ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНІЗАЦЫЯ АДУКАЦЫІ / HUMANIZA TION OF EDUCATION– это тенденция ориентации образования на потребности личности ученика. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие и саморазвитие личности. Г. о. предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, что, в свою очередь, ведет к пересмотру целей, содержания и технологий образования. Г. о. в военных вузах, являясь основополагающей в социально-педагогическом процессе, утверждает полисубъектную сущность постиндустриального образовательного процесса. Квинтэссенцией военного образования в данном контексте является развитие личности, активизация ее когнитивного, деятельностного, а также духовного потенциала. Г. о. большинство исследователей понимают как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом– со средой. По мнению А. В. Брушлинского, гуманистическая трактовка человека как субъекта противо стоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т. е. только объектом) развития общества. В традиционной педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и приемы обучения, понимаемого как воздействие. Педагогические условия Г. о.: 1) субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса; 2) дифференцированный подход, учет индивидуально-психологических особенностей, интересов и стремлений обучающихся; 3) вариативность содержания обучения, возможность построения индивидуальных траекторий образования каждым обучающимся; 4) диалогичность образовательного процесса, создание коммуникативной среды, которая способствует самоактуализации, саморазвитию личности и в которой реализуется и развивается не только личность ученика, но и личность учителя; 5) оценка эффективности обучения не сводится к оценке уровня воспроизведения информации и применению знаний по образцу, а связана с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями, которые произошли при усвоении знаний, т. е. оценивается уровень развития личности; 6) формирование и развитие рефлексивных навыков обучающихся как основы их познавательной мотивации и стремления к постоянному учению в течение всей жизни. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.