Гнозис зрительного восприятия это что такое Гнозис зрительного восприятия: определение — Психология.НЭС
ГНОЗИС ГНОЗИЯ

Гнозис зрительного восприятия

Найдено 1 определение:

Гнозис зрительного восприятия

формирование и развитие процесса зрительного восприятия.

Оцените определение:

Источник: Словарь по истории психологии

Найдено рефератов по теме Гнозис зрительного восприятия — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Феномен асимметрии зрительного восприятия у человека

Галюк Наталья Андреевна
В статье рассматривается феномен асимметрии зрительного восприятия у человека, являющий собой индивидуальную характеристику его личности. Говорится о взаимосвязи ведущего глаза с уровнем тревожности, отдельными структурными показателями интеллекта и воли личности. Вводится понятие «монодоминирующие особенности ярких асимметриков», позволяющее описать такие из них, которые детерминированы функциональной асимметрии мозга и проявляются в человеческой деятельности
Скачать PDF

Психофизиологическая структура внутрисистемного взаимодействия компонентов зрительного восприятия у

Морозова Л.В.
Psychophysiological structure of intersystem interaction of visual perception components in 6-8-year-old children.Research objective studying of interrelations of components of visual perception and construction of their hierarchy in system of psychophysiological function. Matrixes of coefficients of linear correlation have been for this purpose calculated and the factorial analysis is carried out. On an investigated age interval depression of quantity of correlation communications between components of visual perception is noticed at transition to more advanced age that testifies to improvement of system of visual perception. It is shown that in 6,5-7,5 years it is possible to allocate several backbone communications which are united in two independent complexes: visually-motor integration the visually-spatial analysis-synthesis visually-spatial relations; a noise stability константность visual perception.
Скачать PDF

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующего типа зрительного восприятия младших

Мошкова Ольга Михайловна
В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух и доминирующим типом зрительного восприятия у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.
Скачать PDF

Конструктивистский и экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ ра

Меньшикова Г.Я.
В работе анализируются различия двух теоретических подходов к описанию процесса зрительного восприятия - экологического и конструктивистского. Рассматриваются данные современных экспериментальных исследований, свидетельствующие о наличии в зрительной системе разных по функциям параллельных процессов обработки информации, обозначенных в научной литературе как вентральный и дорсальный. Обсуждаются вопросы о том, возможно ли различия теоретических подходов объяснить различиями физиологических процессов обработки информации в зрительной системе человека.
Скачать PDF

Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем

Егоров Илья Владимирович
В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия. Проведен анализ некоторых знаков, символов с точки зрения описанных законов зрительного восприятия.
Скачать PDF

Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением

Григорьева Л. П.
В статье сочетаются теоретический и прикладной подходы к решению проблемы компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей. Представлено теоретическое обоснование развития высших форм восприятия, связанного с формированием системного зрительного образа. Описаны методики развития основных качеств восприятия, которые были верифицированы в комплексной системе перцептивного обучения детей с сенсорными нарушениями.
Скачать PDF

Конфигурационные и категориальные характеристики зрительного восприятия схематических фигур

Измайлов Чингиз Абильфазович, Чудина Юлия Александровна
В работе сравниваются две геометрические модели, построенные методом многомерного шкалирования для двух типов оценок воспринимаемых различий между одними и теми же стимулами схематическими изображениями циферблата часов. В одной экспериментальной серии стимулы были представлены испытуемым как специфические конфигурации, составленные из линий разной ориентации, и испытуемые оценивали конфигурационные различия между стимулами, а в другой как циферблат часов с различными значениями времени суток, и испытуемые оценивали различия по категории «время суток». Полученные геометрические пространства анализировались в терминах двухканальной сферической модели различения стимулов Соколова и Измайлова. В результате анализа было показано, что конфигурационные различия между стимулами полностью описываются двумя сферическими координатами в трехмерном евклидовом пространстве. На этом основании делается вывод, что распознавание паттернов такого типа осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Одна сферическая координата точки-стимула в этой модели представляет величину угла между линиями-стрелками на схематическом циферблате часов, а другая ориентацию биссектрисы этого угла. Сравнение этих данных с исследованиями различения каждой из этих конфигурационных характеристик (величины угла и ориентации линий) по отдельности показывает, что данная нейронная сеть различения схематических конфигураций является результатом специфического взаимодействия двух двухканальных сетей, детектирующих каждую из этих характеристик по отдельности. Таким образом, можно предположить, что распознавание сложных конфигураций (pattern recognition) осуществляется в зрительной системе по иерархическому принципу формирования сложных сетей из однотипных двухканальных * Авторы выражают благодарность проф. Е.Н. Соколову за полезное обсуждение полученных результатов. Работа финансировалась РФФИ, грант № 01-06-80160а и РГНФ, грант № 01-06-00179а. Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2004, № 2 механизмов, детектирующих отдельные конфигурационные признаки стимула. Геометрическая модель категориальных различий между схематическими изображениями циферблата часов существенно отличается от модели различения конфигураций. Она представляет собой двумерное евклидово пространство, в котором точки, обозначающие различные стимулы, располагаются на окружности в точном соответствии с показаниями времени линиями-стрелками на циферблате часов. Оси этого категориального пространства не имеют никакой связи с осями конфигурационного пространства, что служит основанием предположения, что между конфигурацией и категорией зрительного образа связь не генетическая, а языковая. Ключевые слова: восприятие формы, оценки попарных различий, схематические фигуры, многомерное шкалирование, детекторы конфигурационных признаков, двухканальная нейронная сеть, зрительная категоризация.
Скачать PDF

Психофизиологический анализ зрительного восприятия детей 5–8 лет с нарушением зрения

Волокитина Татьяна Витальевна, Зотова Анна Александровна
Проведено обследование компонентов зрительного восприятия 85 детей 5–8 лет с нормальным и нарушенным зрением с использованием методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой. Зрительно-пространственное восприятие детей с нарушенным зрением сформировано уже в дошкольном возрасте. У школьников с нарушением зрения наблюдается снижение эффективности константности зрительного восприятия. Комплексная оценка зрительного восприятия свидетельствует об отставании детей с нарушением зрения в реализации зрительного анализа-синтеза.
Скачать PDF

Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7

Хрянин А. В., Хромова С. К., Теребова Н. Н.
Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи функциональных составляющих зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7 лет на основе корреляционного анализа данных, полученных при оценке уровня сформированности отдельных компонентов этих систем. Полученные результаты выявляют ряд значимых корреляций между психофизиологическими функциями, лежащими в основе зрительноперцептивной и речевой деятельности, а также некоторые особенности возрастной динамики формирования психофизиологической структуры межсистемного взаимодействия у детей 5–6 и 7 лет.
Скачать PDF

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия мла

Мошкова Ольга Михайловна
В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух (скоростью) и стратегией зрительного поиска у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.
Скачать PDF

Зрительный и зрительно-пространственный гнозис подростков с разным опытом работы за компьютером

Комкова Ю. Н.
Исследован зрительно-пространственный гнозис у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на пространственные способности, зрительную память и произвольную организацию деятельности подростков. Показано, что наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно пространственного восприятия и организации деятельности является возраст 9-10 лет.
Скачать PDF

Зрительное восприятие и особенности сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией

Волокитина Т.В., Зотова Анна Александровна, Попова Е.В.
В современных условиях возрастают нагрузки на сенсорные системы школьников из-за увеличения объема поступающей информации, интенсификации учебной деятельности, повышения требований к точности и скорости когнитивных процессов, что негативно влияет в первую очередь на состояние зрительного анализатора. С целью изучения компонентов зрительного восприятия и параметров сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией было проведено поперечное (одномоментное) исследование. Представлены результаты исследования компонентов зрительного восприятия с использованием методики М. М. Безруких, Л. В. Морозовой и оценки сенсомоторных реакций с помощью компьютерного комплекса «Психомат» у 118 детей 7-8 лет с нормальным и нарушенным зрением. У школьников с косоглазием и амблиопией выявлено снижение помехоустойчивости, константности зрительного восприятия и отставание реализации зрительного анализа-синтеза. Установлено, что время сенсомоторных реакций у детей с косоглазием и амблиопией статистически значимо больше, чем у сверстников без нарушения зрения.
Скачать PDF