ГЕЙМИФИКАЦИЯ
ГЕЙМИФИКАЦИЯ
(ИГРОФИКАЦИЯ) / ГЕЙМІФІКАЦЫЯ / GAMIFICATION (от англ. game– игра)– в общем смысле– применение методов и элементов игры (см. Игра) в неигровых ситуациях и условиях, например в обучении, управлении, социальных практиках и пр. Новое понятие, возникновение которого связано с влиянием цифровых технологий (компьютерных игр и др.). Первые устные сообщения о Г. датируют первым десятилетием XXI в. в связи с именами эксперта по стратегиям коммуникации Г. Зикерманна, Дж. МакГонигал, Ю-Каи Чоу, а также с лекциями профессора права и бизнес-этики К. Вербаха. В то время уже существовал ряд проектов, использовавших Г., например платформа Sa les force. Позднее были опубликованы и переведены на русский язык работы Г. Зикерманна и Дж. Линдер, К. Вербаха и Д. Хантера. Г. применяется в обучении детей и взрослых, маркетинге, стратегическом менеджменте, управлении персоналом, социальных проектах экологической тематики, пропаганды здорового образа жизни и др. Целями внедрения Г. могут быть повышение мотивации, вовлеченности в деятельность, привлечение внимания и удержание интереса адресатов за счет новизны, соревновательного компонента, необычных инструментов влияния на процесс и результат деятельности в игре, ее эмоционально привлекательного характера. Многие источники отмечают в процессе Г. введение в контекст задачи игровых правил, игровых элементов и игровых механик, которые используют также при создании видеоигр. В обосновании механизмов (принципов) мотивации в Г. прослеживаются идеи бихевиорального подхода, теорий потребностей, социально-психологических теорий, касающихся личности и группы, и др. (вознаграждение, конкуренция, статус, социальное взаимодействие и обратная связь). Большое число бизнес-компаний во всем мире уже пользуются Г. для достижения внутренних управленческих целей и эффективного общения с потребителями (системы бонусов, онлайн-приложения с игровым интерфейсом, системы рейтингов и статусов, виртуальные персонификации, онлайн-чаты, вовлечение в различные формы активности, познавательно-развлекательная информация и др.). Науке еще предстоит осмыслить явление Г., изучить разные ее стороны и обосновать теоретические и прикладные аспекты. Е. А. Бакланова