ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ, СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГЕНЕРАТИВНОСТЬ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Найдено 2 определения термина ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР

см. Интеллект.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ФАКТОР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ (д или G)

1. Вообще – фактор, обнаруженный во всех тестах, подвергнутых факторному анализу. 2. Специальное значение: фактор, который, как предполагается, является основным для всех тестов способностей. Понятие генерального фактора (или g-фактора, или, просто, д) было впервые сформулировано в 1904 году британским психометристом Чарльзом Спирменом как представление об отдельной способности, которая может приниматься за выражение интеллекта. Нужно отдать должное, что g не представлялось (и, вероятно, не может представляться) как существующее в виде отдельного измеримого объекта. Спирмен определил его на основе факторного анализа различных компонентов теста интеллекта. Логический аргумент был таким, поскольку отдельные оцениваемые составляющие интеллекта умения имели тенденцию положительно коррелировать друг с другом (то есть высокие значения по "вербальному" субтесту сопровождались высокими значениями по "числовому" "субтесту" и т.д.), то их можно было считать отражающими общую способность, лежащую в их основе. Однако следует признать, что, так как g определялось таким образом, это было результатом специфической формы факторного анализа – не все процедуры факторного анализа приводят к таким характеристикам, даже когда применяются для той же базы данных. Это было доказано Л. Терстоуном, когда он показал, что другие процедуры ведут к обнаружению ряда первичных факторов, а не единственного центрального фактора. При использовании методов Терстоуна, g если и существует вообще, то встречается только как фактор второго порядка и почти не объясняет данные тестов интеллекта; при использовании методов Спирмена он объясняет большинство данных. Следовательно, g должно рассматриваться не как "реальная" способность, но как гипотетическая способность, существование которой зависит от методологических процедур.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегаю

Лайпанова Л.Х.-Д.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Виртуальность как фактор риска

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М.К.
Скачать PDF

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей

Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.
Скачать PDF

Коммуникативная направленность личности руководителя как фактор социально-психологического климата (

Беденко С.В.
Скачать PDF

Психологические и психофизиологические факторы лености учащихся

Боровская Н.В.
В статье представлены результаты экспериментального исследования свойств нервной системы, волевой и мотивационной сфер в группах ленивых и неленивых учащихся; сделана попытка составить психологический и психофизиологический портреты этих двух групп студентов.
Скачать PDF

Добрачная беременность как фактор риска для молодой семьи

Левкович Валентина Петровна
В статье представлены результаты исследования роли добрачной беременности в стабилизации и дестабилизации молодых супружеских пар. Показано, что наличие добрачной беременности является фактором риска для тех молодых семей, в которых партнеры не были готовы к принятию на себя семейных обязанностей.
Скачать PDF

Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров

Гультяева Елена Геннадьевна
В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом (профессией и деятельностью). Показано, какие из компонентов чувства юмора можно считать профессионально важными качествами тренеров.
Скачать PDF

Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений

Постникова Маргарита Игоревна
Обозначается проблема отношений между поколениями в современном стремительно меняющемся мире. Исходя из специфики социкультурного контекста изучаемой проблемы, выделяется фактор оптимизации межпоколенных отношений психологическое знание. Дано описание экспериментального исследования: выявление проблемных аспектов в отношении подростков к представителям старшего поколения и формирование у подростков, в частности за счет повышения их психологической грамотности, толерантного отношения к пожилым людям.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!