ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ГАТОЎНАСЦЬ СТУДЭНЦКАЙ МОЛАДЗІ ДА СЯМЕЙНАГА ЖЫЦЦЯ / STUDENTS’ REA DINESS FOR FAMILY LIFE– определенный уровень социализации, связанный с созданием семьи и вступлением в брак. Готовность к семейной жизни– это набор определенных компетенций молодых людей, направленных на создание модели будущей семьи, выполнение обязательств друг перед другом, определяющих социальную, экономическую и нравственную зрелость. В то же время С. В. Ковалев подчеркивает, что готовность человека к браку и семейной жизни– деятельное понимание им общественной значимости своих действий, это сформированность таких нравственных качеств, как ответственность за семью и детей, любовь и уважение, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни забот и ограничений. Структурные компоненты готовности молодежи к семейной жизни– социально-нравственный, мотивационный, психологический, педагогический (А. В. Сизанов); эмоционально-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой (Е. И. Зритнева). Н. И. Олифирович рассматривает готовность к семейной жизни в качестве многофакторного образования, «формирующегося под влиянием семейной и социальной среды (микро-, макро- и мегасистем ный уровни) и проявляющегося на индивидуальном уровне в виде комплекса характеристик личности, определяющих способность к построению семейных отношений». Она разработала модель социально-психологической готовности к семейной жизни, основные компоненты которой представлены когнитивным, эмоциональным и поведенческим аспектами. К когнитивному компоненту относятся знания о сущности семейных ролей, прав и обязанностей, понимание функций семьи, истории и традиций, национальных особенностей семейного уклада, педагогическая грамотность супругов как родителей, знания о здоровье, правовая и межличностная культура, навыки в области профилактики конфликтов и др. Эмоциональный компонент представлен такими ценностными критериями, как любовь, уважение, дружба, стремление понять и принять другого человека, готовность к самостоятельности и ответственности за свою семью, позитивное восприятие ролей мужа и жены, отца и матери, чувство достоинства собственной личности и др. Деятельностный компонент включает физическое и психическое здоровье, согласованность позиций, хозяйственно-бытовые умения, гражданскую зрелость, экономическую самостоятельность, навыки планирования и организации свободного времени в семье и т. д. Как направление работы по подготовке студенческой молодежи к семейно-брачным отношениям, созданию семьи и воспитанию детей актуализировано в деятельности управлений и отделов по учебно-воспитательной работе, психологических служб современных высших учебных заведений. Психологические службы ведут просветительскую, профилактическую и образовательную работу. Огромной популярностью пользуется деятельность Центра защиты детства, психологической службы Белорусского государственного университета, основным направлением работы которого стала подготовка к осознанному родительству и вступлению в брак. В ряде образовательных учреждений Беларуси работают клубы молодой семьи, в рамках которых семейные и несемейные студенты обсуждают важные проблемы, такие как построение профессиональной карьеры, планирование рождения детей, совмещение обучения и семейных обязанностей, вопросы дошкольного развития и воспитания детей и др. Острой является тема гражданского брака (сожительства). Психологи называют этот тип отношений промежуточной семьей, имея ввиду ее отличие от семьи, зарегистрированной в ЗАГСе. Опасность отношений в промежуточной семье состоит в невозможности построения долгосрочных планов совместной жизни, что негативно влияет на будущее детей в подобной семье. Учитывая возрастающую популярность проблемы в западном мире, тема находит интерес в дискуссиях с молодежью. И. И. Калачева