ГРУППЫ ПСИХОДРАМЫ ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ

Группы самопомощи

Найдено 6 определений термина Группы самопомощи

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Группа самопомощи

self-help-group) – группа, составленная из пациентов с одинаковыми или аналогичными проблемами, в которой ее члены помогают и поддерживают друг друга без непосредственного руководства клинициста или психотерапевта. Синоним: Взаимопомощи группа.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Группы самопомощи

self-help groups) Г. с. представляют собой более или менее формальные орг-ции непрофессионалов, преследующих общую цель ради достижения блага для каждого члена группы. Речь идет о группах, главная цель к-рых - изменения в психологии или поведении участников. Они исходят из двух принципов, а именно: люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой, - лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта; такие люди, помогая друг другу, помогают и самим себе. История и современный статус В литературе упоминаются разные источники происхождения Г. с. Вне зависимости от своих предшественников, совр. Г. с. создаются, чтобы хоть отчасти удовлетворить терапевтические потребности населения, с к-рыми не справляются или справляются неадекватно существующие соц. учреждения. Самая старая, самая крупная и наиболее известная из существующих терапевтических Г. с. - об-во Анонимных алкоголиков (АА). Осн. в 1935 г. алкоголиками для помощи алкоголикам, оно имеет филиалы Аl-Anon и Al-Ateen для их родственников и друзей. На данный момент в него входит св. 1 млн чел. в 92 странах. Его программа "12 шагов" принята 34 Г. с., в т. ч. Анонимными азартными игроками, Анонимными обжорами, Анонимными шизофрениками и Анонимными наркоманами. Кроме того, хорошо известны орг-ции самопомощи Корпорация "Выздоровление" для бывших пациентов психиатрических учреждений и Синанон для наркоманов (а позднее и для бывших заключенных). Рост Г. с., в особенности с середины 1970-х гг., рассматривался нек-рыми как крупное движение в психотер., "четвертая сила", следующая за "третьей силой" гуманистической психотер. Типы групп Учеными создано неск. типологий Г. с. Четыре типа, разраб. Леоном Леви, больше всего подходят для групп с терапевтической ориентацией. Группы I типа занимаются преим. контролем или реорганизацией поведения. Примеры таких групп: АА, Анонимные азартные игроки и Анонимные родители. Членов групп II типа по классиф. Леви объединяют общие стрессовые ситуации, в соответствии с к-рыми их можно разделить на подтипы. Эти группы могут фокусироваться на таких кризисных ситуациях, как изнасилование, убийство кем-либо ребенка и выживание после суицидной попытки. Др. группы занимаются т. н. переходными периодами жизни, или переходом к нормальному состоянию. Такие группы стремятся скорее к совладению с кризисными ситуациями, чем к изменению статуса своих членов. В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, расовой или классовой принадлежностью и сексуальной ориентацией. Группы IV типа не имеют к.-л. определенной общей проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению личной эффективности. Терапевтические факторы групп самопомощи Несмотря на большое разнообразие упомянутых выше орг-ций, можно выделить ряд общих для них терапевтических черт или процессов, к-рые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов Г. с. Общий опыт. Определенный тип общего опыта или ситуаций является основой и обоснованием существования большинства Г. с. Эта общность имеет неск. положительных черт. Людей в таких группах обычно сразу и полностью понимают, и потому они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность склоняет людей к снижению защит и побуждает к самораскрытию, чему сопутствуют эффект катарсиса и уменьшение стыда. Помощь другим. Принцип "помощник терапии" в Г. с. гласит, что чем больше члены группы помогают др., тем больше они помогают самим себе. Постоянная система поддержки. Члены Г. с. часто получают от др. участников поддержку, ободрение и похвалу. В действительности поддержка осуществляется круглосуточно, если есть возможность связаться с др. по телефону. Система поддержки становится чем-то вроде большой участливой семьи. Информация. Большой терапевтический эффект приносит получение информ. технического порядка, а тж элементов народной мудрости. Получение обратной связи. В обстановке открытости и искренности, типичной для Г. с., поведение участников доступно точному наблюдению и комментариям др. членов группы. Обучение специальным методам. В таких Г. с., как АА, успешность решения проблем зависит от следования специальным методам или техническим приемам. Члены групп осваивают эти приемы и учатся постоянно применять их, что обеспечивает создание терапевтически ценной структуры. Другие когнитивные процессы. Терапевтическое воздействие процесса самопомощи в значительной степени связано с такими принципами когнитивной терапии, как формирование положительного Я-образа, улучшение самомопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм. Самопомощь или профессиональная психотерапия? Отношения между Г. с. и профессионалами, работающими частным образом или в гос. учреждениях, варьируют от тесного сотрудничества до антагонизма. Для нек-рых групп независимость от авторитета, методов и финансирования профессионалов является делом принципа. Но даже ярые приверженцы Г. с. все больше признают важность того, как профессионалы создают, консультируют и легитимируют нек-рые из таких групп. По данным проведенных исслед., около трети групп самопомощи были осн. по меньшей мере при содействии профессиональных помощников. Профессионалы и непрофессионалы тесно взаимодействуют между собой в деятельности многих групп, имеющих отношение к физ. здоровью. Такие орг-ции, как АА, часто получают существенную поддержку со стороны психиатров и клинических психологов. См. также Группы достижения изменений, Директивное консультирование, Человеческий потенциал, Консультирование сверстниками, Поддерживающий уход Ф. У. Хансен

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

группа самопомощи

self-help group] - Термин, относящийся к двум видам терапевтических групп, но чаще всего применяемый в отношении того, что точнее называется группой взаимопомощи. Он также относится к группам, которые учат познавательному, поведенческому и другим методам самоуправления.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)

Группа самопомощи

self-help group) - группа, состоящая из людей со схожими проблемами, которые помогают и поддерживают друг друга без непосредственного руководства клинициста. Также называется группа взаимопомощи.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Группы самопомощи

self-help groups) - более или менее формальные группы непрофессионалов, преследующих общую цель (изменение психологии или поведения участников) ради достижения блага для каждого члена группы. Группа, состоит из лиц, объединенных общими потребностями, жизненным опытом, болезнью, ограничениями или др. проблемами. Напр., в такой группе могут учиться поддерживать позитивные взаимоотношения в своей семье. Г. с. функционируют либо вовсе без прикрепленного руководителя, либо их ведут любители, не имеющие профессиональной подготовки (общество Анонимных алкоголиков - АА), а иногда и профессионалы, имеющие те же трудности («балинтовские группы»). Г. с. исходят из принципов: а) люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта, б) такие люди, помогая друг другу, помогают и самим себе. У группы, благодаря сходному жизненному опыту, много шансов выработать общее чувство коллектива, используя для этого взаимную поддержку, к-рая существенно улучшает самочувствие и мотивацию каждого, помогает преодолевать свои собственные трудности. Члены группы получают шанс оказать помощь другим, что положительно сказывается на их собственном состоянии. Здесь можно получать и давать практические советы и обмениваться опытом преодоления трудностей. И все же качественный уровень групп самопомощи может быть очень разным. Терапевтические факторы Г. с.: общий опыт, помощь другим, постоянная система поддержки, получение информации, получение обратной связи, обучение специальным методам, формирование положительного Я-образа, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, переопределение норм и др. Такая терапия используется и как важное дополнение осн. лечебного процесса. Г. с. существуют почти по каждой болезни (однако не заменяют профессиональной диагностики и лечения) или любой мыслимой проблеме или жизненной ситуации. Типы Г. с. (Л. Леви): а) занимаются преим. контролем или реорганизацией поведения (АА, Анонимные азартные игроки, Анонимные родители), б) объединены общей стрессовой ситуацией (группа изнасилованных, группа выживших после суицидной попытки и др.); работа такой группы направлена на совладание с кризисной ситуацией; в) группы, состоящие из лиц, испытывающих дискриминацию в связи с их национальностью, полом, расовой принадлежностью, сексуальной ориентацией и др.; г) группы, не имеющие какой-либо общей проблемы, ее члены стремятся к самоактуализации и повышению личной эффективности. Лит.: Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

ГРУППЫ САМОПОМОЩИ

Группы, цель которых заключается в том, чтобы оказывать помощь в решении проблем (например, связанных с зависимостями или заболеваниями), организованные неспециалистами в области психического здоровья, в связи с кажущимся отсутствием адекватного лечения.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. Прайм-Еврознак, 2004 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияние среды проживания школьников на их психологические характеристики.
Скачать PDF

Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп

Виноградова Светлана Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования групповой сплоченности в студенческих группах, а также в студенческих микрогруппах, сформировавшихся в процессе обучения. Эмпирически доказано, что существуют различия в личностных ценностях, смысложизненных ориентациях студентов различных курсов и во взаимосвязях между личностными ценностями и смысложизненными ориентациями. Представления об уровне развития группы и структура взаимосвязей личностных и групповых ценностей студентов у студентов различных курсов имеют особенности
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».
Скачать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Скачать PDF

Учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочих групп

Асеева Инна Николаевна, Сахарчук Екатерина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты представлений о понятиях психологической совместимости сотрудников в малых группах, проведен анализ результатов экспериментального исследования по выявлению влияния психологической совместимости на психологический климат в малой рабочей группе.
Скачать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психотерапевты и психологи. Анализируется существующая проблема оценки группового процесса. Рассматривается построение модели группового процесса и разработка психосемантических методов его исследования.
Скачать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Скачать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в эмоциональной сфере, когнитивной и поведенческой. Предложена авторская модель социально-психологического тренинга по формированию групповой сплоченности.
Скачать PDF

Особенности представления о руководителе в группах с различным уровнем социально-психологического ра

Кораблин С.И.
Скачать PDF

Специфика когнитивных функций в зависимости от профессиональной группы лиц занятых экстремальным тру

Родыгина Юлия Кимовна
Проведён анализ состояния когнитивных процессов у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной службы. Выявлено, что профессиональная деятельность вызывает ухудшение в функционировании психических процессов лиц занятых экстремальным трудом. Определена специфика нарушений психической сферы в зависимости от профессиональной группы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16