ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА

Найдено 1 определение
ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА
(истор.) — первое в России учебное заведение при госпиталях для подготовки военных врачей, существовавшее в России с 1707 по 1786 г.; предшественник медико-хирургических училищ. До XVIII в. обучение русских врачей осуществлялось в Школе русских лекарей, учрежденной Аптекарским приказом в 1654 г. В то время школа не могла в полной мере обеспечить страну необходимым количеством лекарей. В начале XVIII в. в России насчитывалось не более 250 врачей, из них одна треть были врачи-иноземцы. Кроме того, обучение в школе было оторвано от практики, что, естественно, влияло на качество подготовки. Принцип практического обучения врачебному делу у постели больного и в процессе участия в лечении был положен в основу системы подготовки врачей только при Петре I. Для этого необходимо было создать школы непосредственно при крупных госпиталях. Первая такая госпитальная школа была открыта при постоянном военном госпитале в Москве в ноябре 1707 г., руководство которой было поручено Н. Л. Бидлоо. Учащиеся набирались преимущественно из семинаристов, знавших латинский язык и имевших некоторую общеобразовательную и естественно-научную подготовку. Все обучавшиеся делились на учеников и подлекарей. Точного срока обучения первоначально установлено не было; учение продолжалось 5, 7 лет и более. Обучение в русских госпитальных школах носило практический характер, проводилось в значительной мере у постели больного. В обязанности госпитальных лекарей входило составлять «скорбные листы» (истории болезней), записывать признаки болезней в дневник, лечить больных и учить этому искусству учеников. Ученики и подлекари выполняли все предписания госпитальных докторов, самостоятельно проводили малые операции, несли дежурства, присутствовали на обходах. Преподавание десмургии («учреждения бандажей») осуществлялось как на фантомах, так и на больных. Операции предшествовали беседа о данном заболевании и установление показаний к ней. В анатомическом театре операции производились в виде «репетиций для натверждения учащихся», старшие ученики и подлекари оперировали лежавших в госпитале больных. Изучение «аптекарской науки», состоявшей из элементов ботаники и фармакогнозии с фармацией, проводилось на аптекарских огородах, где учащиеся знакомились с лекарственными травами и участвовали в приготовлении лекарств. Претворение в жизнь стремления дать будущим лекарям всестороннее образование встречало, однако, значительные препятствия. Ассигнования, выделявшиеся на содержание госпиталя и школы, не обеспечивали потребностей учебного процесса: в школе практически не было учебников, учащиеся пользовались так называемыми лекционами — конспектами лекций и бесед с преподавателями, которые переходили от одного поколения учащихся к другому; трупы «подлых людей» для вскрытий доставлялись нерегулярно, а при открытии школы даже не было ни одного скелета, преподавание анатомии вообще проводилось главным образом по рисункам. Только в 40-х гг. XVIII в. обучение в школе стало улучшаться: началось преподавание внутренних болезней с курацией больных и судебной медицины, появились учебники, для преподавания латинского языка был приглашен «студиоз, обязанный заниматься с учениками вседневно два часа», были введены экзамены. По образцу московской в 1733 г. открылись еще несколько госпитальных школ: в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях, в Кронштадте при адмиралтейском госпитале, в 1758 г. — при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале в Барнауле. Став во главе медицинской канцелярии (1753), П. З. Кондоиди провел реформу медицинского образования: были введены семилетнее обучение, экзаменационная система, клиническое изучение больных (составление истории болезни и пр.); в программу преподавания вошли физиология, женские и детские болезни, акушерство. Стремясь к тому, чтобы преподавание медицины в русских школах не отставало от европейских унтов, П. З. Кондоиди в 1761 г. добился направления для усовершенствования в университеты Европы десяти лучших выпускников, которые вскоре защитили докторские диссертации и, возвратившись в Россию, стали воспитателями новых поколений отечественных врачей. С именем П. З. Кондоиди связаны также создание в 1756 г. первой русской медицинской библиотеки, организация школ повивального искусства; по его настоянию из-за границы начали выписывать учебные пособия и иностранные медицинские журналы. В 1786 г. была проведена новая реформа медицинского образования. Госпитальные (медико-хирургические) школы были отделены от госпиталей, при которых они состояли, и преобразованы в самостоятельные учреждения — медико-хирургические училища. В них теоретическое обучение было усилено за счет практического, преобладавшего в госпитальных школах. Вместе с тем основные требования (совмещать в процессе обучения объяснения с демонстрацией, теорию с практикой) соблюдались в медикохирургических училищах неукоснительно. За время своего существования госпитальные школы и медико-хирургические училища подготовили свыше 1000 русских врачей, многие из которых стали видными деятелями отечественной науки: А. Г. Бахерахт, И. Ф. Буш, П. А. Загорский, Н. К. Карпинский, Е. О. Мухин, Д. С. Самойлович, М. М. Тереховский, А. М. Шумлянский и др. В 1798 г. медико-хирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую академию (в Петербурге). В Москве медико-хирургическое училище стало отделением Медикохирургической академии и просуществовало до 1844 г.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.