Голубева Эра Александровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Голубева Эра Александровна
(род. 1927, г. Кызыл Тувинской АССР) - отечественный психолог.
Биография. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ, поступила в аспирантуру. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1958 гг. работала редактором издательства АПН РСФСР, с 1958 г. - в НИИ общей и педагогической психологии. С 1972 г. - заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1975 г. защитила докторскую диссертацию.
Исследования. Ученица В.Д.Небылицына. Приступила к разработке индивидуальных психофизиологических различий памяти. Занималась разработкой электрофизиологических методик для диагностики типологических свойств нервной системы. На основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов ею было введено новое типологическое свойство ВНД- активированность.
Сочинения. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГОЛУБЕВА Эра Александровна

(р. 1927) — российский психолог, психофизиолог, специалист в области дифференциальной психофизиологии, психологии индивидуальности, способностей и склонностей. Д-р психологических наук (1976), профессор (1981). Ученица Е.И. Бойко и Е.Н. Соколова. Закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1952) и аспирантуру кафедры психологии МГУ (1955). С 1958 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. Занималась исследованием природных основ индивидуальных различий в лаборатории Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небы-лицына. После трагической гибели В.Д. Небылицына в 1972 г. возглавила группу, в которой продолжали изучаться проблемы функциональных состояний человека в связи с типологическими свойствами нервной системы, в том числе исследование типологических свойств нервной системы — как задатков индивидуальных особенностей памяти человека. Проблема реального содержания понятия задатки оставалась во многом невыясненной, что было обусловлено отсутствием систематического сопоставления показателей типологических свойств нервной системы и характеристик различных способностей. Разделяя мнение Б.М. Теплова о том, что объединение этих подходов является особой научной задачей, Г. и ее сотрудники занимались комплексным исследованием этой проблемы. Для изучения взаимосвязи способностей и их задатков (в частности, применительно к индивидуальным различиям памяти, языковых способностей и др.) были объединены параметры физиологических, психологических и поведенческих характеристик испытуемых на основе синтеза методов дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Были разработаны специальные электрофизиологические методики, направленные на диагностику типологических свойств нервной системы. Г принадлежала идея выделения в электроэнцефалографических методиках безусловнорефлек-торных компонентов как наиболее адекватно отражающих природную основу индивидуальных различий. Развитие этой идеи привело к выявлению и обоснованию нового типологического свойства НС — активированности. Результаты этой работы были обобщены в докт. дис. Электрофизиологическое изучение свойств нервной системы и некоторые индивидуальные особенности памяти человека, защищенной в 1975 г. Под руководством Г. были проведены экспериментальные исследования индивидуально-психологических различий и их природных предпосылок в мотивации, темпераменте, способностях и характере. Изучались общие (память и интеллект) и специальные ( музыкальные, педагогические, языковые , математические, речевые) способности и соответствующие задатки в сопоставлении с успешностью обучения школьников и студентов. Была предложена структура индивидуальности как целостной системы, подструктуры которой (мотивация, темперамент, способности, характер) связываются в единое целое через иерархию структурообразующих признаков — эмоциональность, активность, саморегуляцию и побуждения. На основе полученного эмпирического материала Г. была дана классификация способностей, учитывающая дифференциацию сфер человеческой деятельности — познание, общение, труд — в соответствии с чем выделяются познавательные, коммуникативные способности и работоспособность как категории дифференциально-физиологические и психологические. Целостный подход позволил дать обоснованное определение места способностей в структуре индивидуальности и обозначить содержательные линии их взаимодействия с темпераментом, характером, мотивацией. Многолетние исследования Г. отражены в монографиях: Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование), М., 1980; Способности и склонности, в соавт., М., 1989; Способности и индивидуальность, М., 1993; Способности: К 100-летию Б.М. Теплова, в соавт., М., 1997. Л.А. Карпенко, В. А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005