Гендерная история

Найдено 1 определение
Гендерная история
специальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появлением термина гендер, его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье "Гендер: полезная категория исторического анализа" (1986). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин, которые в конце 70-х гг. зашли в тупик как в плане методологии, так и в плане определяющих познавательных концепций. Гендерная история в России до сих пор остается "белым пятном" исторической науки, часто подменяется историей женщин или историей быта. Тем не менее, при употреблении понятия гендер речь идет не о женщинах и их проблемах, а о взаимоотношении полов в рамках определенной исторической реальности и проблемах, вытекающих из этого сложного процесса. Таким образом, гендерная история включает в себя историю женщин, историю мужчин, историю полов и их взаимоотношений, проблему социального конструирования пола и, самое главное, взаимосвязь и влияние вышеуказанных процессов на общую картину исторического развития человечества. При этом гендерная история заключается не в простом описании мужчин и женщин и их основных характеристик, а в систематическом выявлении их взаимосвязей через постоянное сравнение в рамках различных исторических ситуаций. Применение гендера как категории анализа позволяет раскрыть исторический процесс во всем его многообразии и функциональности. В центре изучения историков гендера оказываются важнейшие институты социального контроля, регулирующие неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанное на гендерных различиях, которые, в отличие от природных качеств пола, варьируются от одного культурного пространства к другому.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Гендерный подход в курсе истории педагогики

Штылева Любовь Васильевна
Формирование гендерной компетентности неотъемлемый компонент базовой профессиональной подготовки современного учителя, родовой признак гуманистической направленности его профессионального мировоззрения.
Читать PDF

Модели гендерных отношений: исторический обзор

Фокина Екатерина Витальевна
В статье анализируются различные представления об образе мужчин и женщин разных культур, рассматриваются отношения общества к людям в зависимости от их пола.
Читать PDF

Развитие гендерной теории в истории образования

Тукачева Юлия Сергеевна
В статье представлена историко-философская интерпретация гендерного подхода. Дается краткий исторический экскурс становления женского образования.
Читать PDF

Гендерные идолы и реальность в исторической традиции

Жапарова А. К.
В данной статье раскрываются философские и социально/культурные аспекты гендера, рассматриваются типичные различия между мужским и женским в сфере общественной жизни и творческой деятельности.
Читать PDF

К вопросу об истории формирования гендерной психологии

Матвиенко Валентин Викторович, Юферова Анастасия Андреевна
В статье представлен исторический обзор становления гендерной психологии как науки, показаны предпосылки ее возникновения.
Читать PDF

Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства

Кон Игорь Семенович
Статья суммирует инновационный подход Филиппа Арьеса к истории детства и особенности рецепции его идей в советской историографии. В конце ХХ в.
Читать PDF

Историческое развитие представлений о гении: гендерный аспект

Шалаева Марина Владиславовна
Статья посвящена философским проблемам женского творчества, которые в современном мире получают статус перспективной области исследований. Актуальность их обусловлена исторически сложившейся культурной анонимностью женщины.
Читать PDF

Гендерные аспекты истории Запада: основные дискуссионные поля

Вершинина Дарья Борисовна
Статья посвящена основным этапам развития женских и гендерных исследований в западной исторической науке.
Читать PDF

Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность

Соколюк Н. В.
Представлен социально-философский анализ родительства в изменяющихся социокультурных условиях с применением гендерной методологии, а также рассмотрены возможные пути разрешения противоречий в этой сфере, вызванные трансформацией с
Читать PDF

Исторический аспект гендерных исследований в адыгской этнопедагогике

Урусова Лаура Хабаловна
Гендерные исследования в адыгской этнопедагогике в своём хронологическом представлении свидетельствуют о том, что интерес к данной проблеме с течением времени лишь возрос.
Читать PDF

В. Д. Запорожская - ученый-сибиревед: гендерный аспект личной истории

Окладникова Елена Алексеевна
Предметом исследования является гендерный аспект личной истории выдающегося, но пока еще недостаточно известного сибиреведа, археолога, талантливого художника В. Д. Запорожской (1914-1985).
Читать PDF

К вопросу о гендерном аспекте в истории народного образования в России

Паршина В. Н.
Представленная статья содержит анализ гендерного аспекта в истории народного образования в России в XI н. ХХ вв.
Читать PDF

Средства формирования гендерной культуры учителя истории и обществознания

Сладков Александр Николаевич
Подробно рассматриваются средства формирования гендерной культуры будущего учителя истории и обществознания гендерное просвещение, деловые игры, дискуссии, уроки-тренинги и др.
Читать PDF

История и современное состояние проблемы гендерной социализации в психологии

Магомедова Аида Насрутдиновна
Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме гендерной социализации. Изучены основные положения, касающиеся гендерной социализации, разработанные в ведущих зарубежных учениях психоаналитической концепции З.
Читать PDF

Гендерный подход в вузовском курсе истории образования и педагогической мысли

Штылева Любовь Васильевна
Раскрываются возможности и стратегии формирования гендерной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса истории педагогики и образования.