ХАРАКТЕРА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ХАРАКТЕРА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
формирование Х., как считают многие ученые (например, Э. Эриксон), начинается уже на первом году жизни ребенка, и примерно к двум-трем годам ребенок имеет достаточно выраженный Х. Однако эти первые проявления Х. еще не свидетельствуют о том, что Х. ребенка полностью сформировался. Это только начало его формирования, и данный процесс продолжается, как минимум, еще десять-пятнадцать лет после того, как появились первые признаки наличия Х. у ребенка. В дошкольном возрасте основы Х. человека только закладываются, и речь фактически идет лишь о тех чертах Х., которые называются первичными, или базисными. Когда ребенок поступает в школу, развитие его Х. продолжается за счет вторичных и ситуационных черт Х. То, в каком направлении с раннего детства пойдет формирование и развитие Х. ребенка, зависит от многих факторов. Вначале (в течение первых двух лет жизни) на формирующийся Х. ребенка оказывает влияние обращение с ним взрослых людей.
Если эти люди (родители ребенка или кто-либо, кто их фактически заменяет) часто и эмоционально положительно общаются с ребенком, если они регулярно, вовремя и полностью удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка, то с раннего детства у ребенка начинают формироваться положительные черты Х., такие, например, как открытость и доверие к людям. Если же взрослые люди не уделяют ребенку должного внимания, не проявляют в общении с ним положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные жизненные потребности, то у ребенка могут начать формироваться противоположные, отрицательные черты Х., такие, например, как замкнутость и недоверие к людям. В дальнейшем, когда ребенок овладевает речью и научается сам определять, хорошо или плохо с ним обращаются, за что он получил то или иное поощрение или наказание со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирования его Х. начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе его воспитания. В поведении ребенка обычно закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты Х., те формы поведения и качества личности, проявление которых получает положительное подкрепление со стороны окружающих людей. С возрастом расширяется круг значимых для ребенка людей, в него включаются все новые и новые люди. Соответственно расширяется и социально-психологическая база воздействий, под влиянием которых формируется и развивается Х.
В начале обучения в школе Х. ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей и учителей, как наиболее значимых для него, кроме родителей, людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей постепенно отходит на второй план, а на первый план выходят авторитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования Х. ребенка становятся мнения и отношение к нему со стороны сверстников. В старших классах школы важным дополнительным фактором, воздействующим на Х. юноши или девушки, вновь становится мнение и оценка со стороны значимых взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые люди. Воздействие последних на формирование Х. старших школьников становится опосредованным личным отношением старшеклассника к взрослому человеку, собственной оценкой этого взрослого человека как личности и отношением старшего школьника к самому себе, его самооценкой и сознательным, критическим восприятием того, о чем ему говорят взрослые люди. На развитие и изменение Х. взрослого человека могут оказывать влияние многие значимые события и обстоятельства его личной жизни. Есть общие факторы, влияющие на развитие Х. всех взрослых людей, и они определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить в Х. многих людей. Имеются и специфические жизненные обстоятельства, своеобразные для каждого человека, которые определяют индивидуальные изменения его Х. К числу общих, типичных изменений Х. относятся его возрастные изменения.
Они сводятся к следующему: 1. С возрастом человек постепенно избавляется от «детских» черт Х., которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность и др. 2. С годами человек приобретает новые, положительные черты Х., такие, например, как терпимость, ответственность и др. 3. По мере накопления жизненного опыта у человека, естественно, меняются взгляды на жизнь. Это также в какой-то степени влияет на Х. человека. Так, имеются определенные различия в Х. людей тридцати—сорокалетнего, пятидесятилетнего и шестидесяти—семидесятилетнего возраста. Эти различия можно обозначить следующим образом. Люди, которым тридцать или сорок лет, в основном еще живут своим будущим. Их деятельность, мысли и представления наполнены далеко идущими планами на будущее и деятельной (активной), практической подготовкой к нему. Большинство из них считает себя еще сравнительно молодыми людьми и не собираются отказываться от образа жизни молодых людей. Люди пятидесятилетнего—шестидесятилетнего возраста, как правило, уже проходят через рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их Х. меняется таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать настоящим условиям жизни. Люди, достигшие семидесяти лет, как правило, гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди этого возраста начинают испытывать физические недомогания, в связи с чем у них возникает необходимость внимательнее следить за своим здоровьем и экономить силы. Это также может приводить к изменению Х. человека, к появлению в нем новых черт, таких, например, как размеренность, неторопливость. Что касается специфических изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразными событиями в жизни человека, они еще обусловлены прошлой жизнью человека. Если у него со временем появляются какие-то новые черты Х., то их возникновение и дальнейшая судьба существенно зависят от уже сложившегося Х. Как правило, чаще появляются и быстрее закрепляются в Х. человека такие новые черты, которые созвучны уже сложившимся чертам Х. Что же касается совершенно новых, неожиданных изменений характера, то они после тридцатилетнего возраста, как правило, уже не происходят.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
256.71 кб

Роль политического фактора в формировании и развитии характера русского человека

Сабирова Лиля Андреевна
В статье представлен краткий анализ влияния государства на менталитет русского человека. Политические условия, в которых развивался русский человек, названы политическим фактором.
Читать PDF
294.50 кб

Роль природно-хозяйственных факторов в формировании и развитии русского национального характера

Миненко Артем Геннадьевич
В статье решается задача выявления детерминирующей функции географической среды и специфической роли хозяйственной деятельности крестьянства в формировании русского национального характера.
Читать PDF
381.22 кб

Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общ

Каландаришвили Зураб Надзарович, Хаванова Татьяна Владимировна
Настоящая статья посвящена анализу особенностей формирования правовой культуры на современном этапе развития.
Читать PDF
274.51 кб

Формирование суммарного индекса, характеризующего морфофункциональное развитие учащихся 9-11 лет в п

Матвеева Инга Сергеевна, Ахметов Султан Меджидович, Чернышенко Юрий Константинович, Матвеев Валентин Сергеевич
В данной статье представлены результаты предварительных исследований, для изучения показателей развития физических качеств, определения интегрального и суммарного показателей физической подготовленности учащихся 3 и 4 классов обще