Глобальные кризисы это что такое Глобальные кризисы: определение — Психология.НЭС
ГЛОБАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные кризисы

Найдено 2 определения термина Глобальные кризисы

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Глобальные кризисы

global crises) В последней декаде XX в. от 15 до 20 млн чел. ежегодно умирало от причин, связанных с недоеданием. Эта ситуация усугублялась бурным ростом населения планеты, численность к-рого удваивается каждые 40 лет, сказываясь "практически на всех аспектах экосистем земли, [включая]... ускоряющееся ухудшение среды обитания человека и сокращение природных богатств, необходимых для ведения сельского хозяйства". К числу экологических проблем относятся загрязнение окружающей среды, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, эрозия почв, уменьшение озонового слоя, накопление диоксида углерода, потепление вследствие парникового эффекта и вымирание мн. видов животных и растений. Психологические корни глобальных кризисов Причины совр. кризисов кроются в убеждениях, к-рые формируются у людей в отношении себя, других и мира в целом. Убеждения, касающиеся себя, включают предположения о своих ограниченных возможностях, такие как "Я ничего не могу сделать с этим". Убеждения, касающиеся других, нередко сводятся к обвинениям типа "Не мы, а они сами виноваты в том, что голодают". Подобная позиция может привести к тому, что Эрик Эриксон называет псевдовидообразованием. Сумма антагонистических убеждений "мы против них" порождает мировоззрение, в к-ром мир представляется полем битвы, где силы света (мы) должны сражаться с силами тьмы (другие). Такие убеждения являются одновременно и причиной и следствием убежденности в том, что решения могут достигаться только путем установления господства. Многочисленные сомнительные убеждения лежат в основе милитаристских стратегий, включ. такие печально известные примеры, как "Наращивание вооружений - гарантия безопасности" и "Ядерную войну можно выиграть". Подобные сомнительные убеждения относительно мира - "Все безнадежно" или "Ничего нельзя сделать" - усугубляют чувства апатии и отчаяния и могут стать самоисполняющимися пророчествами. Убежденность в том, что земля и все живое на ней существуют лишь в качестве ресурсов хозяйственной деятельности человека и не имеют самостоятельной ценности, поощряет бездумное растрачивание природных богатств и экологическое равнодушие. Заявления типа "Я предпочитаю не задумываться об этом" ослабляют мотивацию реагировать должным образом. Психодинамика Проекция провоцирует осуждение путем приписывания несознаваемых теневых аспектов Я-образа и мотивов другим, т. о. порождая то, что Джером Франк называет "образом врага". Даже примирительные действия "враждебной" стороны расцениваются как признаки обмана. Такие психол. механизмы, приведенные однажды в действие, могут приобрести смертоносную силу. Эмоциональное воздействие страданий других может ослабляться посредством интеллектуализации. Напр., "пропаганда ядерного оружия" ведется "сдержанным и бескровным языком, посредством к-рого разработчики стратегий ядерной войны высасывают реальность из своих действий". Результатом действия этих защитных механизмов является то, что Роберт Лифтон называет душевным онемением (наркотизацией сознания). Поведенческие перспективы Последствия экологических кризисов зачастую обнаруживаются и признаются с большой задержкой во времени (напр., фторуглеродное разрушение озонового слоя). Однако электорат обычно переизбирает политических лидеров, к-рые обещают скорые блага: принцип "после нас хоть потоп". Лица, принимающие решения, нередко отделены пространством и временем от последствий своих решений. Они могут развязывать войны на др. конце Земли, позволять миллионам людей голодать или принимать законы, разрешающие загрязнение окружающей среды. Перспективы социального научения Обзоры более 3000 научных исслед. показывают, что СМИ, особенно телевидение, оказывают огромное психол. и соц. влияние на поведение людей. При согласии с эксперим. доказательствами влияния телевидения как источника образцов поведения, к-рым следует многомиллионная аудитория, есть причины для беспокойства по поводу того, что с телеэкранов на зрителей обрушиваются потоки насилия криминального и военного характера, воздается хвала агрессивному и потребительскому стилям жизни, причем явное предпочтение отдается программам, обращенным к зрительским ощущениям и эмоциям и избегающим анализа серьезных глобальных проблем. Психологические концепции Востока. Буддистская психология предлагает тонкий анализ индивидуальной и соц. патологии, утверждая, что все виды патологии можно проследить до трех осн. причин: "ядов" страсти (addiction), антипатии (aversion) и заблуждения (delusion). Др. азиатские психол. школы полагают, что страсть "подливает масла в огонь" жадности, стяжательства, фрустрации и снижает гибкость и способность к выбору. Антипатия - желание уклониться от встречи с неприятными раздражителями или атаковать их - это зеркальное отображение страсти и источник гнева, брани, страха и оборонительной позиции. Как восточным, так и западным психологам хорошо известно, что такое "отравленное" поведение вызывает лишь временное удовлетворение. Заблуждение (омраченность) ума, говорят азиатские психологи, - это состояние сознания, к-рому не хватает ни ясности (оптимальности), ни рациональности. Ложные убеждения фильтруют и искажают восприятие, мотивацию и чувство идентичности