процесс переплетения и взаимодействия генов и среды. В категорию «среды» включаются общесемейные, индивидуальные и любые другие — физические и физиологические компоненты, пренатальные условия, диета, болезни раннего возраста — факторы. Средовые влияния, переживаемые человеком, часто не случайны; они коррелируют с особенностями его генотипа или даже вызываются ими.
Складывается такое впечатление, что люди создают или находят такие условия среды, которые соответствуют их генотипам, не оставаясь пассивными жертвами доставшихся им или своих генов. Индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды.
Американская исследовательница С. Скарр, предположившая это обратное влияние генотипа на выбор среды, рассматривает межсемейные различия в общей среде как разницу возможностей. Семьи с низким экономическим статусом осознаются в качестве таковых, которые располагают меньшим арсеналом для создания обогащенной среды, содействующей развитию познавательной сферы ребенка. Это обусловлено тем, что семейная среда ограничена с точки зрения доступных ребенку средств развития (компьютер, игрушки и инструменты), а затем и качественного образования, в значительной степени — платного.
В целом общесемейная среда играет относительно небольшую роль в формировании индивидуальных различий по психологическим признакам после подросткового возраста. Средовые условия, играющие какую-то роль в формировании поведенческих признаков, могут действовать таким образом, что дети, растущие в одной семье, становятся похожими друг на друга не более, чем дети, растущие в разных семьях.
Установлено, что сиблинги, растущие в одной семье, имеют разные стили жизни. По их собственному мнению, родители относятся к ним по-разному, несмотря на утверждение тех, кто считает, что они относятся к свои детям абсолютно одинаково. Исследования, использующие метод наблюдений, свидетельствуют в пользу высказываний сиблингов. Негативность как стиль родительского воспитания служит фактором риска, связанного с социальной дезадаптацией, в то время как положительная тональность в виде принятия или привязанности не дает оснований для предсказаний, т. е. не может быть предиктором адаптивного или неадаптивного поведения в подростковом возрасте.
В целом расхождения в родительских установках по отношению к детям отражают генетически детерминированные психологические различия между детьми по личностным характеристикам. Семейная среда формируется в значительной мере как «отклик» на генетическую индивидуальность ребенка.