ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ, ОПЫТНОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ.

Одно из трех основных направлений современной психотерапии, к которым причисляют также динамическое и поведенческое (Parloff M. В., 1975; Karasu Т. В., 1977). Это направление наименее однородно. К нему относят экзистенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию, психоимажинативную терапию Шорра (Shorr J.), эмпирическую психотерапию Витакера (Whitaker С. А.), эмпирическую психотерапию Гендлина (Gendlin E. Т.), первичную терапию Янова (Janow A.), биоэнергетический анализ Лоуэна (Lowen А.), структурную интеграцию Рольф (Rolf L), аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзэн-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов.

При рассмотрении природы человека и его болезней представители этого направления подвергают критике классический психоаналитический подход и его отношение к этике человека - его желаниям, выбору и отношению к другим. Через психоаналитическую практику и придание особого значения техническим приемам человек становится обезличенным, изолированным, управляемым, доступным анализу и расчету, а потому униженным. Эмпирическая концепция возвеличивает человека с целью нивелировки его отчуждения, поощряет максимально полное исследование уникальности и универсальности его природы. В этом - ее трансцендентальная сущность. Говоря словами Франкла (Frankl V. E., 1966), "человек по своей сути стремится найти цель и осуществить свое предназначение в жизни". Такой подход включает как трансперсональное, так и интраперсональное измерение. "Интраперсональное относится к уровню "Я"... где главным является раскрытие человеческой индивидуальности, эмоционального состояния и их представительства в физическом теле; трансперсональное ориентировано на максимальную реальность... единство человека, универсальный или космический план... в котором человек переживает переход границ его "Я" в универсальное сознание" (Arendsen-Hein G. W., 1974). Представители гуманистического направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на лечение болезни. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Мею (May R., 1958), "быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого". Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность, и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности. Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им. Невротическая личность рассматривается как страдающая от подавления и фрагментации, а невроз - как основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего общества (или мира). По Маслоу (Maslow A. H., 1970), патология - это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей. Таким образом, болезнь, включающая все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме: кем человек стремится быть - кем он может стать.

При рассмотрении терапевтического процесса (процесса изменений) интеллектуальные знания и инсайт заменяются эмоциями и переживаниями, акцент на "там и тогда" отдаленного прошлого переносится на "здесь и теперь" непосредственного настоящего. Переживание (как приобретение опыта) является скорее чувственным, чем познавательным или вербальным процессом, происходящим в непосредственном настоящем, являющимся субъективным и незаметным (для окружающих), а также безоговорочно значимым (хотя позднее необязательно остается таковым) и служащим средством для концептуализации. Согласно Гендлину (1961), "терапевтические изменения являются результатом процесса, в котором несомненно значение осведомленности, интенсивного чувствования, точно направленного и измененного, даже без словесного выражения". Терапевтические изменения через переживания обычно происходят с помощью реальных, конгруэнтных межличностных взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом. Например, основу клиент-центрированной психотерапии Роджерса (Rogers С. R.) составляет позитивная вера в то, что каждый организм имеет врожденную тенденцию к развитию своих оптимальных способностей так длительно, сколько он находится в оптимальной среде. Психотерапевтические встречи действуют через сам факт их новизны. Во время их проведения психотерапевт служит катализатором, с помощью которого пациент реализует свои латентные и лучшие способности для саморазвития.

Хотя в понимании природы терапевтических взаимоотношений могут быть различия, реальный "здесь и теперь" терапевтический диалог или взаимные встречи психотерапевта и пациента являются обязательным условием для многих школ этого направления. Важнейшее значение приобретают пробуждающие чувства человеческие взаимоотношения, при которых каждый человек пытается искренне общаться с другими как вербально, так и невербально.

Терапевтический союз не является отношениями врача и пациента (как в динамической психотерапии) или учителя и студента (как в поведенческой психотерапии), а представляет отношения одного человеческого существа к другому. Роджерс (1955) писал: "Я вступаю во взаимоотношения не как ученый, не как врач, который может точно определить диагноз и лечение, но как личность, вступающая в личные взаимоотношения". Представители этого направления, в особенности экзистенциально-ориентированные, касаясь вопроса о методах и технических приемах психотерапии, считают, что для этого ее вида важнее не то, что психотерапевт делает, а скорее смысл (контекст) психотерапии, а также не то, что психотерапевт говорит, а то, что он из себя представляет (кем он является). В связи с этим их нередко критикуют за недостаточную определенность самих методов психотерапии.

Цель всех технических приемов может быть сформулирована как стремление к проникновению в феноменологический мир пациента. В отличие от психотерапевта динамического направления, психотерапевт не касается здесь прошлого пациента, диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации, не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным или конфронтирующим, навязывающим свое мнение пациенту в форме наставлений или решающих проблему предпочтений. Психотерапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы в гуманистическом направлении в психотерапии часто невербальны в своем подходе. Они (например, гештальт-терапия) видят сверхинтеллектуализацию как часть проблемы пациента, т. е. проявление защиты против переживаний и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема. Психотерапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбинируют действие с интроспекцией. Их цель заключается в развитии осведомленности пациента о телесных ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических процессах. Основной упор делается на усилении, побуждении пациента. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах, является сочетание прямой конфронтации с драматизацией, т.е. разыгрывание ролей, переживание фантазий в терапевтической обстановке.

