ФРЕЙМ
ФРЕЙМ
см. Семантические сети.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Фрейм
Frame). Контекст, среда, метауровень, способ восприятия чего-то (как в фрейме результата, фрейме «как если бы», фрейме возвращения и т. д.).
Фрейм
1. в теории искусственного интеллекта М. Мински – набор фиксированных элементов, которые определяют «рамки» ситуации. Например, фрейм комнаты образуют стены, пол, потолок, двери и окна; 2. в социальной психологии – основные принципы, которые определяют способы, какими люди входят в социальные ситуации и их переживают (Бейтсон, Гоффман); 3. универсальный носитель информации в ЭВМ, при заполнении способный описывать факт, событие, процесс.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ФРЕЙМ
1. В области исследований искусственного интеллекта-система фиксированных элементов, которые определяют («формируют») ситуацию. Например, элементами Ф., называемыми «комнатой», будут стены, потолок, пол, двери, окна и т. п. 2. В социальной психологии термин Ф. употребляется в близком к указанному выше значении слова. Здесь также любая социальная ситуация может быть «определена» в соответствии с базисными приципами, влияющими и контролирующими способы, посредством которых люди вовлекаются в эту ситуацию, воспринимают и переживают ее. Соответствующие «определения» также называются Ф. См. интеллект искусственный, психология социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ФРЕЙМ
В теории искусственного интеллекта – набор фиксированных элементов, которые определяют ("рамки") ситуации. Например, элементами Фрейма комнаты могут быть стены, потолок, пол, дверные проемы и т.д. Это использование связано с работами американского теоретика Марвина Мински. 2. В социальной психологии этот термин используется подобным образом, но более свободно. Любая социальная ситуация может быть "определена" в соответствии с основными принципами, которые будут влиять на способы, которыми люди входят в эту ситуацию и переживают ее. Эти "определения" и являются фреймами. Обратите внимание, что этот термин используется здесь в основном для обозначения воспринимаемой и переживаемой организации, согласующейся с фреймом, в котором люди функционируют. Он не используется для обозначения какого-либо необходимого утверждения относительно объективной социальной действительности. Впервые в этом значении термин использовался Бейтсоном, но прежде всего связан с работами социолога Эрвина Гоффмана.
ФРЕЙМ
это дескрипция-комментарий какого-либо явления, феномена, фактора или же предметов-объектов, это и единица феномена-явления внутри макромоделей-структур, поскольку без учета фрейма-фреймов нельзя совокупно-целостно классифицировать-опознавать-дескриптировать объект-предмет и их свойства-предикаты-корреляции: это и парадигма с кот. сличаются-аналогизируются голограммы-изображения, кот. должны быть соотнесены к той или иной категории-кластеру; по мнению некот. иссл., субъект дискурсосмысливает-осознает визуально-оптические Ф., вербально-семантические Ф., рефлексивно-ментальные Ф., онтологическо-сюжетные Ф. и др. Ф., кот. должны изучаться-исследоваться в социальной психологии, в психологии восприятия, в эргономике, теории распознавания образов-эйдетических моделей и при других феноменах связанных-имплицированных с моделированием-тектонизацией искусственного интеллекта на ЭВМ, что по мнению иссл. будет способствовать эффективно-редуцированному программированию идеальных эйдетикообразов-объектов-предметов для рационально-эмпирической редукции-упрощения налично-конкретной реальности.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ФРЕЙМ
1. Минимальное описание некоего явления, факта или объекта, обладающее свойством целостности: удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление перестает правильно опознаваться (классифицироваться).
2. Эталон, с коим сравниваются изображения, подлежащие классификации - фрейм-классификатор.
Создатель теории фреймов - американский ученый в области интеллекта искусственного М. Минский. По его мнению, процессы мышления базируются на хранящихся в памяти многочисленных структурах данных - фреймов, с помощью коих человек:
1) осознает образы зрительные - фреймы восприятия визуального;
2) понимает слова - фреймы семантические;
3) понимает рассуждения, действия - фреймы-сценарии;
4) понимает повествования - фреймы-рассказы.
Фрейм - это "идеальный" образ реального предмета или явления, удобное упрощение действительности. Его можно представить как сеть, состоящую из узлов и связей между ними. В конкретной социально-психологической ситуации узлы могут представлять собой отдельных людей или группы, а связи могут характеризовать те или иные отношения либо воздействия. С помощью фреймов описывается поведение людей, характеризуются отдельные поступки и пр. Группа фреймов может объединяться в систему. Результаты характерных действий отражаются с помощью трансформации между фреймами системы.
Фреймы применяются в психологии социальной, психологии восприятия, теории распознания образов, при создании интеллекта искусственного, в программировании.
2. Эталон, с коим сравниваются изображения, подлежащие классификации - фрейм-классификатор.
Создатель теории фреймов - американский ученый в области интеллекта искусственного М. Минский. По его мнению, процессы мышления базируются на хранящихся в памяти многочисленных структурах данных - фреймов, с помощью коих человек:
1) осознает образы зрительные - фреймы восприятия визуального;
2) понимает слова - фреймы семантические;
3) понимает рассуждения, действия - фреймы-сценарии;
4) понимает повествования - фреймы-рассказы.
Фрейм - это "идеальный" образ реального предмета или явления, удобное упрощение действительности. Его можно представить как сеть, состоящую из узлов и связей между ними. В конкретной социально-психологической ситуации узлы могут представлять собой отдельных людей или группы, а связи могут характеризовать те или иные отношения либо воздействия. С помощью фреймов описывается поведение людей, характеризуются отдельные поступки и пр. Группа фреймов может объединяться в систему. Результаты характерных действий отражаются с помощью трансформации между фреймами системы.
Фреймы применяются в психологии социальной, психологии восприятия, теории распознания образов, при создании интеллекта искусственного, в программировании.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ФРЕЙМ
от англ. frame — рама, скелет) — иерархически упорядоченная структура минимально необходимых данных для описания стереотипных ситуаций для данного класса объектов. Понятие введено Р. Минским (США) для структурного представления знаний посредством специальных описаний — Ф. Графически Ф..имеет вид сети, нетерминальные (не концевые) вершины которой представляют общие сведения, всегда справедливые для рассматриваемого класса объектов (ситуаций), а терминальные вершины заполняются конкретными, частными сведениями об описываемом объекте или ситуации. В инженерно-психологических исследованиях Ф. используются как средство, позволяющее давать структурное описание поступка. Более конкретно Ф. используются для описания ошибочных действий операторов с целью их анализа и классификации посредством ЭВМ, для создания баз данных об этих ошибках и для разработки экспертных систем, облегчающих диагностирование причин отдельных ошибок операторов. Данный подход реализован в действующей автоматизированной системе анализа управляющих действий (АСАУД). Анализ ошибок в ней осуществляется специально подготовленными экспертами, а АСАУД является средством повышения эффективности их труда. Поэтому данный подход заключается в автоматизированном (а не в автоматическом) анализе ошибок управления и предлагает активное участие экспертов не только в сборе и вводе в ЭВМ необходимой информации, но и в ее обсуждении на последующих этапах анализа вплоть до интерпретации ее машинной обработки и разработки путей предупреждения повторного появления подобных ошибок (А. М. Емельянов).
ФРЕЙМ
frame) – термин, широко распространенный не только в исследованиях ИИ, но и в социологии, психологии и лингвистике. В самом общем виде фрейм – это способ организации представлений, хранимых в памяти. Он соответствует таким понятиям, как схема в когнитивной психологии, ассоциативные связи, семантическое поле. «Фрейм» также фигурирует как общее родовое обозначение набора понятий типа: схема, сценарий, когнитивная модель. В социологической концепции Э.Гоффмана (где понимание термина берется у психолога Г.Бейтсона) фрейм ассоциирован с английским словом frame-work (каркас) и указывает на «аналитические леса» - подпорки, с помощью которых мы постигаем свой собственный опыт. В этой концепции, лежащей далеко за пределами искусственного интеллекта, фреймы подчинены организующим принципам, «генерирующим» те или иные события, среди них, социальные события. Эти же принципы регулируют и наше субъективное участие в событиях. Фрейм – это единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия и содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия. Фрейм конкретизирует, что в данной культуре характерно и типично, а что - нет. Особенно важно это по отношению к определенным эпизодам социального взаимодействия - поход в кино, поездка на поезде - и вообще по отношению к рутинным эпизодам. Фреймы организуют наше понимание мира в целом, а тем самым и обыденное поведение (скажем, когда мы платим за дорогу или покупаем билет привычным для нас образом). Фрейм при таком подходе - структура данных для представления стереотипной ситуации (типа: нахождение в комнате, ритуал детского дня рождения). Фрейм повествования - скелетные формы типичных рассказов, объяснений и доказательств, позволяющие слушающему сконструировать полный тематический фрейм. Такой фрейм содержит конвенции о том, как может меняться фокус внимания, о главных действующих лицах, о формах сюжета, о развитии действия и т.п. С каждым фреймом связано несколько видов информации: об его использовании и о том, что следует ожидать затем, что делать, если ожидания не подтвердятся. Термин «сценарий» близок к термину «фрейм». Сценарий вырабатывается в результате интерпретации текста, когда ключевые слова и идеи текста создают тематические («сценарные») структуры, извлекаемые из памяти на основе стандартных, стереотипных значений.
Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997