ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ это что такое ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ: определение — Психология.НЭС
Гипотеза сходства Гипотеза фрустрация-агрессия

ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ

Найдено 4 определения термина ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ - АГРЕССИИ

(англ. frustration-aggression hypothesis) - выдвинутое Дж. Доллардом и сотрудниками (1939) предположение о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии (открытой или скрытой) и что агрессивное поведение однозначно указывает на предшествующую ей фрустрацию. В таком крайнем виде гипотеза не подтверждается. В ревизованной Г. ф.-а. (L. Berkowitz) предполагается, что фрустрация ведет к эмоции гнева, а не к агрессии, но есть внутренние (в т. ч. когнитивные) и внешние факторы, провоцирующие переход гнева в агрессивное поведение (напр., обнаружен эффект оружия). (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ

направление исследований, где в качестве мотивирующего агрессию фактора рассматривалось агрессивное побуждение, вызываемое состоянием фрустрации. Основа Г. ф.-а. – представление о том, что в организме существует некая сила, которая совместно с внешними событиями приводит к агрессии. В отличие от инстинкта, побуждение не является всегда присутствующим, а активируется лишь тогда, когда организм оказывается лишенным средств удовлетворения насущной потребности. Т. о., побуждение служит мобилизующей силой прекращения состояния лишения. Первоначально в Г. ф.-а. (Д. Доллард, А. Миллер, 1939) агрессия объяснялась как результат побуждения положить конец состоянию фрустрации. Т. е. переживание фрустрации вызывает желание агрессивных действий против источника фрустрации, и это, в свою очередь, выступает катализатором проявления агрессии. Однако не каждая фрустрация приводит к агрессивной реакции. Наоборот, индивид, испытавший фрустрацию, может уйти от ситуации или впасть в депрессию. Более того, не всякий агрессивный поступок является результатом предшествовавшей ему фрустрации. Поэтому ранее выдвинутое предположение о детерминистской связи между фрустрацией и агрессией вскоре было преобразовано А. Миллером (1941) в вероятностную версию. Он считал, что «фрустрация создает побуждения к разного типа реакциям, одно из которых – побуждение к какой-л. форме агрессии». Согласно этой скорректированной теории, агрессия – не единственная, а только одна из возможных реакций на фрустрацию. В зависимости от того, насколько агрессивный поступок уменьшает силу лежащего в его основе побуждения, он приобретает самоусиливающийся характер: повышается вероятность того, что последующие случаи фрустрации также будут сопровождаться агрессией. В 60-е гг. ХХ в. Дж. Маркус-Ньюхалл и А. Миллер сделали вывод о том, что связанные с агрессией предметы, наличествующие в экспериментальных условиях, усиливают агрессивные реакции. Т. о., начав свое развитие как модель побуждений, Г. ф.– а. приобрела форму более сложного подхода, делающего упор на когнитивной оценке имеющихся в данной ситуации сигналов-раздражителей как важнейшем опосредующем звене между переживанием фрустрации и агрессией. Развитие теории было продолжено Л. Берковицем (1989) в его неассоциативной модели.

Источник: Словарь конфликтолога

Фрустрации-агрессии гипотеза

предположение, согласно которой агрессия возникает вследствие фрустрации, а фрустрация, в свою очередь, всегда влечет агрессию, явную или скрытую.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ ГИПОТЕЗА

Двустороннее" предположение о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии (или скрытой или явной) и что агрессивное поведение всегда является индикатором какой-то предшествовавшей фрустрации. Таким образом, эта гипотеза замыкается в круг и не может считаться удовлетворительным объяснением поведения. Однако связь между фрустрацией и агрессией интуитивно неизбежна; и, чтобы спасти эту гипотезу, необходимы независимые оценки фрустрации и агрессии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ — 0

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 12

Фрустрационные теории агрессии (к истории проблемы)

Шестакова Елена Германовна
Приведен краткий обзор ранних работ, в которых фрустрация рассматривается как источник агрессии.
Скачать PDF

Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации

Шипова Лариса Валентиновна
В данной статье представлен психологический анализ феномена агрессии человека в теории фрустрации. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и происхождения агрессии в зарубежной науке и практике в рамках данной теории.
Скачать PDF

Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно

Назаретян А.П., Ениколопов С.Н., Литвиненко В.А., Сердюкова О.О.
Скачать PDF

Особенности уровня агрессивности и латентного экстремизма у кандидатов на военную службу по контракт

Веденеев Николай Викторович
Рассмотрены проблемы агрессивности и аутоагрессии в среде призывников срочной службы и кандидатов на военную службу по контракту. Выявлены особенности уровня агрессивности и латентного экстремизма, авторитарности и этноцентризма, определены различия в основных показателях у призывников срочной службы и кандидатов на военную службу по контрак
Скачать PDF

Развитие эмпатии как условие снижения уровня агрессии учащихся младших классов

Нурмухаметова И. Ф.
В статье дается краткий теоретический анализ проблемы агрессии и эмпатии, а также рассматривается вопрос о развитии эмпатии как одного из условий, позволяющих понизить уровень агрессии и уменьшить частоту ее проявлений в поведении учащихся младших классов.
Скачать PDF

Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений

Артамонова Алла Анатольевна
Скачать PDF

понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений

Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И.
В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность», дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности. Рассматривается возможность психолого-коррекционного воздействия с целью контроля или снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Возрастно-половые особенности восприятия школьниками агрессивности одноклассников

Жарновецкая Н.Ю.
Скачать PDF

Разработка психокоррекционной программы для работы с агрессивными детьми

Истратова О.Н.
Скачать PDF

Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Токарская Л.В.
В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.
Скачать PDF

Теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средств

Протопопова В. А.
Скачать PDF

Стили поведения и показатели агрессивности в межличностных взаимоотношениях курсантов высших военных

Фомишин А.М.
Статья посвящена проблеме межличностных взаимоотношений между курсантами высших военных учебных заведений и представляет интерес для офицеров и всех тех, кто связан с воспитанием личного состава.
Скачать PDF