Гипотеза фрустрация-агрессия это что такое Гипотеза фрустрация-агрессия: определение — Психология.НЭС
ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ Гипотеза функциональной асимметрии мозга

Гипотеза фрустрация-агрессия

Найдено 1 определение:

Гипотеза фрустрация-агрессия

frustration-aggression hypothesis) Г. "ф. - а." наз. теорет. модель, впервые предложенную Доллардом, Дубом, Миллером, Маурером и Сирсом в их классической работе "Фрустрация и агрессия" (Frustration and aggression), в к-рой они попытались объяснить челов. агрессию исходя из ограниченного набора базовых понятий. Отвергая фрейдовское понятие врожденной и накапливающейся агрессивной энергии, данная модель предполагает существование определенной врожденной тенденции к агрессивному реагированию в результате фрустрации. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда вызывается фрустрацией. Фрустрация определяется как препятствие в реализации поведения, направленного на достижение конкретной цели. Фрустрация приводит к латентному агрессивному состоянию, к-рое эти авторы назвали "провоцированием" (instigation). Степень фрустрации и сила провоцирования зависят от силы целенаправленного поведения (т. е. того, насколько сильно мотивирован индивидуум к достижению данной цели), серьезности препятствия (просто ли откладывается достижение цели или полностью блокируется) и количества случаев блокируемого препятствием целенаправленного поведения (агрессивные тенденции будут суммироваться в результате повторяющихся фрустраций). Эта модель включает тж понятие сдерживания (inhibition). Сдерживание пропорционально предполагаемой вероятности и серьезности наказания за агрессивное поведение. Когда провоцирование оказывается сильнее сдерживания, в отношении фрустрирующего агента возникает агрессивное поведение. Если сдерживание оказывается сильнее провоцирования, происходит смещение агрессии на альтернативные цели. Если фрустрация будет продолжаться, провоцирование в конечном счете возобладает над сдерживанием, что повлечет за собой агрессию в направлении фрустрирующего агента. Этот классический вариант Г. "ф. -а." не получил подтверждения в эмпирических исслед. Лабораторные и полевые исслед. продемонстрировали, что, хотя фрустрация действительно может приводить к агрессии при нек-рых обстоятельствах, этого не происходит во всех случаях и что фрустрация может тж вызывать отказ от цели и др. формы поведения. Более того, не всегда агрессии предшествует фрустрация, поскольку агрессия зачастую используется в качестве инструмента для достижения цели. Несмотря на то что неудача в обеспечении адекватной эмпирической поддержки Г. "ф.-а." побудила мн. психологов отказаться от нее, Леонард Берковиц модифицировал эту гипотезу т. о., чтобы был учтен факт неоднозначной связи фрустрации с агрессией и важная роль ситуационных факторов. Он предположил, что фрустрация порождает только готовность (readiness) к агрессивным действиям, а для того, чтобы вызвать агрессию, требуются соотв. средовые сигналы, играющие роль "релизоров" ("releasers"), либо указателей на ее допустимость или уместность. Впоследствии Берковиц расширил и видоизменил свой модифицированный вариант этой гипотезы, акцентировав роль аверсивных стимулов в возникновении агрессии. (Инструментальная агрессия, к-рая сознательно направляется на достижение нек-рой цели, исключается из области применимости данной гипотезы.) Он утверждает, что причина, по к-рой фрустрации вызывают агрессивные тенденции, заключается в их аверсивном характере для индивидуума, т. е. фрустрации вызывают негативный аффект, и именно этот негативный аффект вызывает агрессивные тенденции. Т. о., фрустрация не является необходимым условием агрессии, поскольку др. аверсивные события тж могут вызывать негативный аффект, к-рый, в свою очередь, может порождать агрессивные тенденции. Аверсивные события могут иметь физ. (напр., боль и сильная жара) или психол. (напр., пугающая информ.) природу. Несмотря на очевидное присутствие в результирующей агрессивности защитного компонента (индивидуум пытается устранить источник неприятностей), в его действиях будет тж проявляться активная тенденция нанести вред соотв. целевым объектам. Факторы соц. научения, осн. на истории подкрепления, будут или увеличивать, или снижать вероятность агрессии, а тж определять целевой объект и форму самой агрессии. В этой новой модификации гипотезы важная роль отводится когнитивным факторам. Когнитивная оценка ситуации будет влиять на то, в какой степени фрустрации будут возбуждать отрицательные чувства - будь то досада, уныние, боль или др. неприятные переживания. Когда такой негативный аффект вызывается внешним стимулом, в отношении этого стимула возникает раздражение. Последующая когнитивная активность будет либо приводить к разрядке этого раздражения в агрессивном поведении, либо сводить его эффекты к нулю. Напр., ожидаемая неудача в достижении цели будет меньшей неприятностью, чем неожиданная неудача. Люди тж более склонны испытывать ярость и атаковать свои фрустраторы, если они считают, что данная фрустрация была умышленной и направленной против них. Представители теории соц. научения оспаривают Г. "ф. -а." и утверждают, что фрустрация (и аверсивная стимуляция в целом) производит только генерализованное возбуждение и что именно соц. научение определяет то, как это возбуждение будет влиять на поведение. Согласно этой т. зр., агрессивные реакции приобретаются, поскольку они оказываются эффективными. Т. о., люди научаются осуществлять агрессивные действия и распознавать обстоятельства, при к-рых агрессивное поведение будет получать вознаграждение. См. также Агрессия, Сотрудничество / соперничество, Теснота, Повиновение, Наказание, Вознаграждения, Садомазохизм, Самоконтроль, Теория социального обмена Дж. Элкок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Гипотеза фрустрация-агрессия — 0

