ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
англ. characterology) -раздел психологии, задачей которого является описание типов характера, а также изучение его сущности, строения и развития.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
1. Наука о характерах. Разрабатывает вопросы систематики и диагностики типов характера. 2. Относящееся к характеру, его проявлениям, например, X. реакции.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки), предмет которой — характер.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Характерология
форма донаучного познания психики людей, стремящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда термин используют для обозначения области дифференциальной психологии, посвященной изучению характера.
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
термин, с помощью которого: 1) характеризуют общее учение о личности; 2) обозначают исследования личности через изучение ее устойчивых психологических свойств, относящихся к характеру человека. См. конституциональные теории.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Характерология
1 . В широком смысле - учение о характерах; 2. Одно из направлений немецкой психологии 20 в., трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, в котором она живет, и определяемую в своем поведении изначально присущими ей свойствами.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Характерология
характер + греч. logos –слово, учение, наука) – 1. учение о характере человека, включая распознавание типов характера и значения характера в поведении и развития психиатрической патологии; 2. изучение личности по физическим ее проявлениям, телесной конституции; 3. изучение личности по ее поверхностным свойствам, таким, как цвет волос, форма носа, форма черепа и т.п. В таком варианте характерология не получила развития в силу сомнительности методологического подхода.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
Устаревший термин, обозначавший: 1. Общее изучение личности. 2. Изучение личности по физическим характеристикам; см. здесь конституциональная теория. Обратите внимание, однако, что конституциональная теория хотя была недостаточно обоснованной и сильной, но, по крайней мере, уважаемой наукой; характерология была псевдонаукой, которая сосредоточила свое внимание на несущественных характеристиках, таких как цвет волос, комплекция, форма носа, форма черепа и т.д.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Характерология
Словообразование. Происходит от греч. charakter - примета, черта, признак и logos - наука, учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Особенно значительные исследования по характерологии были проведены в рамках немецкой психологии. Здесь индивид трактовался как душевно-телесная целостность. Считалось, что внешние проявления человека вполне соответствуют его внутреннему содержанию. В рамках характерологии работали, например Л.Клагес, Э.Кречмер и др.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
учение о характере, имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами Х. на протяжении веков было установление типов характеров и их определение по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием, большинство классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности. Наиболее древними попытками прогнозировать поведение человека является: объяснение его характера датой рождения (гороскопы); внешним обликом (физиогномика), кожным рельефом ладоней (хиромантия) и др. Х. – это одно из направлений немецкой психологии ХХ в., трактующей человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, в к–ром он живет, и определяемую в своем поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель ее – Л.Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании выразительных движений человека, таких, напр., как почерк, жесты и т.д.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
1. Одно из направлений немецкой психологии XX в." трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель - Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а движений выразительных - таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о "духе как противнике души", согласно коей человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость. 2. В широком смысле - учение о характерах, дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах:
1) установление основных типов характера;
2) опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций. В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера. Согласно первому, "статическому", характер трактуется как неизменный набор, структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития. Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответственную его соматической конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных. С этой позиции характер оказывается "кристаллизацией" борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного жизненного плана. Отечественная психология исходила из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Но если одни исследователи ставят акцент на "природной" основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения (-> темперамент), отмечают его роль в формировании общей "направленности" личности, ; ее отношения к различным сферам социального бытия.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998