Групповая терапия это что такое Групповая терапия: определение — Психология.НЭС
Групповая телесно-ориентированная психотерапия Групповая терапия обнаженных

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Найдено 7 определений термина ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

В современной литературе это понятие используется в 3 значениях:

1. Г. т. - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы Г. т. - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арттерапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, "клубы бывших пациентов" и др. Г. т. находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.

2. Г. т. - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.

3. Г. т. - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Групповая терапия

gorup therapy) - терапевтический метод, в котором группа людей со схожими проблемами вместе встречается с терапевтом, чтобы разрешить свои трудности.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Групповая терапия

Термин используется для описания психотерапевтических занятий в группах, в отличие от индивидуальной терапии. Терапевт не руководит действиями пациентов, как это часто происходит во время индивидуальных занятий, а скорее выполняет роль помощника и наставника. Таким образом, каждый член группы одновременно играет роль пациента и терапевта. Слушая рассказы других людей об их чувствах и переживаниях, пациенты могут многое узнать о собственном состоянии. Вот некоторые преимущества этого подхода в терапии: 1. Наблюдая за успехами других членов группы, человек обретает надежду и приходит к убеждению, что его собственные проблемы тоже можно решить. 2. Пациенты начинают понимать, что многие люди сталкиваются с одинаковыми проблемами, и чувствуют себя не такими одинокими, как раньше. 3. Пациентам предоставляется возможность помогать другим и ощущать положительное воздействие своей роли помощника. 4. Развивается позитивное взаимодействие, что имеет важное значение, так как недостаток общения с другими людьми способствует развитию некоторых психических расстройств.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

Очень общий термин, используемый, чтобы охватить все психотерапевтические процессы, при которых группы индивидов встречаются вместе с терапевтом/руководителем. Считается, что взаимодействия между членами группы являются терапевтическими и во многих случаях более эффективными, чем в традиционной диаде клиент – терапевт.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Групповая терапия

Групповая терапия приводится как центрированная на клиенте, при этом используется так называемая техника «горячего стула» («места»). Терапевт при этой технике работает с одним из участников группы, который согласился занять «горячее место» для проработки своего конфликта. Когда идет работа один на один, то других членов группы просят воздерживаться от интеракций, пока работа не закончится. Напротив «горячего стула» располагают простой стул. Пациента часто просят сыграть роль – поговорить с важным лицом в его жизни, прошлой или настоящей; как если бы этот человек сидел на пустом стуле. Обычно пациента просят быть и этим другим лицом. Пациента просят развить диалог по своему собственному сценарию и меняться с воображаемым собеседником местами, когда тот начинает говорить. После этой работы другие участники группы делятся тем, что они испытывали и как реагировали, пока проходила работа один на один. Эта обратная связь является источником групповой интеракции. Становится очевидным, что другие члены группы идентифицируются с участником, работающим с терапевтом, и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая незаконченные ситуации или фрагментированные части себя.

Группа может рассматриваться со следующих позиций.

1. Группа как источник получения поддержки:

1) роль «работающего» члена группы – следовать указаниям руководителя;

2) роль «наблюдателя», свидетеля – сопереживание.

2. Группа как возможность осознания своего опыта «здесь и теперь». Можно обращаться к группе.

3. Группа как драматизирующий фактор. Вовлекаются члены группы в управляемые эксперименты (игры).

4. Группа как динамичный, всегда имеющий место, процесс. Члены группы учатся просить и получать обратную связь.

Источник: Полный справочник психотерапевта

Групповая терапия

1. распространенный психотерапетический метод, при котором составленная по определенным признакам группа пациентов (клиентов) регулярно или по мере необходимости встречается с психотерапевтом и в его присутствии и с его помощью обсуждает волнующие ее участников проблемы, осваивает социальные навыки и др., при этом в группе царит атмосфера свободного и безоценочного высказывания мнения каждым ее участником; 2. использование какого-либо метода психотерапии одновременно с рядом пациентов.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Терапия групповая

терапия, в которой основную роль играет влияние определенным образом организованной группы пациентов.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте. Выявлена перспективность применения серотонинотропных веществ в комбинации с низкой дозой 17β-эстрадиола для коррекции поведенческих нарушений при гипоэстрогенном синдроме у самок крыс.
Скачать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, развивающего, диагностического и реабилитационного методов. Автор выявляет и анализирует целесообразность инновационных введений в учебный процесс, останавливая свое внимание на таком виде изобразительной деятельности, как иллюстративно-тематическое рисование.The article dwells upon issues related to the study of peculiarities of art-therapy methods application at Art lessons in secondary school as a preventive, developing, diagnostic and rehabilitation techniques. Expediency of innovations in educational process are analyzed with specific attention paid to such kind of fine arts as thematic drawing.
Скачать PDF

Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-мотивационному состоянию у больных с алкогольно

Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 40 больных с зависимостью от алкоголя в постабстинентном периоде в период проведения курса плацебо-терапии изучали психологические особенности эмоционально-мотивационной сферы. Отмечены значимые различия в группах пациентов. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к терапии синдрома отмены алкоголя и постдетоксикационного состояний.
Скачать PDF

Противоболевая терапия в онкологии

Вершинина С.Ф., Стуков А.Н.
В обзоре рассматриваются проявления болевого синдрома у онкологических больных, дается их характеристика, и описываются возможные варианты устранения боли. Библиогр. 24 назв. Вершинина С.Ф., Стуков А.Н. Противоболевая терапия в онкологии // Психофармакол. биол. наркол. 2007. Т. 7, № 1. С. 1471-1477.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии. Реконструированы антропологические представления, лежащие в основании терапевтической модели Эллиса, показано их родство с философией прагматизма Д. Дьюи.
Скачать PDF

Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб

Лоскот Артем Николаевич
Цель статьи показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников. Актуальность статьи заключается в потребности применения новых технологий в воспитании и социализации младших школьников клиентов социальных служб. Методикой является проведение арт-терапевтических сессий, направленных на развитие креативности. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности предлагаемой методики.
Скачать PDF

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраст

Калинина Анна Андреевна
Статья посвящена проблеме исследования и коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, в коррекции эмоциональной напряженности. Дана характеристика заданий наиболее часто используемых в практике психокоррекции эмоциональных нарушений.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков

Борздыко Ю. Е.
В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков. Первый построен на основе применения арт-терапевтических и психотехнических упражнений, второй - только психотехнических. Показано, что первый тренинг производит больший развивающий эффект, чем второй. Последний может приводить к появлению или усилению у его участников ригидности и ощущения самодостаточности, что тормозит личностный рост. В тренингах с применением арт-терапевтических методик этот негативный эффект не возникает.
Скачать PDF

Особенности переживания применения антиретровирусной терапии у ВИЧ-инфицированных

Новохацки Анастасия Васильевна
Рассматривается проблема формирования мотивации к лечению и приверженности высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) у ВИЧ-инфицированных. Показано, что причины, по которым значительное число ВИЧ-положительных отказываются или прекращают лечение, являются психологическими по своему характеру. Описан комплексный подход к изучению психологических факторов, влияющих на приверженность антиретровирусной терапии.
Скачать PDF

Качество жизни пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии

Половинко Елена Николаевна
Приводятся результаты сравнительного исследования качества жизни 70 больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на различных видах заместительной терапии гемодиализе, перитонеальном диализе и после аллотрансплантации почки. Во всех группах исследованных пациентов с терминальной хронической почечной недостаточностью, находящихся на различных видах заместительной почечной терапии, наибольший уровень социальной фрустрированности и неудовлетворенности отмечается в сфере материального положения. Также отмечается неудовлетворенность своим физическим состоянием и работоспособностью в группах пациентов, находящихся на гемодиализе и перитонеальном диализе. При анализе основных параметров качества жизни максимальные различия выявлены в группах пациентов, находящихся на перитонеальном диализе, и пациентов после трансплантации почки по параметрам «Боль» и «Жизнеспособность». Анализ ограничений жизнедеятельности показал что, у обследованных больных наибольшие проблемы отмечаются в категории «Главные сферы жизни», связанной с оплачиваемой работой и экономической самостоятельностью. Наименьшие проблемы отмечаются в категориях «Самообслуживания» и «Бытовая жизнь».
Скачать PDF

Мотивационный компонент внутренней картины болезни как фактор приверженности к терапии у больных сом

Штрахова Анна Владимировна, Арсланбекова Эльвира Винеровна
Рассмотрена внутренняя картина болезни и особенности ее мотивационного компонента у больных с хронической почечной недостаточностью и сахарным диабетом как заболеваний с витальной угрозой, требующих у пациентов формирования приверженности к терапии. Описаны особенности ценностносмысловой и мотивационной сферы пациентов в ситуации болезни и их отличия у получающих лечение гемодиализом больных с почечной недостаточной, свидетельствующие о формировании у них проявлений приверженности к лечению в ситуации витальной угрозы.
Скачать PDF