ГОЛУБЕВА Эра Александровна это что такое ГОЛУБЕВА Эра Александровна: определение — Психология.НЭС
Голофразы ГОЛУБОВАТОЕ МЕСТО

Голубева Эра Александровна

Найдено 3 определения термина Голубева Эра Александровна

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Голубева Эра Александровна

(род. 1927, г. Кызыл Тувинской АССР) - отечественный психолог.

Биография. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ, поступила в аспирантуру. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1958 гг. работала редактором издательства АПН РСФСР, с 1958 г. - в НИИ общей и педагогической психологии. С 1972 г. - заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1975 г. защитила докторскую диссертацию.

Исследования. Ученица В.Д.Небылицына. Приступила к разработке индивидуальных психофизиологических различий памяти. Занималась разработкой электрофизиологических методик для диагностики типологических свойств нервной системы. На основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов ею было введено новое типологическое свойство ВНД- активированность.

Сочинения. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ГОЛУБЕВА Эра Александровна

(р. 1927) — российский психолог, психофизиолог, специалист в области дифференциальной психофизиологии, психологии индивидуальности, способностей и склонностей. Д-р психологических наук (1976), профессор (1981). Ученица Е.И. Бойко и Е.Н. Соколова. Закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1952) и аспирантуру кафедры психологии МГУ (1955). С 1958 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. Занималась исследованием природных основ индивидуальных различий в лаборатории Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небы-лицына. После трагической гибели В.Д. Небылицына в 1972 г. возглавила группу, в которой продолжали изучаться проблемы функциональных состояний человека в связи с типологическими свойствами нервной системы, в том числе исследование типологических свойств нервной системы — как задатков индивидуальных особенностей памяти человека. Проблема реального содержания понятия задатки оставалась во многом невыясненной, что было обусловлено отсутствием систематического сопоставления показателей типологических свойств нервной системы и характеристик различных способностей. Разделяя мнение Б.М. Теплова о том, что объединение этих подходов является особой научной задачей, Г. и ее сотрудники занимались комплексным исследованием этой проблемы. Для изучения взаимосвязи способностей и их задатков (в частности, применительно к индивидуальным различиям памяти, языковых способностей и др.) были объединены параметры физиологических, психологических и поведенческих характеристик испытуемых на основе синтеза методов дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Были разработаны специальные электрофизиологические методики, направленные на диагностику типологических свойств нервной системы. Г принадлежала идея выделения в электроэнцефалографических методиках безусловнорефлек-торных компонентов как наиболее адекватно отражающих природную основу индивидуальных различий. Развитие этой идеи привело к выявлению и обоснованию нового типологического свойства НС — активированности. Результаты этой работы были обобщены в докт. дис. Электрофизиологическое изучение свойств нервной системы и некоторые индивидуальные особенности памяти человека, защищенной в 1975 г. Под руководством Г. были проведены экспериментальные исследования индивидуально-психологических различий и их природных предпосылок в мотивации, темпераменте, способностях и характере. Изучались общие (память и интеллект) и специальные ( музыкальные, педагогические, языковые , математические, речевые) способности и соответствующие задатки в сопоставлении с успешностью обучения школьников и студентов. Была предложена структура индивидуальности как целостной системы, подструктуры которой (мотивация, темперамент, способности, характер) связываются в единое целое через иерархию структурообразующих признаков — эмоциональность, активность, саморегуляцию и побуждения. На основе полученного эмпирического материала Г. была дана классификация способностей, учитывающая дифференциацию сфер человеческой деятельности — познание, общение, труд — в соответствии с чем выделяются познавательные, коммуникативные способности и работоспособность как категории дифференциально-физиологические и психологические. Целостный подход позволил дать обоснованное определение места способностей в структуре индивидуальности и обозначить содержательные линии их взаимодействия с темпераментом, характером, мотивацией. Многолетние исследования Г. отражены в монографиях: Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование), М., 1980; Способности и склонности, в соавт., М., 1989; Способности и индивидуальность, М., 1993; Способности: К 100-летию Б.М. Теплова, в соавт., М., 1997. Л.А. Карпенко, В. А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ГОЛУБЕВА ЭРА АЛЕКСАНДРОВНА

род. 1927, г. Кызыл Тувинской АССР) — отечественный психолог. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ, поступила в аспирантуру. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1958 гг. работала редактором издательства АПН РСФСР, с 1958 г. — в НИИ общей и педагогической психологии. С 1972 г. — заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1975 г. защитила докторскую диссертацию. Ученица В.Д. Небылицына. Приступила к разработке индивидуальных психофизиологических различий памяти. Занималась разработкой электрофизиологических методик для диагностики типологических свойств нервной системы. На основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов ею было введено новое типологическое свойство ВНД— активированность.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено рефератов по теме Голубева Эра Александровна — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF