/от араб. haremlik – убежище женщин/, у ряда мусульманских народов изолированная часть дома, предназначенная для проживания жен (1) и наложниц; то же, что сераль. См. также Роксолана.
В классическом виде Г. существовал на арабском Востоке и в Османской Империи. Имел место в Китае, Индии, а также у восточных славян до принятия христианства. Г. мусульманского владыки мог вмещать от сотни до полутора тысяч женщин, а также евнухов, служанок, поваров и прочую челядь. По описаниям историков, Г. царя Хосрова II из иран. династии Сасанидов насчитывал более 12 тысяч человек. Состав Г. постоянно пополнялся за счет военной добычи и приобретений на рынках рабов. См. также Кадин.
Вольтер сатирически изобразил Г. в повести «Кандид» («Candide, ou l’Optimisme», 1758). В художественной литературе образ Г. нередко подвергается ложной романтизации: серия романов Сержа и Анны Голон о приключениях Анжелики («Angélique and the Sultan», 1960) и др.
«В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.»
А. Пушкин. Бахчисарайский фонтан.
Гаремный (-ая; -ое) – свойственный образу жизни Г.
«Разумеется, встречались помещичьи дома, где и дворовым девкам жилось изрядно, но в большей части случаев тут примешивался гаремный оттенок». М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.
306.32 кб
Женские тела и имперские фантазии: гарем как территория восточного Другого
Статья посвящена исследованию репрезентаций гарема и восточных женщин в западноевропейской живописи XIX века и его интерпретации в контексте постколониальной теории и феминистской критики.