ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Геронтопсихология
отрасль психологии, изучающая психологию пожилых людей.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Геронтопсихология
Наука об изменениях психологического статуса стареющего человека.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
психология пожилого возраста и старости (=> психология возрастная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Геронтопсихология
(Gerontopsychologia) (от греч. geron, psyche и logos - наука, учение). Раздел психологии, изучающий изменения психики человека в процессе старения.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
(греч. gerontos — старец) — отрасль психологии, изучающая психологию старческого возраста. На дереве психологической науки расположена на ветви возрастной психологии.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
(от греч. gerontos – старый человек, старик) – наука, изучающая процессы и явления, связанные со старением организма, а также изучающая психологические аспекты старости.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

геронтопсихология

(от греч. gerontos – старик) – отрасль возрастной психологии, изучающая закономерности функционирования и развития психики лиц пожилого возраста.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
часть геронтологии, изучающая психологию пожилого человека (как правило, старше 60 лет): психологические процессы, характерные для людей пожилого возраста, их личностные особенности и межличностные отношения, образ жизни и поведение. См. геронтология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Геронтопсихология
область психологии развития, изучающая психологические аспекты старения. Г. возникла как самостоятельная наука сравнительно недавно. Возросший интерес к психологии старения обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, изменился взгляд на геронтогенез как обратное развитие, инволюцию. Возникло представление о сложном, противоречивом, нелинейном процессе, имеющем фазовый характер. Геронтологи пришли к выводу, что в старости наряду с инволюционными силами существуют и другие, противостоящие им.
В. В. Фролькисом была разработана адаптационно-регуляторная теория старения, согласно которой в позднем возрасте наряду с сокращением адаптивных возможностей организма существуют процессы, направленные на поддержание его высокой работоспособности, увеличение продолжительности жизни, названные витауктом (vita — «жизнь»; auctum — «увеличивать»). Старость стала рассматриваться как возраст развития, формирования новых адаптационных механизмов.
Во-вторых, сказались и социально-экономические причины, связанные со старением населения планеты, особенно в высокоразвитых странах. В этих условиях особенно важными становятся разработка подходов к решению проблем пожилых людей, их психологического и социального самочувствия, определение возрастных пределов трудоспособности, социальной и психологической помощи пожилым людям. Вместе с тем старость — это взаимодействие многих биологических, социальных, психологических процессов. Для того чтобы решить проблемы пожилого возраста, необходим синтез наук — биологических, медицинских, социальных, психологических.
Г. в настоящее время развивается как основная составляющая часть социальной геронтологии и изучает закономерности развития и изменения таких явлений, как психические процессы, когнитивные функции, эмоциональные свойства, изменения личности, ее отношения, Я-концепция, межличностное взаимодействие, потребности и мотивы поведения, параметры трудоспособности, статусно-ролевые позиции — в общем, основных характеристик человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности в период старения и старости.
Практической задачей Г. служит оказание психологической помощи пожилым и старым людям, их семьям. В практической работе могут использоваться психокоррекционные занятия, направленные на восстановление и поддержку речевых, психомоторных функций, улучшение памяти, интеллектуальных возможностей, обучение способам самообслуживания, психологическое консультирование и психотерапия, направленные на формирование отношений, поиски смыслов жизни, соответствующих новым социальным условиям. Важно помочь пожилому человеку пережить утраты, которые неизбежны в этом возрасте, помочь справиться с негативными эмоциональными переживаниями и депрессией.
Литература
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.
Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
Ермолаева М. В. Практическая психология старости. М., 2002.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Геронтопсихология
греч. geron (gerontos) — старец, старик] — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов Г. употребляются также термины «психогеронтология» и «психология позднего периода жизни». Г. тесно связана с общей и социальной психологией, а также с геронтологией, изучающей медико-биологические и социологические аспекты старения человека. Основоположником Г. считается американский ученый Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу процесса старения («Старость»). В качестве особого раздела возрастной психологии Г. оформилась в середине XX в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. Рост значения Г. был тесно связан с заметным увеличением лиц пожилого возраста в общей структуре населения — так называемым феноменом «постарения населения», при котором доля пенсионеров среди жителей в отдельных странах достигает 15%. Другой важный фактор, вызвавший в индустриально развитых странах значительное обострение проблем жизненного устройства пожилых и старых людей, связан с резким сокращением численности семей многопоколенного типа и, как следствие этого, с проживанием состарившихся родителей отдельно от своих детей и внуков, что приводит к росту числа одиноких, нуждающихся в социально-психологической помощи престарелых людей. В своих исследованиях Г. широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии.В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза. Особое внимание современная Г. уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентации и смысловых образований личности. Актуальной задачей Г. является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др. Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т.е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами Г. является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия. Г. В. Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
275.34 кб

Геронтопсихология профессиональных деструкций личности педагога в образовательном пространстве

Собольников Валерий Васильевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с феноменом человеческой деструкции педагогов в образовательном пространстве.
Читать PDF
862.71 кб

К вопросу применения категорий возрастно-психологического анализа в геронтопсихологии

Гурова Елена Васильевна
В статье рассматриваются проблемы психологического старения в русле геронтологии, социальной геронтологии и геронтопсихологии. Ставится вопрос о возможности применения идей Л.С.
Читать PDF
411.55 кб

Геронтопсихологические аспекты нормативных кризисов

Солдатова Елена Леонидовна, Завьялова Ирина Юрьевна
В статье обосновывается актуальность изучения позднего периода онтогенеза, проводится теоретический анализ современных взглядов на проблему изучения развития в поздних возрастах, обосновывается теоретическая модель нормативных кри
Читать PDF
243.77 кб

Геронтопсихологические проблемы в свете экономической психологии

Николюкина Наталья Борисовна
В статье рассматриваются проблемы современной геронтопсихологии, ее теоретические и прикладные аспекты. На основе разработанного курса «геронтопсихология» для студентов Института психологии ТГУ им. Г.Р.