятного стечения обстоятельств. Однако можно выделить два базовых условия, необходимых для формирования и реализации личностной харизмы: 1) способность индивида достаточно отчетливо рефлексировать содержание доминирующих архетипов и 2) артикулировать их в доступной массовому сознанию и одновременно эмоционально заряженной форме. Описывая способности А. Гитлера, позволившие интеллектуально и духовно посредственной личности подчинить своему влиянию миллионы людей, Э. Фромм отмечает, что он обладал очень «...важным для демагога даром: простотой слога. Он никогда не утруждал слушателей тонкостями интеллектуальных или моральных суждений. Он брал факты, подтверждавшие его тезис, грубо лепил их один к другому и получал текст вполне убедительный, по крайней мере для людей, не отягощенных критической способностью разума. Кроме того, он был блестящим актером и умел, например, очень точно передавать мимику и интонацию самых различных типажей. Он в совершенстве владел голосом и свободно вносил в свою речь модуляции, необходимые для достижения нужного эффекта»2.
Следует отметить, что в последние годы имеет место рост интереса к феномену харизмы в контексте проблемы организационного лидерства. Причем, если феномен Цахеса в устойчивом виде совершенно обоснованно расценивается как негативное, с точки зрения эффективности деятельности и развития организации, явление, то харизма, по мнению некоторых исследователей, является одним из важных и, более того, необходимых условий эффективности организационного лидерства.
Так, по мнению М. Кэ де Ври, «...все достигшие руководящих должностей обладают потенциальной харизмой». При этом он выделяет ряд качеств, присущих, с его точки зрения, именно харизматическому организационному лидеру: «Во-первых, харизма подразумевает решимость бросить вызов существующему порядку вещей. Харизматичные люди постоянно недовольны текущим положением. Истинно харизматичные люди никогда не воспринимают существующую ситуацию как должное, они всегда спрашивают: Можно ли усовершенствовать эту мышеловку? Можем ли мы сделать это лучше? Задавая такие вопросы, они усиливают чувство дискомфорта в окружающих и заставляют их думать. Но харизматичные лидеры на этом не останавливаются: они представляют реальные варианты. Жалобы могут вести людей недолго; прежде чем жалобы приведут к действию, необходима надежда на новое начало. Харизматичные люди дают эту надежду, создавая новый фокус, выражающий коллективное воображение». Во-вторых, «харизматичные лидеры хорошо знают символическую силу игры в Давида и Голиафа. Они умело драматизируют свои рискованные действия и знают, как увеличить дозу адреналина, который при этом попадает в систему. ... Харизматические лидеры, кроме того, хорошо владеют и другими способами манипулирования символами. То, что можно назвать “управлением смыслом”, имеет большое значение в харизматичном руководстве... Лидеры умеют создавать яркие образы, заставляющие людей действовать; они хорошие рассказчики; они могут что-то объяснить с помощью церемоний, символов и декораций. Более того, они прекрасно владеют языком, умеют использовать улыбку, метафоры и иронию». В-третьих, харизматичные лидеры очень успешно строят альянсы. Они знают, как дать человеку почувствовать, что его ценят, выделяя отдельных людей или группы по каким-либо признакам: «Своими действиями они проявляют сопереживание. ... Более того, ... они представляют собой отличный “контейнер” для человеческих эмоций, окружающим с ними легко. Насколько бы они ни были заняты, они создают впечатление, что располагают всем временем на свете, если кому-то надо с ними поговорить. И кажется, что они слушают очень внимательно»1.
На основании собственных исследований природы организационного лидерства и анализа более ранних работ по данной проблематике М. Кэ де Ври, предложил двухфакторную модель лидерства, включающую харизматическую и архитектурную базовые роли. Согласно данной модели, «в харизматической роли лидер рисует лучшее будущее и воодушевляет своих подчиненных. В архитектурной роли он обращается к вопросам, связанным со структурой компании и системами контроля и поощрения». При этом, с точки зрения М. Кэ де Ври, «настоящие лидеры не могут существовать без какой-либо из этих ролей. Ни одной из них в отсутствии другой не будет достаточно (хотя одна из ролей бывает более значимой в зависимости от ситуации)»2. В рамках предложенной им модели М. Кэ де Ври выделяет три основных функциональных компонента харизматической роли лидера в организационном контексте: формулировку и объяснение видения, делегирование полномочий и воодушевление подчиненных на позитивные действия.
Как уже отмечалось, формирование видения будущего и способность увлечь им персонал организации, включая низшие исполнительские уровни, является одной из ключевых функций лидера: «С помощью лучшего образа будущего лидеры дают компании смысл, куют связь между собой и другими членами компании, создают групповое единство и закладывают основы для коллективного воображения, которое объединяет людей ми помогает им мечтать»1. Заметим, что видение может стать по-настоящему мощным стимулом для единения, позитивного взаимодействия и движения вперед лишь в том случае, если оно отражает архетипическое содержание коллективного бессознательного, а это означает, что именно харизматические личности действительно в наибольшей степени способны к его формированию и эффективному распространению среди членов сообщества.
Важнейшим условием практической реализации видения М. Кэ де Ври совершенно справедливо считает делегирование полномочий. При этом «...руководитель должен сначала вовлечь большое количество сотрудников в процесс предвидения, чтобы они получили свою долю будущего; потом он должен распределить полномочия, чтобы что-то в компании изменилось»2. В этой связи заметим, что, на наш взгляд, харизма является скорее препятствием для делегирования полномочий. Это связано как со свойственной большинству харизматических личностей убежденностью, что никто не может выполнить ту или иную работу, связанную с принятием решений, лучше, чем они сами, а также и с неготовностью последователей харизматических лидеров, искренне верящих в абсолютное превосходство и непогрешимость своего кумира, в полном объеме принять ответственность и проявлять самостоятельность и инициативу.
Третьим базовым компонентом харизматической роли лидера, как уже отмечалось, М. Кэ де Ври считает воодушевление подчиненных на реализацию видения. Во многом это связано с управлением групповой энергетикой. Харизматичные лидеры спсобны направить агрессивную энергию вовне (например, на конкурентов) и аккумулировать энергию, связанную с позитивными эмоциями, внутри компании (для создания позитивного социально-психологического климата, полноценных партнерских отношений в коллективе и т. п.).
В целом, представления М. Кэ де Ври и других, придерживающихся сходных взглядов специалистов в области психологии менеджмента о харизме как непременном условии эффективности организационного лидерства, во многом являются возвратом к «теории черт» и представляются сильно преувеличенными. Однако не вызывает сомнения тот факт, что личностная харизма является одним из наиболее сильных «усилителей» лидерства, причем как в собственно организационном, так и в более широком социально-психологическом контексте, в частности, применительно к неформальному лидерству в малых группах. Поэтому практический социальный психолог, если в группе, которую он курирует, оказывается харизматический лидер, обязан в силу своих профессиональных задач использовать подобный ресурс группового развития, отслеживая при этом ситуации, которые могут привести к автократической системе взаимоотношений в общности.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
83.04 кб

