ГРАНИК Генриэтта Григорьевна

Предыдущий термин:
ГРАНДОМАНИЯ

Следующий термин:
Границ установление

Содержание:

Найдено 1 определение:

ГРАНИК Генриэтта Григорьевна

(р. 1928) -Российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор(1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинско-го (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИ РАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл.н.с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис: Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков, в 1980 — докт. дис: Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений. С 1980 г. возглавляет группу: Проблемы построения школьных учебников. Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов (И снова...о Пушкине (совм. с Л.А. Концевой), 1999; Литература (Учимся понимать художественный текст) (в соавт.), 1999, 2001; Драматурги, драматургия, театр (совм. с Л .А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. (Синтаксис и пунктуация русского языка, 1970; Секреты пунктуации /совм. с СМ. Бондаренко, 1987, 1988; Русский язык. Синтаксис и пунктуация / совм. с СМ. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины — школьный учебник, которая является практико-ориентиро-ванной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала (О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе (1970, 1971, 1972), Учитель, учебник и школьники/в со-авт., 1977; Психологические проблемы построения школьных учебников/в со-авт., 1979; Как учить школьника работать с учебником (в соавт.), 1987; Когда книга учит (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы. Л.А. Карпенко, С.А. [Наповал

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной общест
Читать PDF

Границы применимости синергетических принципов в педагогических исследованиях

Мальцева Н.Н.
Читать PDF

Психологические границы риска в предпринимательской деятельности

Шуменко М.А., Магомедов Р.Г.
Читать PDF

Проблема определения границ психологического пространства личности

Володина Ю.А.
В статье рассматривается проблема определения границ психологического пространства личности. Дан анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме психологических границ.
Читать PDF

Виды и функции границ в психологических исследованиях

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлен анализ различных видов и функций границ, используемых в психологических концепциях и парадигмах.
Читать PDF

Грани исследования профессионализации в отечественной психолого-педагогической литературе

Богомолов Олег Николаевич
В статье представлен анализ общих положений и отличий в подходах к проблеме профессионального развития с точки зрения различных научных дисциплин.
Читать PDF

Где проходят границы между «Внутренним» и «Внешним» опытом?

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Выделяются критерии разделения между внутренним и внешним опытом: критерий направленности, критерий чувствительности, критерий свидетельства.
Читать PDF

Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации

Фоминых Екатерина Сергеевна
Рассматриваются сущность психологической суверенности как интегративного свойства личности, роль психологических границ в личностном здоровье; анализируются специфика нарушений границ психологического
Читать PDF

Экстремальная политика: о некоторых подходах к определению категории и границах явления

Анохин Михаил Григорьевич, Гришин Олег Евгеньевич
Статья посвящена актуальной и малоразработанной проблеме изучения «экстремальной политики». Авторы полагают, что «экстремальная политика» это особый вид человеческой деятельности.
Читать PDF

Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста

Смирнягина Майя Максовна
Описывается эмпирическое исследование возрастных границ стабильного периода подросткового возраста и начала нормативного кризиса перехода к юности.
Читать PDF

Психосоматические аспекты нейродермита, телесный образ «я» и его границы у больных с атипичными дерм

Штрахова Анна Владимировна, Харисова Альбина Радиковна
Описаны психологические теоретические аспекты проблемы исследования пациентов с атопическими формами дерматитов (заболеваний кожи).
Читать PDF

Взаимосвязь психологической границы и самосознания личности (на примере подросткового возраста)

Леви Татьяна Самуиловна, Краснова Оксана Вадимовна
Статья освещает результаты эмпирического исследования психологической границы личности в подростковом возрасте, а также взаимосвязи психологической границы и самосознания в зависимости от пола, особен

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!