Гипноза состояние это что такое Гипноза состояние: определение — Психология.НЭС
ГИПНОЗА ГЛУБИНЫ ШКАЛЫ Гипноза стадии

Гипноза состояние

Найдено 1 определение:

Гипноза состояние

греч. hypnos — сон) — особое, физиологически свойственное здоровому человеку состояние трансформированного сознания, когда все воспринимающие системы организма загипнотизированного переключаются с восприятия и усвоения объективной реальности на восприятие и усвоение информации, идущей от гипнолога. Гипноз представляет собой одно из состояний измененного сознания человека. С точки зрения психофизиологии, существует два нормальных (непатологических) состояния измененного человеческого сознания — это сон и гипноз. Все остальные состояния измененного сознания (именно с точки зрения психофизиологии) являются состояниями патологическими. К последним относятся сумеречное состояние измененного сознания, онейроидное, эпилептоидное, истерическое и др. (подобные состояния по сути своей, по своему физиологическому и психологическому механизмам являются не столько состояниями измененного сознания, сколько болезненными проявлениями сознания, формами его патологии). Явления сна и гипноза сформировались у живых существ в процессе эволюции и соответствуют нормальным формам их естественного существования. Особенность человеческого гипноза состоит в том, что восприятие и усвоение информации при нем осуществляется не в русле обычной, общеизвестной модели, проходящей по каналам восприятия, а происходит исключительно при воздействии со стороны в качестве внушения (или суггестии). Загипнотизированный не воспринимает окружающую среду, а реагирует, усваивает и действует только в связи с воздействием гипнолога. При этом резко мобилизуется память загипнотизированного, доходящая в своих проявлениях до степени реагирования, как при реакции на объективно существующие формы воздействия в нормальном сознании реальных раздражителей. Например, когда загипнотизированному внушают, что он пьет сок, его поведение (процесс гипнотической иллюстрации и реализации внушения) практически почти полностью воспроизводит истинный процесс питья сока. Он пьет сок "из воздуха" и его глотательные движения, мимика и все поведение абсолютно соответствуют процедуре настоящего употребления сока. Более того, существуют исследования, показывающие, что после этого мнимого питья сока у испытуемого даже увеличивается количество сахара в крови. В некоторых случаях при специально поставленных исследовательских задачах воспроизведение внушенных состояний в гипнозе может во много раз превышать аналогичные формы психологических, поведенческих и физиологических реакций в состоянии бодрствования. Так, во время воспроизведения в состоянии глубокого гипноза явлений внушенной новорожденности возникает не только внешняя имитация соответствующего адекватного поведения новорожденных, но и имеет место подлинное физиологически достоверное воспроизведение этого сложнейшего состояния с иллюстрацией не воспроизводимых в обычном бодрствовании набором симптомов и рефлексов (рефлекс Бабинского, хватательный, сосательный рефлексы, симптом десинхронизированного плавания глаз, характерный для новорожденных плач без слез, соответствущее движение конечностей, свойственная новорожденным невозможность держать голову на весу и т. д.). Вне соответствующих внушений в гипнозе большинство этих симптомов у нормального взрослого человека воспроизвести невозможно. Более того, сам факт такого воспроизведения трактуется не как действительное реальное возникновение детской физиологической симптоматики, а как некое "сверхвоспоминание", "сверхдолговременная память" на уровне соответствующего поведения и демонстрации симптомов и рефлексов новорожденности. Подобное экспериментальное исследование является необычайно важным для теоретического понимания природы гипноза. В настоящее время существует несколько теоретических объяснений гипноза. Основные из них: (1) гипноз является формой сна (Джеймс Брэд, И. П. Павлов, К. И. Платонов), (2) гипноз является состоянием измененного сознания (школа американских исследователей: Хилгард, Тарт, Криппнер), (3) гипноз является некоторой формой "игры" по типу актерской или своеобразной "симуляцией" в попытке идти навстречу гипнологу, "угодить" ему, не переживая по-настоящему то, что он внушает, делая вид, разыгрывая, симулируя внушаемое состояние (этой концепции придерживалась советская специалистка по гипнозу М. М. Суслова, американские ученые М. Орн, Т. Бабер и некоторые другие). В оценке феноменологии гипноза также имеет место большой разброс мнений. Так, например, французский невропатолог Шарко, всю жизнь занимавшийся изучением истерий, считал гипноз формой истерического невроза. И. П. Павлов, занимавшийся проблемой естественного сна и торможения процессов головного мозга, считал гипноз "частичным сном и частичным торможением" коры головного мозга. Физиолог П. В. Симонов, изучавший эмоциональные реакции, полагал, что гипноз представляет собой эффект состояния всеобщей паники: подавления жизненного рефлекса, подавления воли и т. д. Некоторые психиатры (бельгийский ученый Сидемаль) на основании возможности внушения гипнотических галлюцинаций считали, что гипноз — это форма психотического состояния. Анализируя отечественную концепцию, согласно которой гипноз есть частичный сон и частичное торможение коры головного мозга, следует отметить, что современные