Галенизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Галенизм
(Galenismus). (Galenus G. - выдающийся римский врач и естествоиспытатель греческого происхождения.) Концепция Галена, согласно которой влияние телесных соков на темперамент и происхождение болезней является решающим. Направление в медицине, канонизированное католической церковью и господствовавшее в Западной Европе во время средневековья.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Галенизм
Гален – римский врач и естествоиспытатель, жил во 2 веке до н.э.) – концепция, согласно которой влияние телесных соков на темперамент и генезис болезней является решающим. Это направление в медицине было канонизировано католической церковью и преобладало в Европе во времена средневековья. Галенизм – прообраз соматического направления в психиатрии, согласно которому любое психическое расстройство имеет соматическую природу.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГАЛЕНИЗМ
учение древнеримского врача-философа и исследователя Галена, обобщившего представления античной медицины в виде единого учения. Гален дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма человека (ошибочно перенося строение отдельных органов ряда животных на человека), ввел в медицину вивисекцию (эксперименты на животных), положил начало изучению нервной системы и головного мозга. При этом Гален утверждал, что анатомия и физиология — основы научной диагностики, лечения и профилактики. В средние века католическая церковь использовала отдельные стороны учения Галена, связав их (в основном, идеалистические) с догмами христианской веры. Средневековые врачи пользовались трудами предшественников, в том числе и Галена, ссылаясь и на их ошибочные, умозрительные представления о процессах, происходящих в человеческом организме. Все сочинения проходили церковную цензуру, а значит, наиболее ценные практические сведения отбрасывались как противоречащие католическим догмам. В то же время идеалистические представления гармонично примыкали к богословию и возводились в ранг аксиом. Так, понятие пневмы (от греч. pneuma «дыхание, дух»), чрезвычайно популярное в древнегреческой медицине, и отождествляемой с жизненной силой, неким космическим дыханием, в христианстве стало трактоваться как Святой Дух, то есть третье лицо Троицы. Антропологические идеи Галена, как и Платона, убежденного в том, что все земные «целесообразности» устанавливаются Богом или являются внутренними причинами природы, также были подвергнуты церковной переоценке. Гален видел пневму в различных видах: «душевная» находилась в мозге, «жизненная» обитала в сердце, а «естественная» наполняла печень. Все жизненные процессы, по Галену, являлись следствием преобразований пневмы, образующей «душевную силу» посредством нервов, «натуральную силу» через печень или «пульсирующую силу» через пульс. Правда, тщательно собранный и продуманный опытный материал Гален трактовал с позиций мистики, чем и воспользовалась средневековая церковь, положившая его идеализм в основу схоластической медицины. «Выхолощенное» таким образом учение Галена стало считаться вершиной медицинских знаний, неподвергающееся исправлениям. В связи с этим, дальнейшее развитие научной мысли затормозилось. Все знания о болезнях, строении человеческого тела и т. д. черпались в основном из книг Галена, который превратился в непререкаемый авторитет. Время от времени возникали единичные попытки оспорить неверные положения Галена, но они резко пресекались духовенством. Только в эпоху Возрождения ряд реформаторов в области медицины, в том числе А. Везалий, У. Гарвей, Т. Парацельс и др. рискнули исправить ошибки Галена, положив начало развитию научной медицины.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.