ГРУППИРОВКА

Предыдущий термин:
ГРУППИРОВАТЬ

Следующий термин:
Группировка информации

Содержание:

Найдено 9 определений термина ГРУППИРОВКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГРУППИРОВКА

структура логики. В психологию понятие введено в 1937 г. Ж.Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются ПЯТИ ФОРМАЛЬНЫМ КРИТЕРИЯМ:

" Комбинативность: A + В = С;

" Обратимость: С - В = А;

" Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);

" Общая операция идентичности: А - А = 0;

" Тавтология, или специальная идентичность: A+ А = А.

Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка - это состояние равновесия мысли. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ГРУППИРОВКА

взаимодействие двух или более разнородных центров политической деятельности, на основе соглашений демонстративно общего характера; взаимодействие на основе тайного сговора, тщательно скрываемого от общественности, не носящего характера формального соглашения или союза; согласованные или совместные акции на основе временного (или кажущегося) совпадения их интересов; наличие общих интересов, на основе которых возможна совместная деятельность, является решающим фактором образования группировки. Виды группировок: демонстративные, тайные, временные. (Ольшанский, с.447)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

ГРУППИРОВКА

структура логики. В психологию это понятие ввел в 1937 г. Ж. Пиаже в качестве одного из основных понятий своей концепции интеллекта операциональной. Группировка считается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, где все операции подчиняются пяти формальным критериям:

1) комбинативность: А + В = С;

2) обратимость: С - В = А;

3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);

4) общая операция идентичности: А - А = 0;

5) тавтология, или специальная идентичность: А+ А = А. Формами группировки являются такие логические операции, как включение классов - простое и мультипликативное, сериация - простая и мультипликативная, симметрия. В психологическом плане группировка - это состояние равновесия мысли. Весь процесс развития интеллектуального, согласно Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из коих обусловлена освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, но после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней - как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов восприятия и собственного действия с ними. Появление истинной группировки достигается лишь на уровне операций конкретных. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность коих необходима для достижения ребенком этого уровня: классификация, сериация, замещение, установление симметрии - являют группировки аддитивного порядка; им соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в коих речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне операций формальных ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от своего содержания, но не имеющих вполне комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы организуются группировки более высокого порядка, составляющие систему операций пропозициональных.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ГРУППИРОВКА

англ. groupment, (p ment) - операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже; производно от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено в психологию Пиаже (1937). В концепции Пиаже это структура логики, которая, являясь связующим звеном между логическими и психологическими структурами, позволяет использовать данные современной логики как средство объяснения в психологии. С формальной т. зр., Г. - это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся 5 формальным критериям: 1) комбинативность: А + В - С; 2) обратимость: С - В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция идентичности: А - А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А + А = А, т. е. Г. получается, если к 4 условиям группы добавить 5-е - наличие тавтологии.

В формальном выражении Г. - логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. - это состояние "равновесия мысли", финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т. п. представляют собой Г.

Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последовательность Г., вытекающих одна из др. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают не сразу, а в ходе последовательной децентрации, освобождения понимания объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия (см. Центра-ция). Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, Г. нет.

Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций. Пиаже установил 8 элементарных Г. логики классов и отношений, сформированность которых в индивидуальном развитии свидетельствует о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация, сериация, замещение, установление симметрии - это Г. аддитивного порядка. Им соответствуют 4 Г., основанные на мультипликативных отношениях, т. е. имеющие дело с более чем одной системой классов или отношений одновременно. Элементарные Г. отличаются от Г. более высокого порядка, составляющих систему цропозициональных операций, тем, что в основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не имеют полностью комбинаторного характера.

На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов Г. на высказываниях и гипотезах независимо от их содержания.

Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую и социальную природу. Она выступает в качестве формы равновесия действий, как межиндивидуальных, так и индивидуальных. Др. словами, Г. представляет собой некоторую структуру, которая содержится и в индивидуально-психологической и социальной деятельности, оказываясь связующим звеном, которое обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества. (Е. В. Филиппова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Группировка

Автор. Ж.Пиаже (1937 г.).

Категория. Структура логики, выступающая основой операциональной концепции интеллекта Пиаже.

Специфика. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами.

Исходная модель. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям:

- комбинативность: A + В = С;

- обратимость: С - В = А;

- ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);

- общая операция идентичности: А - А = 0;

- тавтология, или специальная идентичность: A+ А = А.

Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия.

Исследования. В психологическом плане группировка - это состояние "равновесия мысли". Весь процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГРУППИРОВКА

1. Вообще – процесс классификации. 2. В статистике – организация данных в классы или группы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ГРУППИРОВКА

Тенденция группировать объекты, слова, изображения или идеи в кластеры, связанные каким-то субъективным образом. Наиболее ярко этот эффект проявляется в экспериментах на свободное воспроизведение Длинных списков слов, в которых субъекты воспроизводят похожие слова, сгрпированны вместе.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ГРУППИРОВКА

спорт. положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти рук захватывают голени. Г. - необходимое условие для выполнения многих физкультурных упражнений: перекатов, кувырков, прыжков, переворотов, сальто (противоп. разгруппировка)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Группировка

операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже; производив от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено Пиаже в психологию в 1937 г. (18, с. 78).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 5

Перцептивная группировка и неосознаваемое восприятие

Иванов Георгий Валентинович
Предлагается гипотеза, рассматривающая субъективные образы, размещенные в субъективном (сенсорном, семантическом) пространстве как состоящие из позитивного и негативного внимания. Вводятся предположения о закономерности управляющей количеством внимания в образе физического стимула и о закономерности, определяющей движение образов в субъективном пространстве. Рассматривается метод неосознаваемого ввода, основанный на явлении перцептивной группировки. Представляются результаты эксперимента на время реакции, доказывающие работоспособность метода, и являющиеся свидетельством в пользу истинности предложенных закономерностей.
Скачать PDF

Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки

Рассматриваются вопросы вовлечения подростков в экстремистские группировки. Анализируются возрастные, индивидуально-типологические, характерологические особенности личности несовершеннолетних. Приводятся результаты эмпирического исследования старшеклассников в аспекте экстремистских установок его участников. Описывается связь между лидерством в учебном коллективе и проявлением экстремистских установок.
Скачать PDF

Психологические аспекты вовлечения в экстремистские группировки молодежи в среде Интернет

Кружкова Ольга Владимировна, Воробьева Ирина Владимировна, Никифорова Дарья Михайловна
Цель статьи рассмотреть риски вовлечения молодежи в экстремистские сообщества путем психологического давления через сеть Интернет. Методы. В качестве методов в работе были использованы теоретический анализ и метод моделирования. Результаты. Интернет-пространство описано как среда и инструмент психологического воздействия на молодежь, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. Погруженность подростков, юношей и девушек в виртуальное пространство существенно преобразует формы их активности и, как следствие, трансформирует ведущую деятельность, что, в свою очередь, приводит к появлению совершенно иных психических новообразований. Выделены три основных эффекта контактов с Интернет «эффект дрейфа целей», ми-фологичность и «эффект азарта»; показано их влияние на личность в каждом возрастном периоде. С учетом специфики мотивов выстраивания взаимодействия в виртуальном пространстве классифицированы основные типы поведенческих паттернов, которые демонстрирует молодежь в Интернет. Степень активности молодых людей в сети представлена с позиций комплексных стратегий поведения -блокирования информации, изменения дистанции, контроля, преобразования. Обозначены группы риска пользователей, наиболее восприимчивых к экстремистским манипуляциям. Систематизированы «зоны уязвимости» представителей каждой группы и описан пошаговый алгоритм вовлечения вербовщиками объектов своего воздействия в экстремистские сообщества. Научная новизна работы заключается в обсуждении одной из наиболее острых проблем современности изменившихся условий взросления и социализации подрастающего поколения, неотъемлемой частью существования которого является постоянное пребывание в сетевом виртуальном пространстве, где несформировавшаяся личность весьма уязвима перед воздействием экстремистского контента. Для предотвращения увеличившейся потенциальной угрозы вовлечения молодых людей в деструктивную, асоциальную и преступную деятельность авторы предлагают обратить пристальное внимание на объект целенаправленных атак экстремистских сообществ. Подробное изучение социально-психологических особенностей сетевого поведения молодежи, подверженной влиянию опасного контента, поможет своевременной профилактике экстремистских настроений в молодежной среде. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для выработки мер по эффективному предотвращению воздействия экстремистских групп на молодых пользователей сети Интернет.
Скачать PDF

Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной пси

Чернова Елена Олеговна, Грязнов А.Н.
В статье раскрывается потенциал использования различных теорий для построения комплексной методологии исследования социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Представлен анализ теоретического поля социальной психологии применительно к изучению данного феномена. Выделены несколько «концентрических кругов», на пересечении которых может быть обозначена искомая проблематика. Установлено, что сама проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок нуждается в актуализации, поскольку лишь фрагментарно изучена в отечественной социальной психологии с учетом современных условий. Наиболее адекватная методология ее изучения предполагает использование системного подхода в сочетании с другими теоретическими подходами.
Скачать PDF

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ, БЫВШИХ УЧАСТНИКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК

Пчелкина Евгения Петровна, Филатова Елена Анатольевна, Шутенко Елена Николаевна, Нанакали Бахтияр Зрар
В статье рассматриваются особенности ценностных ориентаций заключенных, бывших участников террористических группировок. Делается вывод о сочетании противоречивых ценностей, когда ценности любви к матери, учебы, религиозности, веры в Бога, семьи, свободы, любви к детям, физических данных и здоровья стоят рядом с ценностями насилия, физической силы и смерти. Указывается на низкую дифференциацию иерархии жизненных ценностей, большое расхождение между показателями «Значимости» и «Достижимости» по всем важным для респондентов ценностям, что свидетельствует о внутреннем ценностном конфликте.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!