научные данные говорят о том, что торможение может иметь место только у единичной нервной клетки и невозможно у популяции клеток, тем более у целой коры. Не выдерживает критики также понимание гипноза как частичного сна. Ни в одной из настоящих стадий естественного сна не возникало гипнотического контакта при попытке перевести соответствующую стадию сна в гипноз и сохранить ее электроэнцефалографическую неизменность. При организации гипнотического контакта в соответствующей стадии сна, человек, оставаясь внешне как бы спящим, электроэнцефалографически пробуждается до состояния альфа-ритма. Это имело место не только в медленноволновых стадиях сна, но и во время сна парадоксального. При явлениях глубокого гипноза не выдерживает критики и теория игры с "попытками угодить гипнологу", так как с этой точки зрения, невозможно понять, как при внушении состояния новорожденности у загипнотизированного появляются физиологические эффекты, не воспроизводимые вне гипноза. Введено понятие о специальном состоянии сознания — "трансформация сознания по гипнотическому типу". Необходимо обратить внимание, что Г. это не "altered state of consciousness" (как бы незначительное состояние измененного сознания на фоне и на уровне сознания бодрствования), а является состоянием изменения именно бодрствующего сознания. В состоянии глубокого гипноза у наиболее гипнабильных испытуемых (которым, например, можно внушить состояние раннего детства) происходит не какое-то незначительное изменение сознания бодрствования, у них можно сформировать новое сознание — гипнотическое; то есть речь идет о возможном наличии нового варианта сознания. В гипнотическом состоянии обычно имеет место комбинация двух вариантов состояний сознания: обычного бодрствования и гипнотического. И оба эти сознания функционируют, взаимодействуют, ослабляют друг друга. В проявлении гипноза можно часто заметить некое пассивное как бы "внутренне не уверенное состояние". С одной стороны, испытуемый чувствует гипнотическую реальность внушаемых переживаний за счет образующегося гипнотического сознания, а с другой стороны, он своим бодрствующим сознанием понимает, что ничего этого нет и что все это иллюзии и воображение. Поэтому ему всегда в этом случае приходится сложно осуществлять какие-то действия. Эти противоречия снимаются в состоянии глубокого гипноза, когда гипнотическое сознание становится безраздельно доминирующим, а бодрствующее сознание практически отсутствует (кроме, как раньше говорили, зоны раппорта). Существует три основные стадии глубины гипнотического состояния. Первая стадия называется "очарованием", вторая — "каталепсия", третья — "сомнамбулизм". Наиболее известные и более усложненные модификации были осуществлены Э. Хилгардом, Т. Барбером, А. Катковым и рядом других авторов, которые создавали более детализированные модификации в связи с экспериментальными психофизиологическими или лечебными, медицинскими задачами. Само качество глубины гипнотического состояния оценивается, как правило, по тому, что возможно внушить загипнотизированному. На первой стадии удается внушить лишь чувство расслабленности, приятного ощущения покоя, легкости и отдыха. На второй стадии возможно внушение простейших галлюцинаций, например, вид, ощущение и запах розы. Третья стадия характеризуется реализацией внушения, так называемой вторичной личности, то есть возможностью внушения гипнотического образа другого человека. Этот процесс не является феноменом по модели артистической игры, это истинное переживание, когда образ внушенной личности становится для загипнотизированного его собственным самосознанием. В этом состоянии при определенной методике проведения гипнотического процесса возможно развитие необычайно интенсивной мобилизации творческого процесса в сфере любых форм деятельности, резко улучшается, ускоряется процесс обучения. Процесс медицинского, лечебного применения гипноза использовался раньше в основном в пограничной психиатрии при лечении неврозов и невротических реакций. В настоящее время гипноз применяется уже гораздо более широко в любых сферах болезненных состояний и при разных формах патологии. Результаты могут быть различны, но эффект улучшения почти всегда присутствует. Исследования и открытия в этой области продолжаются. Интересна модель, так называемого, тактильного гипноза, предложенная В. Л. Райковым, когда процесс исцеления наступает при проведении гипнотических пассов или тактильного прикосновения к очагу болезненного проявления или его проекции. Происходит как бы гипнотический сеанс без вербального внушения. "Эриксоновский гипноз" можно рассматривать как вариант обычного неглубокого гипноза, который применял еще В. М. Бехтерев в начале 20-го века. Технология такого гипноза на протяжении десятилетий постепенно обрастала незначительными привнесениями, порождая новое количество самых разнообразных школ (например, школа Монро). Нейро-лингвистическое программирование также почти незакомуфлировано использует гипноз. Следует помнить, что гипноз в лечебных целях обычно применяют специалисты, имеющие базовое медицинское образование, прошедшие постдипломную специализацию по психиатрии и получившие специальную подготовку в области гипноза.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Гипноза состояние — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Зарубежные исследования гипноза: теории и эксперименты