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 12

Фрустрационные теории агрессии (к истории проблемы)

Шестакова Елена Германовна
Приведен краткий обзор ранних работ, в которых фрустрация рассматривается как источник агрессии.
Скачать PDF

Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации

Шипова Лариса Валентиновна
В данной статье представлен психологический анализ феномена агрессии человека в теории фрустрации. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и происхождения агрессии в зарубежной науке и практике в рамках данной теории.
Скачать PDF

Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно

Назаретян А.П., Ениколопов С.Н., Литвиненко В.А., Сердюкова О.О.
Скачать PDF

Особенности уровня агрессивности и латентного экстремизма у кандидатов на военную службу по контракт

Веденеев Николай Викторович
Рассмотрены проблемы агрессивности и аутоагрессии в среде призывников срочной службы и кандидатов на военную службу по контракту. Выявлены особенности уровня агрессивности и латентного экстремизма, авторитарности и этноцентризма, определены различия в основных показателях у призывников срочной службы и кандидатов на военную службу по контрак
Скачать PDF

Развитие эмпатии как условие снижения уровня агрессии учащихся младших классов

Нурмухаметова И. Ф.
В статье дается краткий теоретический анализ проблемы агрессии и эмпатии, а также рассматривается вопрос о развитии эмпатии как одного из условий, позволяющих понизить уровень агрессии и уменьшить частоту ее проявлений в поведении учащихся младших классов.
Скачать PDF

Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений

Артамонова Алла Анатольевна
Скачать PDF

понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений

Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И.
В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность», дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности. Рассматривается возможность психолого-коррекционного воздействия с целью контроля или снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Возрастно-половые особенности восприятия школьниками агрессивности одноклассников

Жарновецкая Н.Ю.
Скачать PDF

Разработка психокоррекционной программы для работы с агрессивными детьми

Истратова О.Н.
Скачать PDF

Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Токарская Л.В.
В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.
Скачать PDF

Теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средств

Протопопова В. А.
Скачать PDF

Стили поведения и показатели агрессивности в межличностных взаимоотношениях курсантов высших военных

Фомишин А.М.
Статья посвящена проблеме межличностных взаимоотношений между курсантами высших военных учебных заведений и представляет интерес для офицеров и всех тех, кто связан с воспитанием личного состава.
Скачать PDF