Группа: неформальные отношения и подгруппы

Найдено 1 определение:

Группа: неформальные отношения и подгруппы

Неформальные отношения возникают и существуют в разных малых группах: официальных (напр., производственные и учебные группы) и неофициальных (компания сослуживцев или друзей). Они характеризуются следующими признаками: а) возникают стихийно; б) в слабой степени подвержены внеш. социальному контролю; в) регламентируются неофициальными (негласными) ценностями и нормами отношений и поведения; г) предполагают статусно-ролевую композицию и коммуникативную сеть; д) проявляются в социально-психол. структуре группы, т. е. внутри неформальных подгрупп, в связях между представителями подгрупп, между представителями подгрупп и не включенными в них членами, среди не включенных в подгруппы («самостоятельных») членов. Неофициальные нормы («не заносись, не выделяйся» и др.), межличностные статусы («звезда», «изолированный», «пренебрегаемый» и др.), роли («покровитель», «повеса», «шут» и др.), социально-психол. структура формируются и трансформируются на основе внутригрупповых процессов. Неформальные подгруппы - совокупность членов группы, объединившихся на основании одного или неск. психол. более общих и значимых для них признаков на данный момент времени по сравнению с др. членами группы. Неформальные подгруппы возникают в совершенно разных типах малых групп, будь то высшие эшелоны власти или трудовые коллективы, группы дошкольников или учебные группы, семьи или психотерапевтические группы, воинские подразделения или группы заключенных и т. д. Количество подгрупп в разных группах варьируется от 2 до 10. Неформальные подгруппы наиболее заметно проявляются в группах, жизнедеятельность к-рых протекает в условиях относительной социальной изоляции и/или связана с жесткой внутригрупповой конкуренцией. Напр., в группах заключенных 80-90 % людей включены в подгруппы, к-рые имеют четкие границы и оказывают большое влияние на жизнь индивидов и группы в целом. Основная причина объединения людей в неформальные подгруппы - обострение противоречий между целями, потребностями, ожиданиями членов группы и неспособностью группы реализовывать функции по отношению к своим членам. Поэтому неформальные подгруппы принимают на себя те функции по отношению к индивидам, к-рые традиционно приписываются группе в целом. Функции неформальных подгрупп по отношению к своим членам: информирование, оказание поддержки в реализации индивидуальных целей и удовлетворении социальных потребностей, обеспечение безопасности по отношению к внеш. среде, обеспечение безопасности внутри группы, нормирование и регуляция, адаптация. Функции неформальных подгрупп по отношению к группе в целом: упорядочение и стабилизация внутригрупповой активности, реализация целей групповой деятельности, организация и координация активности группы, контроль, нормирование и регуляция. Имеется ряд близкородственных понятий: 1) «неформальные отношения», 2) «неформальная подгруппа», 3) «круг желаемого О.», 4) «доверительный круг О.», 5) «референтный круг О.». В первом понятии фиксируются прежде всего личностные связи между субъектами, в кач. к-рых выступают отдельные члены группы. Во втором понятии акцент делается на подгруппах как коллективных субъектах, имеющих внутр. и внеш. психол. связи. Третье понятие обозначает совокупность членов группы, с к-рыми конкретный человек хотел бы поддерживать тесные позитивные личностные и непосредственные связи (причем каждый член группы может иметь неск. кругов желаемого О. в зависимости меры значимости других и отношений с ними). Четвертое понятие описывает совокупность индивидов, с к-рыми конкретный человек может быть откровенным и чувствует себя в безопасности. Пятое понятие трактуется как круг лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентаций. Лит.: Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Роль экономических и символических факторов идентичности в формировании отношения к чужим группам

Скарабис Мартин, Шульце Ральф, Шефер Бернд, Балингхорст Николь
В данном исследовании рассматриваются амбивалентные реакции, возникающие по отношению к чужим группам. Используются теоретические подходы к изучению установок и концепций из области межгрупповых исследований. Изучается противоречивое отношение к чужим группам и их членам, если они противоречат предписывающим стандартам идентичности воспринимающих людей в качестве детерминанты амбивалентности. Выделяются два разных по содержанию класса стандартов идентичности: идеально-символические и материально-экономические. В экспериментальном исследовании вымышленная чужая группа наделялась свойствами, которые с точки зрения обеих сфер идентичности либо противоречили, либо не противоречили стандартам идентичности воспринимающего человека, либо не имели к ним отношения. В соответствии с гипотезами в условиях противоречия наблюдалась наивысшая степень субъективной амбивалентности отношения. Амбивалентность оценивалась с помощью адаптированной немецкоязычной версии теста «Bivariate Evaluation and Ambivalence Measures» (BEAM;Cacioppo, Gardner, Berntson, 1997).
Скачать PDF

Эмпирическое исследование межличностных отношений в различных подростковых группах

Магомедов Пахрудин Шабанович, Махмудов Магомед Абдулманапович
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния условий детского учреждения и состава подростковых групп на межличностные отношения подростков. Установлено, что отдельные характеристики внутригрупповых отношений в школах-интернатах лучше, чем в других детских учреждениях, а этнически смешанные подростковые группы более благоприятны для формирования межличностной толерантности и умений бесконфликтного взаимодействия.
Скачать PDF

Межличностные отношения подростков, относящихся к различным этническим группам

Гондаренко Ксения Андреевна, Бакунова Ирина Владимировна
В данной статье рассматривается роль этнопсихологических особенностей подростков в межличностных отношениях. Приведены результаты экспериментального исследования этнопсихологических особенностей, которые влияют на межличностные отношения подростков русской и армянской национальности.
Скачать PDF

Неудовлетворенность межличностными отношениями в студенческих группах как фактор риска молодежного э

Гусейнов Александр Шамильевич
В статье на основе методологии субъекта расскрывается авторский подход к проблеме изучения протестной активности личности, и анализируется характер внутригрупповой активности, влияющий на процесс усвоения внутригрупповых ценностей у студентов ВУЗов и их индивидуальный статус. Обсуждаются феномены, понижающие уровень удовлетворенности межличностными отношениями в студенческой группе, обусловливающие психологическое неблагополучие личности: феномен поляризации оценок, жесткость структуры студенческой группы по вертикали (статусное расслоение), смещение ценностей в область поиска идеального лидера и феномен аутсайдеров. Представлены прошедшие эмпирическую проверку модели внутригрупповой активности, позволяющие анализировать ее специфику: конструктивная, деструктивная, структурно-динамическая. Модели фиксируют проблемные позиции в традиционной парадигме воспитательных воздействий, позволяют прогнозировать риски деструктивной социальной активности личности и совершенствовать способы управления педагогическим процессом в студенческой группе. Созданные модели внутригрупповой активности дают возможность объяснять негативные варианты взаимодействия в студенческой группе в терминах интрагруппового структурирования и психологического климата, демонстрируя, что нарастание неудовлетворенности и невозможность повысить социальный статус в группе может закончиться драматически для личности и группы. Подчеркивается, что в этом случае вероятно стремление студентов к кардинальной смене привычного окружения, вплоть до предпочтения групп экстремисткой направленности, членство в которой компенсирует неуспешность в учебной группе и создает иллюзию удовлетворения экзистенциальных потребностей.
Скачать PDF

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ НА ДИНАМИКУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Л. В. Розанова
На основе модели Д. Хантера межличностного взаимодействия в малых группах и экспериментов по измерению параметров нервной системы, предложена модель, описывающая динамику межличностных отношений с учетом темпераментов в идеальной малой группе, все члены которой проводят одинаковое время в беседах со своими коллегами по группе. Описывается реализация модели на языке с++ builder и результаты компьютерных экспериментов.
Скачать PDF

Неформальные отношения как фактор эффективности деятельности компании в условиях финансового кризиса

Краснова Юлия Александровна
Рассматриваются причины возникновения неформальных групп в организации, раскрываются некоторые технологии влияния на неформальные группы с целью обеспечения устойчивости компании в условиях кризиса.
Скачать PDF

Неформальная структура отношений студентов ССУЗ

Сачкова М.Е.
Сачкова М.Е. Неформальная структура отношений студентов профессиональных технических училищ. Приводятся результаты экспериментального исследования межличностных отношений в профессиональных технических училищах. Анализ эмпирических данных осуществляется в сравнении с результатами предыдущего исследования в группах старшеклассников общеобразовательных школ г. Москвы. Показано, что представители среднестатусной категории занимают наиболее активную позицию в системе межличностных взаимоотношений внутри ученической группы и вносят в нее стабильность.
Скачать PDF

Метод выявления неформальных отношений в группе с помощью средств интеллектуального анализа данных

Байков С.В.
В контексте предлагаемого материала под интеллектуальным анализом данных понимается извлечение интерпретируемых зависимостей, содержащихся в массивах данных между различными факторами. Сформулированная задача интеллектуального анализа данных совпадает с представлением качественного (не количественного) анализа данных как стратегии построения теории на основе минимального количества информации с использованием логического вывода. В рамках представляемого подхода предполагается единовременный сбор информации с последующим достижением непротиворечивости данных. Будучи дополненным элементами аппарата теории графов, предлагаемы подход отражает воплощение идей интеллектуального анализа данных. [5] Проблема аккумулирования информации заключается в том, что распространенные традиции сбора и анализа предполагают повсеместное использование статистических средств как универсальных инструментов для выявления фундаментальных закономерностей, но зачастую подобные традиции не способны предоставить адекватную картину скоротечных или малых по численности явлений. Стремление избежать указанной неадекватности привело к формированию структуры непротиворечивых субъективных данных без опоры на количественные характеристики. Развитие нестатистических средств качественного анализа данных обусловлено рядом обстоятельств: порождение гипотез предполагает выявление причинных зависимостей, что недостижимо статистическими средствами из-за ограниченной исходной базой фактов социальной действительности. Отсюда закономерно возникает интерес к использованию элементов различных логик для работы с данными в сочетании с элементами аппарата других направлений математики. [5] В статье представлено применение нестатистических средств качественного анализа данных для выявления структуры неформальных отношений в группе ограниченной по составу числом Ингве-Миллера. [1]
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Отношение к телу в структуре самоотношений

Леви Татьяна Самуиловна
В статье рассматривается специфика объектного и субъектного отношений к своему телу и их связь с психологическим здоровьем человека. Обосновывается необходимость развития субъектного отношения к своему телу. The specificity is considered of object and subject attitudes to the proper body and their relation to the psychological health. It has been proved the necessity of development of the subject attitude to the proper body.
Скачать PDF

Пространство личных отношений как составляющая субъектного опыта в ранней юности

Глущенко Г.В., Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!