В гуманистическом направлении в психотерапии делается также попытка объединить ум, тело и душу путем фокусировки на духовном измерении, что осуществляется в основном методами медитации. Считается, что состояние конечного глубокого отдыха позволяет выходить за пределы мира индивидуального "Я". В большинстве методов тренировки воли и внимания центральной является сосредоточенность на специальном произнесении слов или мантр, что, например, служит основанием для возникновения состояния без "Я" или трансцендентального состояния, не сосредоточенного на "Я".

В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода:

1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы как основу для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи ("здесь и теперь") проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия).

2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции "Я" посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (например, гештальт-терапия), и / или физических, двигательных методах интенсивного отреагирования и эмоционального "наводнения", в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (например, биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Янова).

3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение "Я" как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез).

Согласно Карасу (1977), рассматриваемое направление в психотерапии характеризуется следующими основными категориями:

- концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления "Я", рассогласования с собственными знаниями);

- здоровье (связано с реализацией потенциала человека - развитием "Я", достижением подлинности, непосредственности);

- желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);

- временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);

- лечение (кратковременное и интенсивное);

- задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению - от соматического до духовного);

- основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или "разыгрывание" чувств);

- лечебная модель (экзистенциальна: диада равных людей или "Взрослый- Взрослый", т. е. человеческий союз);

- характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);

- позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психотерапевтические возможности метода направленного воображения

Федяев Андрей Анатольевич, Овчинников Борис Владимирович
В статье раскрывается психотерапевтическое содержание метода направленного воображения. Показано его место в ряду психотерапевтических техник. Анализируются психологические механизмы и условия эффективности использования данного метода. Предлагается разработанный авторами алгоритм проведения психотерапевтической процедуры направленного воображения. Приводятся и подвергаются анализу случаи из практики. В статье также очерчивается область применения данного метода психотерапии.
Скачать PDF

Телесно-ориентированное направление в психотерапии

Соловьева Ю.М.
В статье дано краткое описание основных систем телесно-ориентированной психотерапии. Телесно-ориентированная психотерапия становится очень близка к медицине, имея один предмет исследования и приложения усилий тело человека. В современных системах, например в Бодинамическом Анализе, эти две науки практически пересекаются Телесные ощущения, боль, структура мышечного панциря становятся диагностикой в психотерапии, и работа с ними приводит к излечению многих психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н.Л.
Скачать PDF

Гуманистическая направленность отношений студентов вуза

Барановский Максим Сергеевич
На современном уровне развития российского общества в высших профессиональных учебных заведениях обективной потребностью является подготовка высококомпетентного, конкурентоспособного и высоконравственного специалиста, в то же время отличающегося демократической и гуманистической направленностью отношений к окружающей действительности, выбранной для жизнедеятельности специальности, людям, социальным группам, информации и к самому себе. Представлена история становления в России и за рубежом гуманистического направления в науке, начиная с древних времен и до нашего времени. Рассмотрены различные определения понятия «отношение». Раскрыты особенности системы взаимоотношений вузовских субъектов: «администрация - преподаватель», «преподаватель - преподаватель», «преподаватель - студент», «студент - студент», «родитель - студент», «родитель - родитель». Приведены уровни сформированности гуманистической направленности отношений у студентов: высокий, нормальный, допустимый, низкий. Показателями при этом взяты уровень осознания и понимания значения термина «гуманизм»; иерархия мотивов «для дела», «для себя», «для других»; устойчивость или неустойчивость поведения субъектов в социальной среде.
Скачать PDF

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА С ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Беспалов Дмитрий Викторович, Селина Екатерина Вячеславовна
Анализируются пути исследования и формирования эффективного молодежного лидерства с гуманистической направленностью личности. Молодежный лидер рассматривается как «отражение» процессов, происходящих в группе, и пример для последователей. Описывается опыт работы Курской социально-психологической лаборатории по воспитанию молодежных лидеров (в частности, центра «Комсорг»). Сопоставляются результаты исследований лидерства в детских центрах и школе, устанавливаются особенности личности лидеров-организаторов и дезорганизаторов.
Скачать PDF

Основные направления исследований в патопсихологии

Горьковая Ирина Алексеевна
Рассматриваются соотношение патопсихологии и психопатологии, различные взгляды на предмет патопсихологии. Выделяются следующие основные направления исследований в патопсихологии: исследование количественных и качественных нарушений психических процессов; психометрический подход, при котором делается акцент на способах, приемах замера каких-либо свойств психических процессов или состояний и интерпретации полученных результатов с целью повышения валидности и надежности предлагаемых опросников или проективных тестов; синдромологический подход, в рамках которого предлагаются различные типологии патопсихологических синдромов или симптомокомлексов. Автор статьи предлагает четвертый подход, при котором исследуются патопсихологические проявления при определенных психических расстройствах в зависимости от их формы, стадии и течения заболевания.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости

Лосинец Е.В., Афоньшина И.В.
В статье анализируется проблема зависимого поведения личности. Рассматривается феномен Интернет-аддикции. Изучены особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости. Предлагаются некоторые методы борьбы с компьютерной зависимостью, обозначены черты проблемы предупреждения данного вида аддикции в семье и образовательных учреждениях.
Скачать PDF

Коммуникативная направленность личности руководителя как фактор социально-психологического климата (

Беденко С.В.
Скачать PDF

Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследований

Нефедова И.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической направленности профессиональной деятел

Низамова Р. Р.
Целью работы является выделение и обоснование психолого-педагогических условий формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки.
Скачать PDF

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: