Гендерное неравенство

Найдено 2 определения термина Гендерное неравенство

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Гендерное неравенство

привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).

Оцените определение:

Источник: Т. Бендас. Гендерная психология: словарь по книге

Гендерное неравенство

характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Приведены эмпирические исследования взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей. Emotional intelligence is reviewed in the article as a complex personal construction. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Different approaches to research of emotional intelligence are reviewed. Empirical researches of correlation between emotional intelligence and gender identity are illustrated by the example of executives.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

К построению системной модели гендерной индивидуальности

Хоч Надежда Семеновна
Представлены краткий очерк наиболее значимых направлений исследований гендера и гендерных различий в психологии и результаты изучения внутренних (общеконституциональных) факторов формирования индивидуально-личностных особенностей гендерной идентичности молодых мужчин и женщин.
Скачать PDF

Проблемы и перспективы гендерного обучения в современной системе образования

Каримулаева Эльмира Магомедовна, Дамаданова Халун Дамадановна
В порядке эксперимента во многих регионах Российской Федерации в школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. За прошедшие сто лет Россия дважды переходила от раздельного обучения в школах к совместному обучению, затем − обратно. Тема раздельного образования требует самого серьезного обсуждения, в котором решающее мнение принадлежит педагогам-практикам, психологам, администраторам школ, имеющим огромный педагогический опыт.
Скачать PDF

Специфика гендерной дифференциации личности в спорте

Дамадаева Анжела Сергеевна
Статья посвящена изучению проблемы гендерной дифференциации личности спортсменов. В ходе исследования установлено, что спорт оказывает большое влияние на степень и характер психологических различий мужчин и женщин
Скачать PDF

Экспериментальный анализ гендерной дифференциации легкоатлетов различной квалификации и специализаци

Артамонова Т.В.
Скачать PDF

Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа

This article is devoted to the study of age-and gender-specific motives of student achievement and its relationship to achievement in schools. Distinctions in indicators of the motive of avoiding failure of student"s two age groups are revealed. It is shown that there is a correlation of indicators of motive to achieve success and avoid failure of the student"s academic performance of different ages, sex and gender types.
Скачать PDF

Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект

Шишлова Екатерина Эдуардовна
В статье анализируется проблема гендерной идентичности, раскрываются ее содержание и актуальность с позиций традиционализма и постмодернизма. Трансформация гендерной идентичности рассматривается как фактор и механизм адаптации личности. Приводятся результаты проектного исследования «Успех в гендерном измерении», выполненного с участием студентов и магистрантов МГИМО(У) МИД России.
Скачать PDF

Профессиональная востребованность личности: гендерно-возрастные аспекты

Харитонова Евгения Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей развития профессиональной востребованности в онтои профессиогенезе личности. Показано, что профессиональная востребованность личности (ПВЛ) развивается в онтогенезе в соответствии с задачами личностного и профессионального развития; имеются гендерные и возрастные различия как развития, так и деформации метасистемы профессиональной востребованности.
Скачать PDF

Учет гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности взрослеющей личн

Пятунина Вера Михайловна
В статье приводятся и обсуждаются результаты исследования гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности.
Скачать PDF

Мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины

Малова Татьяна Васильевна
В статье на основе имеющихся подходов в гендерных исследованиях рассмотрена сущность гендерного самоопределения личности, раскрыто определение «мужественность» и охарактеризовано оно применительно к гендерным ролям мужчин и женщин в семье и обществе.
Скачать PDF

Исследование стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраст

Куприянова А. И.
Представлены результаты разработки и апробации опросника «Стратегии гендерного воспитания». На основе факторного анализа данного опросника были выявлены три фактора, интерпретированные как авторитарная, попустительская и партнерская стратегии гендерного воспитания. Определена внутренняя согласованность 'шкал опросника и его конвергентная валидность.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 14

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!