ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНІТАРЫЗАЦЫЯ АДУКАЦЫІ / HUMA NI TARIZATION OF EDUCATION– это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющих любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучающихся. Гуманитарные дисциплины являются главным средством формирования критического мышления, эффективных приемов и способов анализа явлений. На это направлены фундаментальная и гуманитарные составляющие учебного процесса, они присутствуют в большинстве учебных дисциплин, но есть учебные дисциплины, специально предназначенные для формирования сложных ментальных схем. В средней школе такими дисциплинами являются, прежде всего, математика, история и литература, которые формируют соответственно формальное логическое мышление, диалектическое мышление и рефлексивное мышление. А вуз должен на этой основе развить личность гражданина. Это значит, что обучающийся должен осознать себя как часть социальной, политической, экономической, правовой системы общества и государства, для чего в высшем образовании исторически сложилась система соответствующих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (социология, политология, эономика и правоведение). Студент должен понять методологию и механизмы своего мышления, формирования и функционирования личности (философия и психология). Кроме того, он должен получить опыт рефлексивных рассуждений по поводу уже прошедших событий, т. е. событий с известным исходом (история). Таким образом, гуманитарные дисциплины предоставляют студенту широкий набор знаний за пределами его специальности. Это позволяет смотреть на мир под различными углами и высказывать мысли в разных областях знаний. Они же являются главным способом формирования личностных смыслов. Г. о.– это часть и средство гуманизации. Выделяют два ее аспекта: 1) увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов); 2) улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению). Г. о. противостоит утилитарному технократизму, небрежению к человеку и духовным ценностям; связана с возвратом образования к целостной неделимой культуре, с возрождением его культуросообразной и культуросозидающей функций. Гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. В подобной переориентации нуждаются учебники по естественно-научным и техническим дисциплинам. Они могут стимулировать исследовательский интерес обучающихся, если их содержанием станет история науки: борьба личностей и интеллектов, психологические портреты ученых, описание стилей исследовательской деятельности, взаимоотношений с обществом и друг с другом и т. п. Е. Г. Баранов