Групповая терапия это что такое Групповая терапия: определение — Психология.НЭС

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Найдено 7 определений термина ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

В современной литературе это понятие используется в 3 значениях:

1. Г. т. - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы Г. т. - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арттерапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, "клубы бывших пациентов" и др. Г. т. находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.

2. Г. т. - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.

3. Г. т. - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Групповая терапия

gorup therapy) - терапевтический метод, в котором группа людей со схожими проблемами вместе встречается с терапевтом, чтобы разрешить свои трудности.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Групповая терапия

Термин используется для описания психотерапевтических занятий в группах, в отличие от индивидуальной терапии. Терапевт не руководит действиями пациентов, как это часто происходит во время индивидуальных занятий, а скорее выполняет роль помощника и наставника. Таким образом, каждый член группы одновременно играет роль пациента и терапевта. Слушая рассказы других людей об их чувствах и переживаниях, пациенты могут многое узнать о собственном состоянии. Вот некоторые преимущества этого подхода в терапии: 1. Наблюдая за успехами других членов группы, человек обретает надежду и приходит к убеждению, что его собственные проблемы тоже можно решить. 2. Пациенты начинают понимать, что многие люди сталкиваются с одинаковыми проблемами, и чувствуют себя не такими одинокими, как раньше. 3. Пациентам предоставляется возможность помогать другим и ощущать положительное воздействие своей роли помощника. 4. Развивается позитивное взаимодействие, что имеет важное значение, так как недостаток общения с другими людьми способствует развитию некоторых психических расстройств.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Очень общий термин, используемый, чтобы охватить все психотерапевтические процессы, при которых группы индивидов встречаются вместе с терапевтом/руководителем. Считается, что взаимодействия между членами группы являются терапевтическими и во многих случаях более эффективными, чем в традиционной диаде клиент – терапевт.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Групповая терапия

Групповая терапия приводится как центрированная на клиенте, при этом используется так называемая техника «горячего стула» («места»). Терапевт при этой технике работает с одним из участников группы, который согласился занять «горячее место» для проработки своего конфликта. Когда идет работа один на один, то других членов группы просят воздерживаться от интеракций, пока работа не закончится. Напротив «горячего стула» располагают простой стул. Пациента часто просят сыграть роль – поговорить с важным лицом в его жизни, прошлой или настоящей; как если бы этот человек сидел на пустом стуле. Обычно пациента просят быть и этим другим лицом. Пациента просят развить диалог по своему собственному сценарию и меняться с воображаемым собеседником местами, когда тот начинает говорить. После этой работы другие участники группы делятся тем, что они испытывали и как реагировали, пока проходила работа один на один. Эта обратная связь является источником групповой интеракции. Становится очевидным, что другие члены группы идентифицируются с участником, работающим с терапевтом, и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая незаконченные ситуации или фрагментированные части себя.

Группа может рассматриваться со следующих позиций.

1. Группа как источник получения поддержки:

1) роль «работающего» члена группы – следовать указаниям руководителя;

2) роль «наблюдателя», свидетеля – сопереживание.

2. Группа как возможность осознания своего опыта «здесь и теперь». Можно обращаться к группе.

3. Группа как драматизирующий фактор. Вовлекаются члены группы в управляемые эксперименты (игры).

4. Группа как динамичный, всегда имеющий место, процесс. Члены группы учатся просить и получать обратную связь.

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Групповая терапия

1. распространенный психотерапетический метод, при котором составленная по определенным признакам группа пациентов (клиентов) регулярно или по мере необходимости встречается с психотерапевтом и в его присутствии и с его помощью обсуждает волнующие ее участников проблемы, осваивает социальные навыки и др., при этом в группе царит атмосфера свободного и безоценочного высказывания мнения каждым ее участником; 2. использование какого-либо метода психотерапии одновременно с рядом пациентов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Терапия групповая

терапия, в которой основную роль играет влияние определенным образом организованной группы пациентов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте.
Читать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, разви
Читать PDF

Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-мотивационному состоянию у больных с алкогольно

Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 40 больных с зависимостью от алкоголя в постабстинентном периоде в период проведения курса плацебо-терапии изучали психологические особенности эмоционально-мотивационной сферы.
Читать PDF

Противоболевая терапия в онкологии

Вершинина С.Ф., Стуков А.Н.
В обзоре рассматриваются проявления болевого синдрома у онкологических больных, дается их характеристика, и описываются возможные варианты устранения боли. Библиогр. 24 назв. Вершинина С.Ф., Стуков А.
Читать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии.
Читать PDF

Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб

Лоскот Артем Николаевич
Цель статьи показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников.
Читать PDF

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраст

Калинина Анна Андреевна
Статья посвящена проблеме исследования и коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Читать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости.
Читать PDF

Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков

Борздыко Ю. Е.
В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков.
Читать PDF

Особенности переживания применения антиретровирусной терапии у ВИЧ-инфицированных

Новохацки Анастасия Васильевна
Рассматривается проблема формирования мотивации к лечению и приверженности высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) у ВИЧ-инфицированных.
Читать PDF

Качество жизни пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии

Половинко Елена Николаевна
Приводятся результаты сравнительного исследования качества жизни 70 больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на различных видах заместительной терапии гемодиализе, перитонеальном диа
Читать PDF

Мотивационный компонент внутренней картины болезни как фактор приверженности к терапии у больных сом

Штрахова Анна Владимировна, Арсланбекова Эльвира Винеровна
Рассмотрена внутренняя картина болезни и особенности ее мотивационного компонента у больных с хронической почечной недостаточностью и сахарным диабетом как заболеваний с витальной угрозой, требующих у

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!