Харизма личности руководителя как атрибут управления персоналом

Романова Нелли Петровна
Рассматривается харизма личности руководителя в качестве важного атрибута управления. Представлены архетипы управления. Выделены женские управленческие типы
Читать PDF
788.09 кб

Харизма, как средство достижения успеха

Захарова Е. А., Коваль М. В.
Читать PDF
576.17 кб

Харизма и власть: место интуиции в теории устойчивости социально-экономических систем

Юрьев Владислав Михайлович, Бабаян Вилен Гургенович
По «горячим следам» прошедших выборных компаний в ГД и Президента РФ рассмотрены новые обстоятельства возможных вредных для устойчивости СЭС последствий вмешательства сторонних сил.
Читать PDF
285.36 кб

Харизма как составная часть трансформационного лидерства

Гениндоржиева Димид Батоболотовна
Статья посвящена рассмотрению харизматических концепций, в которых особое место занимает трансформационное лидерство, описывающее процессы совместного изменения и приобретения новых навыков лидера и его последователей, а также фен
Читать PDF
363.05 кб

Политическая харизма: обзор зарубежных концепций

Фреик Наталия Викторовна
Читать PDF
696.95 кб

Харизма – операционализация и измерение

Марк Генри Шапиро
В статье описываются операциональное определение и индикаторы измерения харизмы, предложенные Ф.Н. Ильясовым.
Читать PDF
221.68 кб

Религиозная харизма с раси заколдовывающей точки зрения социальных наук: Рец. На кн. : Charles lindh

Штырков Сергей Анатольевич
Сборник является попыткой аргументированно ввести в научный оборот веберовский термин «харизма» (в значении «изначальная» харизма) применительно к изучению религиозной жизни.
Читать PDF
176.48 кб

Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления

Романова Нелли Петровна
Представлены параметры, определяющие харизму. Рассматривается вопрос: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или приобретенным
Читать PDF
860.83 кб

Харизма: религиозное измерение

Сладнева О. Г.
Цель работы. Проблемой данной работы является анализ воздействия харизматических личностей на общество через призму религии.
Читать PDF
351.87 кб

Космополитика харизматического православия: Стефан (Василий Карпович Подгорный) и его последователи

Юджин Клэй
Читать PDF
257.35 кб

Помбени П. Харизматическое лидерство между идеальным типом и идеологией (реферат)

Тыртова Юлия Юрьевна
Читать PDF
328.58 кб

Ипостаси харизматической личности: создатель — ученый — полемист. К 85-летию М. Н. Руткевича

Фан И.Б.
Читать PDF
393.35 кб

Веберовская концепция харизматической легитимности и современный политический процесс

Беглов Али Измаилович
Читать PDF
261.50 кб

Структурно-содержательные особенности харизматичности как фактора карьерной успешности управленцев в

Мигель А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен харизмы в современном религиозном сознании

Швецова Наталья Анатольевна

Похожие термины:

  • Харизматическая личность

    Словообразование. Происходит от лат. charisma - милость, божественный дар. Категория. Феномен социального восприятия и взаимодействия. Специфика. Характеризуется тем, что индивид, действующий на полит
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА

    психологическая теория, в которой доказывается, что, для того чтобы стать хорошим лидером, необходимо обладать особенным, врожденным набором так называемых лидерских качеств.
  • ВЛАСТЬ, ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ

    См. власть, харизматическая.
  • АВТОРИТЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ

    авторитет человека, чье влияние на людей связано с тем, что данный человек обладает особенными, ценными личностными качествами (достоинствами). Такой авторитет существенно отличается от авторите
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР

    человек, рожденный быть лидером среди людей, наделённый от природы соответствующими чертами и свойствами личности (см. также Черта личности).
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

    Тип лидерства, связанный с характеристиками личности самого лидера. Допускает широкое использование легитимной и референтной власти. Примерами служат Иисус и Гитлер.