Воропаева Марианна Сергеевна
Статья посвящена обзору и сопоставлению двух зарубежных подходов к исследованию гипноза: традиционного и социокогнитивного. Приведены основные теоретические положения рассматриваемых подходов и представлены результаты экспериментов, говорящих в пользу каждого из них. Систематизированы ключевые вопросы гипнологии, по которым позиции ученых расходятся.
Скачать PDF

«Внушение» и «Гипноз» в современных психологических теориях

Кожевников Денис Дмитриевич, Степанова Валерия Евгеньевна
Статья посвящена обзору и анализу ключевых концепций гипноза, внушения и внушаемости, сложившихся к настоящему моменту в отечественных и зарубежных психологии и психофизиологии. Авторы описывают теоретико-методологические подходы к рассмотрению данных понятий.
Скачать PDF

Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств

Храмцов Виталий Вениаминович
Статья посвящена проблеме использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств. Представлен обзор и анализ ключевых концепций измененного состояния сознания, гипноза, внушения, сложив-шихся к настоящему моменту в отечественной и зарубежной психофизиологии, в том числе исследование эго-состояний в гипнотерапии психосоматических пациентов.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния консультантов службы «Телефон доверия»

Ямалетдинова Г. Р.
В статье затронута проблема эмоциональных состояний в психологической науке; рассматриваются особенности эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия», а также приводятся результаты исследования. В работе впервые описана динамика развития эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия» с разным стажем работы. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что: 1) консультанты имеют специфические особенности эмоциональных состояний в зависимости от стажа работы; 2) отрицательные эмоциональные состояния наиболее выражены в процессе работы с «постоянными» абонентами.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами

Опачанов Г.И., Рыбникова М.Н.
Скачать PDF

Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом

Горлач Н.А.
В статье представлены результаты исследования психологического состояния детей и подростков, страдающих муковисцидозом.
Скачать PDF

Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организма слуша

Кондрашов Василий Викторович, Онищенко Александр Николаевич
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма слушателей ординатуры военно-медицинских вузов в различных условиях и режимах профессионального обучения (во время учебного дня, суточного дежурства в клинике, наряда и экзамена), в процессе военно-профессиональной адаптации. Разработана технология оптимизации функционального состояния организма военных врачей-ординаторов, учитывающая психофизиологические особенности военно-профессиональной подготовки, выявленные закономерности изменений психофизиологических резервов и военно-профессиональной адаптации, представляющая собой совокупность физиологически обоснованных структурно-функциональных компонентов (совершенствование адаптации, коррекция и восстановление функционального состояния организма)
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF