Геномный полиформизм Генотип-средовая ковариация

ГЕНОТИП

Найдено 22 определения термина ГЕНОТИП

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕНОТИП

генетическая конституция организма, совокупность всех наследственных задатков, присущих данной особи.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов

ГЕНОТИП

греч. genos - происхождение, typos - форма, образец) - совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ГЕНОТИП

генетическая конструкция организма индивида.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

ГЕНОТИП

генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная от родителей. Каждый вид микроорганизмов, растений и животных имеет характерный для него генотип. Вместе с тем внутри каждого вида организмы отличаются своими генотипами. У людей идентичные генотипы имеют только монозиготные (однояйцевые) близнецы (-> метод психогенетический). Согласно И. П. Павлову - прирожденный тип системы нервной. Это понятие связано с понятием темперамента.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ГЕНОТИП

греч. genos - род, происхождение, typos - отпечаток, форма, образец) [Jochansen W., 1926]. Совокупность наследственных факторов организма, определяющих во взаимодействии со средой образование фенотипа. О Г. судят по его проявлениям в фенотипе. Изучение Г. представляется важным в медико-генетическом консультировании. Так, риск заболевания шизофренией в числе прочих факторов зависит от близости генотипов родителей [Москаленко В.Д., 1989].

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ГЕНОТИП

от греч. genos - происхождение + typos - форма, образец) - совокупность всех генов данной клетки или организма; иначе говоря, это совокупность наследственных задатков; термин и понятие "Г." (а также "ген") ввел датский ботаник В. Л. Иогансен (1909). Амер. генетик Т. X. Морган показал, что гены находятся в хромосомах, создав хромосомную теорию наследственности (1912). Син. геном. Гены состоят из молекул дезоксирибо-нуклеиновой кислоты (ДНК); молекулы ДНК, как доказали в 1953 г. англ. биофизики Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик (на основании рентгенограмм М. Уилкинса и Р. Франклин), обладают особой пространственной структурой, визуализированной в виде знаменитой модели "двойная спираль" (за это открытие Уотсон, Крик и Уилкинс получили Нобелевскую премию в 1962 г.). Геном человека содержит ок. 50 000-100 000 структурных генов, кодирующих белковые молекулы (структурные белки и ферменты).

То место, которое ген занимает в хромосоме, называется локусом. Г. по данному локусу называют ту конкретную пару аллелей (вариантов гена), которая представлена в гомологичных хромосомах индивида (напр., генотипы АА, Аа или аа). Множество Г. данной популяции (в целом или по некоторому локусу) называется генофондом. См. Генетика поведения, Психогенетика, Фенотип. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Генотип

Генетический состав личности. Генотип представляет собой совокупность унаследованного генетического материала, который передается от поколения к поколению. Хотя этот материал наследуется, он не обязательно проявляется в фенотипе организма. Таким образом, генотип лучше всего рассматривать как ряд естественных факторов, влияющих на развитие организма, но не контролирующих это развитие.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ГЕНОТИП

genotype) - 1. Генетический склад человека или группы людей, который определяется по присущему им характерному набору генов. 2. Генетическая информация, содержащаяся в паре аллелей, которые определяют какой-либо характерный признак человека. 3. Ген или образец генов, у которых определяются точные детали. 4. Совокупность генов, локализованных в его хромосомах (ред.). Для сравнения: Фенотип.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Генотип

Словообразование. Происходит от греч. genos - происхождение + typos - форма, образец.

Категория. Совокупность особенностей индивида, которые являются проявлениями генетических, наследственных факторов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГЕНОТИП

1. Генетическая структура отдельного организма, специфический набор генов, который он несет. Генотип включает в себя наследственные факторы, которые могут передаваться будущим поколениям, даже если они не проявляются у данного индивида: см. фенотип. Употребление термина в этом значении, особенно в исследованиях психологии развития, обычно предполагает сосредоточение на представлении о генотипе как о совокупности наследственных факторов, влияющих на развитие индивида. Термин скорее относится не непосредственно к наследуемым чертам, а, по существу, к наследственным влияниям, способствующим развитию определенных черт. Это значение отражает сложность взаимодействия между наследственностью и средой и признание того, что данный генотип может быть выражен в ряде фенотипов. 2. В теории личности К. Левина – полный набор причин, ответственных за любое поведенческое явление. В этом значении термин употребляется чаще, чем в значении 1, и сейчас редко встречается.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Генотип

genotype). Совокупность генов данного индивида (или группы людей).

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Генотип

совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

ГЕНОТИП

совокупность генов, унаследованных человеком и определяющих врожденные для него особенности (генотипические).

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Генотип

совокупность аллелей клетки или организма, генетическая конституция. Г. является характеристикой индивида.

Источник: Словарь по психогенетике

Генотип

Унаследованная генетическая конституция организма, совокупность всех его генов (см.).

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

ГЕНОТИП

см. ген + греч. typos - отпечаток, образец] - наследственная основа организма, совокупность генов, расположенных в его хромосомах; в более широком смысле - совокупность всех наследственных факторов организма

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Генотип

Совокупность хромосомных наследственных признаков, обусловливающих видовую специфичность животных организмов и предпосылки их развития.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Генотип

греч. genos) - 1. специфический набор генов данного организма; 2. в теории К.Левина - полный набор причин, ответственных за любое поведенческое явление.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

генотип

(от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) – наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов и полученная им от родителей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Генотип

генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Генотип

генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Генотип

биологические, или природно обусловленные, особенности организма.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 8

Генотип-средовое взаимодействие: молекулярно-генетический подход к изучению волевого контроля в пери

Чистякова Наталья Викторовна, Сергиенко Елена Алексеевна
Способность организма адаптироваться к изменениям условий среды в течение всей жизни требует пластичности связи между генотипом и фенотипом. Диада генотип среда определяет адаптационный профиль фенотипа, функциональны й потенциал его пластичности. Среда влияет на генотип и детерминирует фенотипическую изменчивость, адаптивную по своей природе, посредством регуляции экспрессии генов. В связи с этим становятся понятны необходимость и перспективы интегративного изучения генотип средового взаимодействия стем, чтобы получить объективные и всесторонние данные о бистинной природе индивидуальных различий психологических признаков. В рамках данного подхода было проведено исследование гетерогенной этиологии различий волевого контроля сред и женщин на третьем триместре беременности. Идентификация молекулярно генетических предикторов волевого контроля, специфичных в период беременности, позволяет определить его роль в психологической готовности женщин к родовой деятельности.
Скачать PDF

Роль образовательного статуса матери в изменении генотип-средовых соотношений в структуре языковых х

Чернов Д.Н.
Изучение роли средовых факторов в изменении генотип-средовых соотношений по психологическим характеристикам является актуальной задачей современной психогенетики. Важнейший фактор изменения генотип-средовых соотношений по когнитивным способностям социоэкономический, и в частности образовательный, статус родителей. Исследовались причины фенотипических взаимосвязей между субтестами Гейдельбергского теста речевого развития ребенка путем подсчета генотипических и средовых корреляций между одноименными характеристиками. Анализ проводился раздельно в подгруппах детей из семей со средним и высоким образовательным статусом их матерей. Применяли близнецовый метод: в подгруппу близнецов из семей со средним образовательным статусом матерей вошли 17 монозиготных и 11 дизиготных пар; подгруппу детей из семей с высоким образовательным статусом матерей составили 17 монозиготных и 22 дизиготных пары. Возраст детей 7 лет 8 лет 11 мес. На основании анкетных данных показано, что образовательный статус связан с субъектной активностью матерей в вопросах индивидуализации воспитания близнецов в паре. В семьях с высоким образовательным статусом матерей эта установка приводит к возрастанию уровня языкового развития детей, росту структурной связанности различных языковых характеристик, увеличению удельного веса общего генотипического фактора и снижению роли общесемейной среды в объяснении природы этой структурной связанности.
Скачать PDF

Генотипические и средовые детерминанты акцентуаций характера

Жилина Е. В.
В рамках близнецового исследования проведен анализ влияния генотипических и средовых факторов на межиндивидуальную вариативность проявления акцентуаций характера. В исследовании приняли участие: 21 пара монозиготных (МЗ) и 22 пары однополых дизиготных (ДЗ) близнецов в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты генетического анализа свидетельствуют о значительной наследственной обусловленности индивидуальных различий в проявлении акцентуаций характера.The author of the article analyses the influence of genotypic and environmental factors on inter-individual variation of character's accentuation display within the framework of the gemellary investigation. 21 pairs of monozygotic twins and 22 pairs of dizygotic ones at the age of 15-17 took part in the research. The results of the genetical analysis are the evidence of hereditary dependence of individual differences in character's accentuation display.
Скачать PDF

Противоречие между фенотипическим и генотипическим как детерминанта болезни в контексте судьбоанализ

Рогачева Т.В.
Дается клинико-психологический анализ состояния здоровья у разных когорт пациентов с болезнями и нарушениями системы кровообращения. Выдвинута гипотеза о тесной связи этиопатогенеза сердечно-сосудистых заболеваний с противоречием между генетически-детерминированными потребностями личности и сформированными социальной средой актуальными потребностями.
Скачать PDF

Противоречие между фенотипическим и генотипическим как детерминанта болезни в контексте судьбоанализ

Рогачева Татьяна Владимировна
В первой части статьи анализируются подходы к биосоциальной проблеме. В первом, называемом социальным детерминизмом, указывается на ведущую роль социальной среды в определении поведения личности. Сторонники второго биологического детерминизма настаивают на методологической правильности теоретических оснований естественного отбора Ч. Дарвина. Представлена генетико-культурная эволюционная теория, которая пытается примирить классические парадигмы и выступает, с точки зрения автора, наиболее перспективной альтернативой обеих точек зрения. Дано теоретическое обоснование психоаналитического подхода Л. Сонди, позволяющего в рамках генетико-культурной теории проследить проявления личности на всех уровнях психики.
Скачать PDF

ОТРАЖЕНИЕ СОЧЕТАНИЯ ГЕНОТИПОВ ПО ПОЛИМОРФНЫМ ЛОКУСАМ COMT VAL158MET И MAOA -uVNTR В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

Мария В. Буняева, Екатерина М. Ковш, Ирина А. Скиртач, Александр Б. Ильин
Изучению психологических особенностей обладателей различных генов посвящены многие современные исследования. Следующим шагом на пути познания специфики оказываемого генами воздействия на личностные черты является изучение роли сочетаний различных генов в формировании последних. Гены моноаминергической системы MAOA и COMT являются предметом исследования психологов по причине оказываемого влияния на длительность пребывания нейромедиаторов-моноаминов в синаптическом пространстве, а значит – потенциального воздействия на продолжительность, интенсивность эмоциональных реакций. Принимая во внимание постоянство этого влияния, мы предполагаем, что данные гены могут быть ассоциированы и с устойчивыми личностными характеристиками, что находит подтверждение в немногочисленных современных научных изысканиях. В статье представлены результаты исследования, в котором приняли участие 115 девушек в возрасте 18–30 лет. Первым этапом эксперимента явилась процедура генотипирования с выделением полиморфных локусов генов MAOA -uVNTR и COMT Val158Met. Психодиагностический этап включал в себя изучение личностных особенностей участниц: уровня агрессивности, видов легитимизированной агрессии, типов поведения в конфликте, формальнодинамических свойств индивидуальности, склонности к различным формам девиантного поведения. По результатам исследования составлены психологические портреты носителей различных сочетаний генов. Показано, что обладательницы комбинации высокоактивных форм изучаемых генов имеют сангвинический тип темперамента, высокую агрессивность, интеллектуальную скорость и пластичность. Носители сочетания гетерозиготного генотипа MAOA M с низкоактивным генотипом AA COMT являются обладателями меланхолического темперамента, имеют низкий уровень агрессивности, интеллектуальной скорости и пластичности. В работе высказано предположение об ассоциации аллеля А гена COMT со склонностью к подавлению агрессии, в то время как аллель G COMT, вероятно, связан у девушек с предпочтением открытых форм агрессивного поведения и высоким уровнем общей активности. Гетерозиготный генотип COMT ассоциирован с низким уровнем агрессивности, а генотип MAOA L – с высоким.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ВЫЗВАННОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ДЕВУШЕК-НОСИТЕЛЬНИЦ РАЗЛИЧНЫХ ГЕНОТИПОВ ПО МАРКЕРУ MAOA -uVNT

Павел Н. Ермаков, Екатерина М. Ковш, Елена В. Воробьева
Изучение связей между особенностями строения генов и параметрами вызванной активности мозга – актуальная тема современных исследований. Известно, что ген MAOA, оказывающий влияние на концентрацию таких нейромедиаторов-моноаминов, как дофамин, серотонин и норадреналин, ассоциирован с различными психологическими характеристиками. Однако исследовательских работ, посвященных изучению ассоциации данного гена с психофизиологическими показателями, на сегодняшний день недостаточно. Целью данного исследования явилось изучение особенностей амплитудных и пространственно-временных характеристик вызванной активности мозга девушек 18–24 лет, являющихся обладательницами различных генотипов MAOA. По результатам генотипирования участницы (61 человек) были разделены на две группы: с высокоактивными и гетерозиготными генотипами по маркеру MAOA -uVNTR. В ходе исследования была проведена регистрация зрительных вызванных потенциалов в 64 отведениях. В качестве стимулов выступили эмоционально окрашенные и нейтральные изображения. В работе описаны современные представления о связи генотипов MAOA с особенностями кортико-лимбического взаимодействия. По результатам собственного исследования получено, что гетерозиготные генотипы, вероятно, связаны с меньшей эффективностью регуляторных функций. Для активации нейронных систем лобных отделов девушкам-носительницам гетерозиготных генотипов MAOA необходимо воздействие раздражителей, обладающих высоким arousal-эффектом, что может быть связано с менее эффективным процессом отбора релевантных стимулов. В то же время, высокоактивные генотипы MAOA у женщин, вероятно, ассоциированы с высокой эффективностью управляющих функций (внимание, планирование, контроль), выполняемых префронтальными отделами коры мозга при оценке эмоционально окрашенных изображений, что сопровождается достаточной интенсивностью активации данных мозговых структур.
Скачать PDF

Взаимосвязь генотипических функциональных асимметрий и характерологических акцентуаций личностей

Ройзман И.В.
В данной работе предпринята попытка определения личностных характерологических особенностей у студентов с левыми и правыми генотипическими моторными асимметриями. Генотипические особенности асимметрий полушарий головного мозга и связанные с ним моторные асимметрии являются нейропсихологической основой организации высших психических функций и предопределяют характеристики личностных качеств человекаIn this work we attempt to determine the personal character traits in students with left and right genotypic motor asymmetry. Genotypic characteristics asymmetries of the cerebral hemispheres and the associated motor asymmetry are neuropsychological basis of the organization of higher mental functions and determine the characteristics of personal qualities
Скачать PDF