ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ
фокусируется на социальных, экономических, политических процессах, определяющих как неодинаково мужчины и женщины в них учтены и т.д. В гендерной психологии существует три класса теорий для объяснения процессов, связанных с Г.р.: психоаналитические традиции, теории социального научения и когнитивные теории. Психоаналитические теории постулируют, что главным фактором Г.р. является защитная идентификация ребенка с родителем того же пола. Теория социального научения предполагает существование трех основных механизмов, обеспечивающих Г.р.: обучение, подкрепление и наблюдения за поведением моделей. Сторонники данных теорий подчеркивают важность родителей как ролевых моделей и агентов подкрепления, особенно для маленьких детей. В моделировании, имеющем отношение к Г.р., есть два аспекта: научение (или узнавание) и исполнение. В фазе научения дети усваивают содержание как женских, так и мужских половых ролей. Однако они повторяют или обобщают не все образцы поведения, узнанные на этом этапе, а только те, действия которых имели положительные (или не имели отрицательные) последствия. Когнитивные теории делают акцент на когнитивных процессах. Л. Колберг предложил модель возрастных изменений, происходящих в процессе Г.р.: от появления гендерной идентификации (правильного маркирования себя и других по полу) в возрасте около 2-3 лет до формирования (примерно в 7 лет) гендерного постоянства (понимания невозможности изменения пола). Сторонники когнитивного подхода утверждают, что после достижения гендерного постоянства, оно становится механизмом само- подкрепления для полоролевого поведения, одобряемого в данной культуре, т.е. дети начинают сами готовить себя к социальной жизни в соответствии с содержанием гендерных ролей, принятым в их культуре. В современных когнитивных теориях Г.р. объясняется особенностями когнитивных структур (схемами), которые направляют восприятие. Напр., Сандра Бем высказала предположение, что Г.р. происходит в результате ассимиляции Я-концепций в гендерную схему, вследствие чего обеспечивается когнитивная готовность к восприятию информации в типичной для определенного пола манере.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.