технология введения в состояние гипнотического транса.
ГИПНОТИЗАЦИЯ
Гипнотизация
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ГИПНОТИЗАЦИЯ
возбуждение гипнотического состояния, выполняемое гипнотизером или самим субъектом (-> автогипноз) с помощью вербальных и невербальных воздействий. При "классической" вербальной технике испытуемому однократно или многократно приказывают закрыть глаза, ощущать тяжесть век, расслабиться и заснуть, а затем переходят к другим необходимым внушениям, вызывающим соответственные движения, действия и пр. Невербальная техника предполагает использование либо чрезмерных по силе раздражителей внешних, либо очень слабых, монотонных и ритмических - звуковых, зрительных, тактильных, тепловых и прочих; часто применяется фиксация взора на блестящем объекте, звук метронома, сосредоточение внимания на словах и пассах гипнотизера. Различаются два варианта гипнотизации:
1) императивный, основанный на жестких директивных инструкциях и сильных невербальных стимулах;
2) кооперативный, предполагающий мягкие формы гипнотизации с использованием слабых, "повторяющихся" стимулов и "уговаривающих" словесных внушений. Ритуальные танцы, ритмические звуки музыкальных инструментов и монотонное хоровое пение в ряде культур тоже выполняют роль гипнотизации. Степень гипнотизации субъекта проверяется с помощью специальных тестов - "сцепленных рук", "падения вперед и назад" и пр. Выбор конкретных процедур гипнотизации определяется индивидуальными особенностями гипнотизируемого и гипнотизера, а также целями, кои преследует гипнотический сеанс. Эффект гипнотизации зависит:
1) от податливости, гипнабельности субъекта;
2) от согласования использованных приемов с психофизической организацией гипнотизируемого - преимущественное воздействие на зрение, слух;
3) от отсутствия гипнофобии - боязни быть загипнотизированным.
1) императивный, основанный на жестких директивных инструкциях и сильных невербальных стимулах;
2) кооперативный, предполагающий мягкие формы гипнотизации с использованием слабых, "повторяющихся" стимулов и "уговаривающих" словесных внушений. Ритуальные танцы, ритмические звуки музыкальных инструментов и монотонное хоровое пение в ряде культур тоже выполняют роль гипнотизации. Степень гипнотизации субъекта проверяется с помощью специальных тестов - "сцепленных рук", "падения вперед и назад" и пр. Выбор конкретных процедур гипнотизации определяется индивидуальными особенностями гипнотизируемого и гипнотизера, а также целями, кои преследует гипнотический сеанс. Эффект гипнотизации зависит:
1) от податливости, гипнабельности субъекта;
2) от согласования использованных приемов с психофизической организацией гипнотизируемого - преимущественное воздействие на зрение, слух;
3) от отсутствия гипнофобии - боязни быть загипнотизированным.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998