Функциональный анализ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Функциональный анализ
Functional analysis). Установление специфических отношений между поведением организма и условиями окружения, контролирующими его.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Функциональный анализ
основной способ организационного и психологического изучения управленческой деятельности, в основе которого лежит ее расчленение (декомпозиция) на основные управленческие функции и их последующее исследование.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Функциональный анализ
Functional analysis). Проверка причинно-следственных связей. Каждый аспект поведения рассматривается как функция окружающих условий, которые могут быть описаны физическими величинами. Часто встречающиеся объяснения, включающие термины воля, мышление, воображение или свобода, на самом деле только затемняют причины поведения.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

функциональный анализ
изучение сочетанного изменения определенных стимулов и определенных реакций. Скиннеровский подход к научному исследованию состоял в избегании теоретических построений и обращении сугубо к манипулированию наблюдаемыми стимулами с регистрацией влияния манипуляций на поведение; иногда этот исследовательский подход называется подходом «пустого организма».

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1. В широком значении-способ изучения какого-либо явления, объекта или системы с точки зрения их функций. 2. В более узком, специальном значении-в теории Б. Скиннера-Ф.а. представляет собой изучение самого поведения, без обращения к связанным с ним или регулирующим его когнитивным, физиологическим и другим компонентам. Ф.а. представляет собой процедуру анализа контекста поведения и его функций в данном контексте. В результате Ф.а. выявляются условия, вызывающие и поддерживающие определенное поведение. См. когнитивный, функция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1. Вообще – анализ сложной системы, при котором основное значение уделяется функциям различных аспектов системы и способу интеграционного оперирования. Такой анализ обычно преуменьшает значение фактической формы или структуры. Анализируемой "системой" может быть фактически все, что угодно; термин используется очень широко. 2. Более специальное значение – термин связывается с бихевиористской точкой зрения Б.В. Скиннера. В этом случае полным термином будет функциональный анализ поведения, и основное значение придается исследованию поведения непосредственно, избегая обращений к внутренним когнитивным или физиологическим компонентам.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Функциональный анализ
Психологическое понятие. Ф. а. рассматривает каждый определенный вид поведения, описывая его целостно и детально в отношении его частоты, предпосылок и последствий. См. Анализ, Психоанализ.
Ф. гиперкинез (Hyperkinesis functionalis) (от греч. hyper - сверх, над, kinesis - движение и лат. functio) - см. Гиперкинез, истерический.
Ф. диагноз - см. Диагноз, функциональный.
Ф. клонус. Наблюдается при неврозах, невротических состояниях. Отличается от органического клонуса одинаковой двусторонней выраженностью, аритмичностью, лабильностью амплитуды. При отвлечении внимания больного Ф. к. исчезает.
Ф. паралич - см. Паралич, функциональный.
Ф. психоз - см. Психоз, функциональный.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Функциональный анализ
functional analysis) Поведенческая оценка делает упор на использовании эмпирических методологий, применяемых для количественного измерения целевого поведения и многочисленных контролирующих его факторов. В ист. аспекте термин "Ф. а." характеризовался широким разнообразием видов оценки поведения и определялся как "выявление важных, поддающихся контролю, каузальных функциональных зависимостей, относящихся к специфическому набору целевых форм поведения конкретного клиента". Это определение содержит в себе ряд эксплицитных и подразумеваемых характеристик. Осн. компонентом Ф. а. яв-ся каузальные функциональные зависимости. Как таковая, функциональная связь означает лишь ковариацию между двумя переменными. Некоторые функциональные связи яв-ся каузальными, тогда как др. - исключительно корреляционными. Поскольку извлекаемая в ходе Ф. а. информ. преимущественно используется для реализации планов вмешательства, специалист по анализу поведения в большей степени заинтересован в изоляции и количественной оценке каузальных функциональных связей. Каузальные функциональные зависимости могут быть мат. описаны как повышенные условные вероятности: такую зависимость можно предполагать в тех случаях, когда вероятность наблюдения выходящего за границы фоновых колебаний изменения в целевом поведении будет большей при появлении предполагаемого каузального события (его условная вероятность), чем вероятность наблюдения такого изменения в целевом поведении при непоявлении этого события (его безусловная вероятность). В целях ил. предположим, что А - это изменение уровня кровяного давления (целевое поведение), В - изменение в повседневных стрессорах (предполагаемое каузальное событие) и P - вероятность. Если вероятность изменения кровяного давления вслед за изменением в повседневном стрессе (Р[А/В]) будет выше вероятности естественного изменения кровяного давления (Р[А]), отсюда в порядке рабочей гипотезы можно вывести каузальную функциональную зависимость. Каузальные функциональные связи с конкретным целевым поведением могут иметь многие переменные. Напр., нарушение работы систем нейротрансмиттеров ЦНС, утрата ситуативного подкрепления на реакцию, повышение уровней аверсивных последствий поведения, негативные самохарактеристики и сезонные изменения в солнечном освещении - все это может оказывать каузальное влияние на депрессивное состояние конкретного клиента. Наиболее релевантным для планирования поведенческих вмешательств будет подмножество переменных, к-рые оказывают нетривиальное каузальное влияние на целевое поведение. Следовательно, второй отличительной особенностью Ф. а. яв-ся его акцент на установление наиболее важных каузальных функциональных зависимостей. Не все важные каузальные функциональные связи удается контролировать. Значимые события истории жизни (напр., травмирующий опыт) и биолог. свойства (напр., наследственность) яв-ся двумя типами важных каузальных факторов, к-рые не подлежат изменению. Поскольку поведенческие вмешательства планируются для того, чтобы вызывать изменение в целевых формах поведения, Ф. а. будет, как правило, ограничиваться выявлением поддающихся контролю (и часто существующих на данный момент) каузальных функциональных зависимостей. Следующая характеристика Ф. а. - его направленность на выявление каузальных функциональных связей, относящихся к специфическим целевым формам поведения конкретного клиента. Такой идиографический акцент согласуется с бихевиористской аксиомой о существовании важных внутри- и межиндивидных различий в причинах поведения. Наконец, поскольку Ф. а. определяется через целевое поведение, изучению в процессе оценки подвергается широкий спектр каузальных связей. Т. о., тщательному рассмотрению подлежит весь комплекс перестановок антецедент-реакция, реакция-реакция и реакция-последствие, а тж взаимодействий антецедент х х реакция х последствие. Выявление каузальных функциональных связей. Выведение заключения о существовании функциональной связи между контролируемой переменной и целевым поведением требует наличия: а) "признаков причинной обусловленности", таких как повышение условных вероятностей и/или надежной ковариации; б) предшествования по времени (т. е. предполагаемая каузальная переменная предшествует наблюдаемому эффекту, возникающему в целевом поведении); в) исключения возможных альтернативных объяснений наблюдаемой связи. Для определения того, существует ли каузальная функциональная связь между контролируемым событием и целевым поведением, могут использоваться несколько методов оценки. Для эмпирической оценки силы и надежности каузальных функциональных связей может использоваться анализ временных рядов и планы исслед. на одном объекте (испытуемом). Однако реализация этих методологий может быть сопряжена с серьезными трудностями, поскольку они требуют множества измерений и значительных усилий от клиента и обычно позволяют оценивать взаимодействия лишь между малым числом переменных. Применение различных совр. процедур оценки поведения (напр., стандартизованные самоотчеты, схемы наблюдения, поведенческие интервью, схемы самонаблюдения и психофизиологические меры) тж может обеспечивать информ. о каузальных функциональных связях. Напр., клиент может сообщать о высоких уровнях соц. тревожности при заполнении опросника, демонстрировать высокие уровни реактивности частоты сердечных сокращений в процессе разыгрывания ролей в психофизиологической лаборатории и обнаруживать слабое владение умениями соц. взаимодействия в ходе поведенческого интервью. Наличие подобных данных позволяет выдвинуть предположение о том, что соц. тревожность этого клиента обусловлена повышенной активацией симпатической НС в сочетании с дефицитами соц. умений. Однако в силу неспособности проводящего оценку специалиста установить факт предшествования по времени эти каузальные рассуждения допускают возможность альтернативных объяснений. В приведенном примере равно вероятным м. б. также предположение о том, что соц. тревожность и повышенная активация симпатической НС приводят к дефицитам соц. умений. Третий путь установления каузальных функциональных связей состоит в использовании переменных-маркеров (marker variables). Переменной-маркером яв-ся легко реализуемое измерение, надежно связанное с силой каузальной функциональной связи. Примером такого эмпирически валидизированного маркера может служить проба на вдыхание углекислого газа. Пациенты с паническими расстройствами, в сравнении с контрольной группой здоровых людей, значительно чаще проявляют симптомы острой паники при их побуждении неоднократно вдыхать воздух с высокой концентрацией углекислого газа. Т. о., реакция на этот легко реализуемый тест может использоваться как маркер для наблюдения за тем, яв-ся ли комплекс биоповеденческих связей, к-рые характеризуют паническое расстройство, действующим в отношении конкретного клиента. Хотя стратегия использования переменной-маркера может предоставлять ценную информ. в отношении каузальных функциональных связей, на сегодняшний день в литературе по анализу поведения имеется острый дефицит в эмпирически валидизированных переменных-маркерах. В рез-те, для выявлении каузальных функциональных связей оценивающие поведение специалисты в большинстве случаев опираются на невалидизированные переменные-маркеры, такие как отчеты клиентов (напр., клиент с диагностированным ПТСР может сообщить, что воспоминания о пережитом травматическом событии чаще возвращаются в ситуациях возникновения напряженности во взаимоотношениях между супругами). То, насколько точно подобные отчеты клиентов отражают присутствие и силу каузальных функциональных связей, яв-ся предметом непрекращающихся споров. Итоги и дальнейшие перспективы. Ф. а. делает упор на идентификацию и количественную оценку важных контролируемых каузальных функциональных связей для целей планирования вмешательства. Выявление каузальных функциональных связей на основе использования строгих эмпирических процедур, однако остается чрезвычайно трудной задачей для большинства специалистов по оценке поведения. Действительно, в одном из обзоров литературы по данной проблеме обнаружилось, что предваряющие вмешательство Ф. а. проводились в лишь 20% из 156 случаев исслед., опубликованных за период между 1985 и 1988 гг. Обращение к использованию методов Ф. а. может возрасти, когда в распоряжении специалистов окажется большее количество эмпирически валидизированных переменных-маркеров, и когда будут получены ответы на следующие важные вопросы. Во-первых, действительно ли предварительный Ф. а. проблемного поведения приводит к гораздо более эффективному вмешательству? Во-вторых, могут ли оценивающие поведение специалисты, при наличии соответствующей подготовки, надежно выявлять каузальные функциональные связи? В-третьих, в какой мере рез-ты Ф. а. могут распространяться на др. людей, др. формы поведения и условия? В-четвертых, каковы процессы принятия решений, к-рые регулируют проведение Ф. а. специалистами по оценке поведения? См. также Активное исследование, Зависимые переменные, Идиодинамика, Каузальное мышление, Клиническая оценка У. О"Брайен

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.41 мб

Эмпиризм и функциональный анализ науки

Никитин Е.П., Никитина А.Г.
Читать PDF
538.65 кб

Функциональный анализ корпоративной культуры

Евминов Константин Николаевич
В статье выделены и описаны функции корпоративной культуры: герменевтическая, селективная, трансляционная, идентификационная, охранно-защитная, адаптационная, презентативная, а также функции социального сплочения, социальной диффе
Читать PDF
429.76 кб

Функциональный анализ религиозного института

Петрова И.Э.
Анализируются результаты исследования религиозного института в современной России и в мире.
Читать PDF
280.82 кб

Педагогическая культура: функциональный анализ

Алова Наталья Николаевна
В статье рассмотрены актуальные вопросы функционального анализа педагогической культуры.
Читать PDF
147.47 кб

Структурно-функциональный анализ сексуальности

Айзман Нина Игоревна
В статье рассматриваются структурные компоненты сексуальности, их содержательные характеристики, а также взаимосвязи между ними.
Читать PDF
306.32 кб

Утопическая теория: опыт функционального анализа

Даниленко Г.Э.
В статье обосновывается методологическая целесообразность редукции множественного эмпирического материала, составляющего корпус классической утопической традиции до уровня интегративной утопической теории.
Читать PDF
63.14 кб

Икона и ритуал (структурно-функциональный анализ)

Давыдов Иван Павлович
Как показывает функциональный анализ, ритуалу присущи 36 функций, а иконе 21 функция, причем сравнительный анализ этих рядов функций позволяет сделать вывод, что 2/3 функций иконы как культового предмета детерминированы ритуалом.
Читать PDF
135.79 кб

Структурно-функциональный анализ хакасского костюма

Киштеева Оксана Вячеславовна
Статья представляет анализ хакасского народного костюма как феномена традиционной культуры. Анализируются функции костюма, которые являются структурными элементами системы данного культурного феномена.
Читать PDF
188.83 кб

Субстратно-функциональный анализ общественных явлений

Большаков Михаил Геннадьевич
Читать PDF
2.14 мб

Функциональный анализ общих компетенций будущих рабочих

Бордовская Светлана Юрьевна
На данном этапе развития профессионального образования системообразующим компонентом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения становятся результаты образования как характеристики будущей профессионал
Читать PDF
99.93 кб

Предназначение досугового общения: функциональный анализ

Степанова Людмила Анатольевна
В статье рассматриваются генеральные и сопутствующие функции досугового общения, их связь с потребностями человека в общенииGeneral and related functions of leisure communication, their relationship to human needs in communication
Читать PDF
112.10 кб

К вопросу о функциональном анализе психологического барьера

Осипова Алла Анатольевна
В статье рассматриваются функции психологического барьера, рассматриваемые в рамках различных отечественных и зарубежных психологических школ.
Читать PDF
157.63 кб

Структурно-функциональный анализ социальных сетей Интернета

Машкина А.В.
На основе структурно-функционального подхода был проведен анализ основных функций социальных сетей Интернета. Выявлена структура и ценностно-нормативная система участников сетевой коммуникации.
Читать PDF
719.94 кб

Системно-функциональный анализ рекламы в современном обществе

Ефанова Анна Игоревна
В статье проводится системно-функциональный анализ рекламы в условиях современной социальной реальности.
Читать PDF
116.43 кб

Анализ процесса письма с позиции теории функциональных систем

Иншакова Ольга Борисовна
В данной статье осуществляется попытка адаптации сложных психофизиологических понятий для проведения педагогического анализа процесса письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы с позиций теории функциональных си

Похожие термины:

  • СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

    вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом н