Группы и коллективы

Найдено 1 определение:

Группы и коллективы

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами. Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе. По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности. Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Проявления коллективного субъекта учебной деятельности в студенческой группе

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье проанализированы научные подходы определения коллективного субъекта учебной деятельности. Рассмотрены проявления коллективного субъекта в ходе наблюдения двух экспериментальных ситуаций и соотнесены с результатами социометрического исследования учебной группы и микрогрупп
Скачать PDF

Исследование трудностей служебного взаимодействия младших командиров с коллективом группы

Шишкина О.В.
Скачать PDF

Представление о жизненном пути малой группы как атрибут коллективного субъекта деятельности

Ральникова Ирина Александровна
Статья посвящена разработке проблематики психологии жизненного пути в приложении к такому предмету социально-психологического исследования, как малая группа. Автором показаны основания научного интереса к исследованию представлений о жизненном пути малой социальной группы как атрибута коллективного субъекта деятельности, предложен способ эмпирического изучения данного вопроса в аспекте представлений о жизненном пути студенческих групп с разным социально-психологическим климатом.
Скачать PDF

Значимые фигуры российской истории в коллективной памяти разных групп общества

Емельянова Татьяна Петровна, Кузнецова Анна Владимировна
На материале эмпирического исследования рассматриваются представления коллективной памяти трех возрастных групп людей о выдающихся деятелях прошлого России. По результатам исследования был определен рейтинг наиболее значительных фигур российской истории, а также были выявлены их основные характеристики, данные респондентами.
Скачать PDF

Становление студенческой группы в негосударственном вузе как коллективного субъекта учебно-профессио

Протасов А.А., Шамсина М.Р.
Скачать PDF

Организационно-групповая идентичность участников служебных коллективов

Статья посвящена изучению служебных коллективов в связи с особенностями групповой идентичности. На материале эмпирических исследований рассматриваются проблемы сплоченности служебных коллективов и факторов, ее определяющих
Скачать PDF

Источники толерантности на уровне первичной социальной группы - трудового коллектива (эмпирическое п

Горелова Г.Г., Филинова Л.Л.
На основе эмпирического исследования выявляются психологические источники толерантности (и конфликтности) в межличностном взаимодействии субъектов, функционирующих в организации. Сравниваются параметры удовлетворенности трудом и индивидуально-психологические особенности сотрудников с оценкой ими социально-психологического климата в производственной группе
Скачать PDF

Влияние личностных характеристик членов коллектива на эффективность управления групповыми процессами

Черных Антонина Борисовна, Заиграева Мария Анатольевна
Авторы рассматривают проблемы управления организацией с точки зрения повышения ее экономической эффективности, а кадровые риски как потенциальные потери или угрозы экономической деятельности предприятия. В отдельную группу выделяются риски, связанные с индивидуальными особенностями человека и межличностным взаимодействием социальной активностью членов коллектива внутри группы. Методы социально-психологической диагностики в первую очередь используются при первичном отборе кандидатов на вакантные места предприятия и при формировании структуры коллектива, с учетом профессионально-личностных и компетентностных характеристик кандидатов, а так же предрасположенности личности к определенному типу. Речь идет о проблеме принятия или непринятия кандидатом определенного типа корпоративной культуры, сложившейся на предприятии, и принятии или отторжении коллективом человека с определенными культурологическими предпочтениями. Второе направление использования методик социально-психологического исследования, важное в практике современного управления, поддержание трудового коллектива в рабочем состоянии и повышение эффективности его деятельности посредством реализации человеческого потенциала. В статье представлены результаты исследования коллективов и некоторых индивидуальных характеристик их членов с низким социальным статусом. Согласно выявленным тенденциям предложены методы работы с отдельными членами и в целом с группой. Рассматриваемые явления интересны с точки зрения стабилизации социальных систем и разработки методов по управлению кадровыми рисками.
Скачать PDF

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияние среды проживания школьников на их психологические характеристики.
Скачать PDF

Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп

Виноградова Светлана Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования групповой сплоченности в студенческих группах, а также в студенческих микрогруппах, сформировавшихся в процессе обучения. Эмпирически доказано, что существуют различия в личностных ценностях, смысложизненных ориентациях студентов различных курсов и во взаимосвязях между личностными ценностями и смысложизненными ориентациями. Представления об уровне развития группы и структура взаимосвязей личностных и групповых ценностей студентов у студентов различных курсов имеют особенности
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!