человека во мн. важных, но не признаваемых отношениях, к-рые редко сознаются в силу их общности для каждой данной культуры. Многое в нашем мире и коллективном поведении иначе как безумием не назовешь. "Они говорят, что мир стоит на краю безумия", - гласил заголовок публикации Американской психол. ассоц., посвященной итогам Всемирного конгресса по психическому здоровью, состоявшегося в 1983 г. Осознание этого безумия необходимо для смягчения его проявлений и глобальных осложнений, грозящих жизни всего человечества. Психологические основы предупредительного поведения Ниже приводятся гипотетические основы эффективного реагирования на причины кризисов, выделенные в предыдущем разделе. Убеждения. "Базовые представления, сохраняемые культурой или отдельным чел., оказывают огромное влияние на судьбу их обладателя". Когда традиционные представления отстают от культурного прогресса и оказываются неадекватными при применении к новым ситуациям, начинаются периоды соц. нестабильности или даже кризиса. Наша культура, возможно, находится именно на такой стадии. Выбирая наши убеждения, мы тем самым выбираем и представления, к-рые будут ориентирами нашей культуры в будущем, потому что, как сказал Грегори Бейтсон, "мир отчасти становится таким, каким он представляется в нашем воображении". Ниже приведена выборка гипотетических убеждений, к-рые, став нашими личными убеждениями, могли бы принести пользу всем людям: 1. Убеждение относительно себя. Я способен сделать полезный и неповторимый вклад в общее благо. 2. Убеждение относительно других. Несмотря на различия культур и идеологий, все люди принадлежат к одному челов. роду, со сходными экзистенциальными предрасположениями (givens), страхами, защитами и устремлениями. 3. Убеждение относительно мира. Можно найти решения проблем, угрожающих выживанию человечества и экологической стабильности. Это лишь часть убеждений, к-рые могли бы составить основу психологии выживания. Собранные вместе, такие убеждения могут поддерживать осторожный, отчасти самоосуществляющийся реализм и оптимизм в отношении мира, поощрять ответственность, самоэффективность и сознательный выбор каждого человека, а тж эмпатию и осознание челов. общности. Образование. Поскольку причины мн. ложных убеждений и неправильного поведения кроются в невежестве, из этого следует, что существенная роль в их исправлении должна отводиться образованию. Г. Уэллс говорил: "Человеческая история все больше превращается в соревнование между образованием и гибелью". Лишь в неск. школах и ун-тах читаются удовлетворительные курсы по глобальным проблемам, и редкие кафедры психологии и психиатрии предлагают курсы, посвященные вопросам психол. значимости своих дисциплин. Здесь специалисты в области психич. здоровья могут реализовать свою жизненно важную роль. Теория социального научения и СМИ. Принимая во внимание психол. и соц. влияние СМИ, решающее значение может иметь стимулирование выпуска программ с соц. направленностью. Специалисты в области психич. здоровья доказали вредное воздействие мн. популярных программ СМИ. Эту работу можно было бы продолжить в направлении расширения исслед. и просвещения публики, работников СМИ и законодателей в отношении последствий содержания вещания. Общность, разделяемые цели и универсальность. Осознание общности важно хотя бы потому, что мн. трудности, с к-рыми люди сталкиваются в наше время, не признают традиционных границ. Нарушение экологического баланса, загрязнение и радиоактивное заражение окружающей среды не останавливаются из уважения перед пограничными знаками того или иного государства. Джером Франк говорит: "Стоящая перед психологией задача заключается в том, как заставить всех людей осознать, что независимо от того, нравится им это или нет, Земля становится единым сообществом". К этой задаче добавляется еще одна - как заставить людей осознать, что для решения глобальных проблем необходима кооперация, причем не только потому, что эти проблемы не под силу решить к.-л. одному народу, но и потому, что, как показывают исслед., сотрудничество в достижении желаемых целей, к-рых ни одна группа не в состоянии достичь в одиночку, возможно, является одним из самых эффективных путей преодоления взаимной враждебности. Т. о., задача в том, чтобы изменить восприятие людей в неск. важных отношениях, а именно перейти: а) от сосредоточения на различии к сосредоточению на сходстве; б) от дуалистического акцента на конфликтующих группах и культурах к объединяющему пониманию общей челов. природы; в) от фрагментарного мировоззрения, разделяющего человека и природу (да и саму природу на части), к холистическому взгляду на мир, признающему единство и взаимосвязь всех его частей. Специалисты в области психического здоровья и кризисы Специалисты в области психич. здоровья способны внести существенный вклад в решение глобальных проблем. Они могут содействовать повышению уровня общего и специального образования, читая лекции, публикуя статьи и выступая в масс-медиа; открывать актуальные курсы; давать консультации частным лицам, группам и законодателям, занимающимся этими вопросами, а тж проводить профильные исслед. См. также Альтруизм, Посредничество в конфликте, Распределительная справедливость, Этические проблемы в психологии, Локус контроля, Власть, Государственная политика, Социальные вмешательства, Социопсихологические детерминанты войны и мира, Дзен-буддизм Р. Уолш
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Глобальные кризисы

