Группы и коллективы

Найдено 1 определение
Группы и коллективы
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами. Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе. По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности. Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.49 мб

Чтобы групп а стала коллективом...

Г. В. Гусева
Читать PDF
970.87 кб

Этапы организации групповой работы в учебном коллективе

Байбородова Людмила Васильевна, Данданова Светлана Владимировна
В статье обосновывается актуальность использования групповой работы в учебном процессе, подчеркивается сложность и проблемность применения данной формы организации учебного процесса.
Читать PDF
722.60 кб

Организационно-групповая идентичность участников служебных коллективов

Злоказов Кирилл Витальевич
Статья посвящена изучению служебных коллективов в связи с особенностями групповой идентичности. На материале эмпирических исследований рассматриваются проблемы сплоченности служебных коллективов и факторов, ее определяющих
Читать PDF
157.52 кб

Соотношение коллективного и индивидуального в деятельности малой группы

Золотарёва Светлана Сергеевна
В статье рассматривается проблема соотношения коллективного и индивидуального в структуре совместной деятельности малой группы.
Читать PDF
5.00 мб

Роль классного руководителя на этапе адаптации студента в коллективе группы

М. Н. Селиванова
Читать PDF
154.68 кб

Проявления коллективного субъекта учебной деятельности в студенческой группе

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье проанализированы научные подходы определения коллективного субъекта учебной деятельности.
Читать PDF
98.32 кб

Значимые фигуры российской истории в коллективной памяти разных групп общества

Емельянова Татьяна Петровна, Кузнецова Анна Владимировна
На материале эмпирического исследования рассматриваются представления коллективной памяти трех возрастных групп людей о выдающихся деятелях прошлого России.
Читать PDF
227.96 кб

К обоснованию модели педагогического управления студенческой группой как коллективом

Ефремов Дмитрий Александрович
В настоящее время стратегия в решении проблемы формирования студенческой группы как коллектива предполагает необходимость модернизации содержания педагогического управления процессами формирования организации и общности в рамках с
Читать PDF
188.16 кб

Исследование трудностей служебного взаимодействия младших командиров с коллективом группы

Шишкина О. В.
Читать PDF
356.12 кб

Представление о жизненном пути малой группы как атрибут коллективного субъекта деятельности

Ральникова Ирина Александровна
Статья посвящена разработке проблематики психологии жизненного пути в приложении к такому предмету социально-психологического исследования, как малая группа.
Читать PDF
158.03 кб

Факторы, влияющие на формирование группы часто болеющих дошкольников организованных коллективов

Кокорева С. П., Сахарова Л. А., Зинченко Т. О., Агапеева А. В., Болотова Ю. Ю., Брюханова Д. А.
Читать PDF
217.34 кб

Размышления о психологии коллектива и группового субъекта(перечитывая наследие А. С. Макаренко)

Гайдар К.М.
В статье обосновывается актуальность исследования психологии группового субъекта. В контексте обсуждаемой проблемы проводится сопоставление трактовки коллектива в учении А. С.
Читать PDF
8.21 мб

Эпистемологические и социологические аспекты принятия коллективных решений в социальных группах

Корсунский Андрей Георгиевич
Исследованы особенности принятия коллективных решений, осуществлён их философский анализ.
Читать PDF
273.13 кб

Коллективные чувства представителей разных групп общества в отношении значимых социальных явлений

Дробышева Татьяна Валерьевна, Емельянова Татьяна Петровна
В статье излагаются результаты исследования коллективных чувств, касающихся общественных явлений и событий.
Читать PDF
157.45 кб

Серологический мониторинг за состоянием коллективного иммунитета к дифтерии отдельных групп населени

Н.Ю. Баранова, Л.А. Аббасова, И.В. Воронцова

Похожие термины:

  • ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫЕ

    проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива и эффективность совместной деятельности военнослужащих.
  • РАЗВИТИЕ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА

    имеет шесть этапов, которые по Л. И. Уманскому таковы: группа — конгломерат, номинальная группа; группа — ассоциация; группа — кооперация] автономная группа; коллектив. Учет этих этапов необходим п