Гербарт Иоганн Фридрих

Предыдущий термин:
ГЕРБАРТ ИОГАНН

Следующий термин:
ГЕРБАРТИАНИЗМ

Содержание:

Найдено 4 определения термина Гербарт Иоганн Фридрих

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Гербарт Иоганн Фридрих | Herbart, Johann Friedrich (1776- 1841)

Гербарт считал, что разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию идею количественного анализа души и оказал влияние на Вундта и Фрейда через свою книгу "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике", содержащей понятие сил противодействия (между представлениями).
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих

(4.05.1776, Ольденбург - 14.08.1841, Геттинген) - немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии.

Биография. Профессор Геттингенского (с 1805 и с 1833 г.), Кенигсбергского (с 1809 по 1833 г.) университетов.

Исследования. В качестве элементов сознания Гербарт рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно ему, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, "просто" сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы ("пороги"). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также - обратный переход представления в область бессознательного, получивший название "вытеснения". В области эстетики считал основой эстетического чувства удовольствие, которое вызывается самой формой и соотношением форм (пропорцией).

Сочинения. Samtliche Werke. Bd. 1-19, Lpz., 1887-1912;

Психология. СПб., 1875;

Избранные педагогические сочинения. Т. 1, М., 1940;

Идеи эстетического воспитания. Т. 2, М., 1973

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих

(1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского (1805—1833) и Ке-нигсбергского (1809—1833) ун-тов. В его теории соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Говоря об ассоциации представлений, Г. приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Психологические взгляды Г. изложены им в книгах Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике (1816) и Учебник психологии (1834). Развивая теорию Г.В. Лейбница о структуре души, Г. писал, что в душе можно выделить три слоя — апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Г. о динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом. С точки зрения Г., каждое представление стремится попасть в центральную область души — область сознания. Однако объем этой области, также как и области апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Г. делает вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет, а сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание. Эта концепция Г., которую он назвал теорией статики и динамики представлений , сыграла большую роль и в теории обучения. Теория Г., в которой появились новые и актульные для психологии идеи о динамике представлений, о связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль в дальнейшем развитии этой науки, оказав большое влияние на многих известных психологов. Г. также автор трудов: Основные моменты метафизики и логики, 1807; Общая метафизика с началами философского учения о природе, 1828—1829. В рус пер.: Психология, СПб., 1875; Избранные педагогические сочинения, Т.1.М., 1940. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих

1776-1841) Немецкий философ, педагог, психолог. Основные педагогические труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Гербарту, педагогика теснее всего связана с философией, которая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, считал он, заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, воспитывающее обучение. Во многом опередил раз-витие западной педагогики XIX в.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Пименов В. Г. Почетный профессор фридрих Акимович Шолохович

Читать PDF

Пименов В. Г. Почетный профессор фридрих Акимович Шолохович

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!