global crises) – глобальные экологические, финансовые и экономические и иные кризисы, от которых в последней декаде 20 века только от голода умирало до 20 млн человек ежегодно и не меньшее число людей в нвшем гуманистическом мире продолжает умирать и поныне. Предлагаются разные психологические причины развития таких кризисов (неправильные убеждения, проекция собственной враждебности и т.п.), но редко упоминается о том, что основной их причиной является капиталистическая система хозяйствования, основной целью которой является извлечение прибыли любой ценой, а не благополучие мирового населения и среды обитания.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Глобальные кризисы — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Потеря работы в период глобального экономического кризиса как событие, трансформирующее систему жизн

Ральникова Ирина Александровна, Дягилева Яна Олеговна
Жизненные перспективы человека рассмотрены с позиций методологии системного анализа, описана перестройка данной системы в связи с переживанием человеком переломного события «потеря работы» в период глобального экономического кризиса и преодоления его последствий.
Скачать PDF

Кризис идентичности и поиски подлинного «я»: кросс-культурный диалог в глобальном информационном про

Кириллов Герман Михайлович, Орешкина Анастасия Александровна, Терина Наталия Алексеевна
Исследуется проблема кризиса идентичности, выражающаяся в растущей неустойчивости образа человека в современном, стремительно меняющемся мире. Отмечается важность присутствия фигуры Другого в онтогенезе личности, анализируются различные формы самоотчуждения в ситуации кросс-культурной коммуникации глобализирующегося общества. Сделан вывод о важности интерсубъективных отношений для процесса самоактуализации личности, а также фасилитирущей роли общества.
Скачать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.
Скачать PDF

Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов.

Рябчук Ю.А.
Кризис подросткового возраста (пубертатный период) в практике школьного образования синхронизирован с переходом из начальной ступени образования в среднее звено, что тоже воспринимается школьниками как стрессовый процесс. Этот комплекс дает очень неблагоприятный фон для дальнейшего становления и развития личности подростков и может провоцировать различные осложнения, вплоть до психических отклонений. Исследования по данной проблеме позволили оценить влияние этих кризисов как по отдельности, так и в комплексе. Результаты экспериментов позволили выделить четыре системных фактора, характеризующих эндогенные (генетические) причины, роль пубертатного, школьного кризисов и их синхронизации в процессах адаптации дезадаптации школьников в этот возрастной период.
Скачать PDF

Психокоррекционная работа с женщинами, находящимися в ситуации семейного кризиса

Авдеенок Л. Н., Аксенов М. М., Скрипачева Е. Н.
Целью исследования явилось изучение влияния отрицательных эмоций на психическое здоровье женщин, находящихся в семейном кризисе. Психокоррекционная работа с данными пациентами.
Скачать PDF

Психологическое содержание кризиса идентичности личности

Савельев Дмитрий Иванович
В статье исследуется содержание кризиса идентичности личности, приводятся результаты экспериментального исследования двух групп испытуемых: обратившихся за психологической помощью в трудных жизненных ситуациях и справляющихся с возникшими трудными ситуациями самостоятельно, предложены критерии диагностики внутреннего конфликта, лежащего в основе формирования кризиса идентичности личности.
Скачать PDF

Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения

Шевкиева Н.Б.
Скачать PDF

Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины

Труженикова Н.С.
Скачать PDF

Духовный кризис как переход к субъектности на жизненном пути

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Изменение смысложизненных ориентаций подростков под влиянием личностного кризиса

Жуков А.В.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования изменения смысла жизни под влиянием личностного кризиса у подростков мужского и женского пола. Анализируются способы выхода из кризиса и концепции понимания смысла. Описываются авторские методики для изучения смысла жизни и особенностей переживания кризисов.
Скачать PDF

Онлайн-игра как способ преодоления кризиса в разные возрастные периоды

Горьковая Ирина Алексеевна
В статье рассматривается онлайн-игра, виртуальная среда которой создает феномен присутствия, что позволяет проявлять способность к осознанной саморегуляции субъекта и повышать ее эффективность находить новые креативные решения жизненных ситуаций повышать возможности нравственного воспитания. Проведен феноменологический анализ преодоления семейного, духовного и возрастного кризисов при помощи онлайн-игры при разводе родителей с подростком, у мужчины среднего возраста и пожилого мужчины.
Скачать PDF

Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья

Жигинас Н. В.
В статье представлена проблема кризисных состояний в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов в ракурсе стабилизации психологического здоровья. Кризисная ситуация представлена как возможность проявления творческой способности личности, фактор профессионального и личностного становления, периодом для развития основных социогенных потенций.
Скачать PDF