ФРЕЙДИЗМ
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно обьяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Специфика. Основан на понятии либидо и предполагает применение психоаналитического процесса. Главным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Научная доктрина, объясняющая поведение человека действием инстинктов и бессознательных сексуальных влечений. Идеи Ф. получили развитие в трудах К. Юнга, А. Адлера и др. Ф. послужил источником целого ряда новых направлений в науке (неофрейдизм, фрейдомарксизм, постфрейдизм). См. также Вытеснение; Инцест; Комплекс Эдипа; Комплекс Электры; Либидо; Оно (1); Пансексуализм; Сублимация; Эго.
«Молодой человек, увлекающийся фрейдизмом; он даже уроки немецкого языка здесь брал у Тептелкина, чтобы читать Фрейда в подлиннике.» К. Вагинов. Козлиная песнь.
Фрейдисты – сторонники или последователи Ф.
«Он был правоверный фрейдист. В каждом поступке ребенка и взрослого он видел сексуальное.» М. Зощенко. Перед восходом солнца.
Фрейдистский (-ая; -ое) (фрейдовский) – присущий или свойственный Ф.
«Вот я сейчас в тебя дыроколом кину! – Дырокол… дыра, кол… возникают фрейдистские ассоциации! – Только у тебя и возникают!» Г. Садулаев. Таблетка.
Фрейдистские оговорки (Фрейдовские оговорки; оговорки по Фрейду) – пропуски, ошибки, обмолвки и др. непроизвольные действия в письменной и устной речи, которые отражают наличие беспокойства или бессознательных мотивов поведения. На значение подобного рода оговорок впервые указано в книге З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (1901).
«Промелькнула фрейдистская оговорка, удостоверяющая: наш герой не по немецким тылам шастал, а всего-навсего кашеваром был!» А. Азольский. Диверсант.
Источник: Словарь доктора либидо
Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из след. инстанций: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (SupeF-Ego). Оно содержит биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх-Я - "цензорным" компонентом личности (см. Цензура). Сверх-Я складывается из интерна-лизированных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей.
Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты (см. Защита психологическая): вытеснения, проекции, регрессии, сублимации и др. При недостаточности мер защиты возникает невроз, в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю против, пола (комплекс Эдипа или Электры).
Разнообразные невротические симптомы - символические формы этих вытесненных или недостаточно сублимированных инфантильных сексуальных влечений. Теория лечения неврозов (см. Психоанализ) предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоциональному контакту врача и пациента - "перенесению" (трансфер). Травма-тогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом, но в ослабленной форме, доступной для рационального анализа. Цель психоаналитической терапии - переключение влечения с инфантильно неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.
В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон) пытались преодолеть пан-сексуалистическую тенденцию Ф. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги - "коренная тревога" и стремление к ее преодолению (Хорни); "межличностное поле" (Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества - "бегство от свободы" (Фромм). Однако все эти разнородные механизмы "социальной" детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется антагонизм между личностью и ее социальным окружение.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
З. Фрейд утверждал, что поведение людей формируют не всегда сознаваемые ими психические силы. Человек с самого раннего детства подавляет в себе множество различных влечений и желаний. Однако, сами эти влечения и желания никогда полностью не исчезают, продолжают влиять на развитие личности и поведение человека вплоть до глубокой старости. Особое внимание З. Фрейд уделял половым, сексуальным желаниям и фантазиям, в частности, изучал их в связи с объяснением, толкованием снов.
З. Фрейд выделял 3 формирующие человека и его поступки субстанции, 3 составляющих личности: а) "эго" ("я"), сознание, отвечающее за информацию об окружающем мире и состоянии тела, б) "ид" (или "оно") - область психических глубин, бессознательных, слепых инстинктов, в) "супер-эго" ("сверх-я"), сфера принимаемых личностью и участвующих в ее жизнедеятельности нравственных норм и принятых в данном обществе моральных установок. "Эго" при этом частично контролирует область "ид", но целиком управлять бессознательными инстинктами и стремлениями не может.
Зато, опираясь еще и на "супер-эго", человек, его "я", в состоянии подавлять инстинкты. В результате постоянного подавления бессознательных влечений и желаний (не только сексуальных) сознанием и общественными морально-нравственными ограничениями у людей могут развиваться психозы, невротическое поведение. Другое проявление этих влечений и желаний - оговорки и сновидения. Психоанализ, собственно, как метод поиска и устранения разладов в психике людей построен на поиске тех причин, тех впечатлений раннего детства, периода полового созревания, подавленных желаний и реакций, которые продолжают "донимать" личность в ее взрослой жизни.
Маркетингу и рекламе особенно важно фрейдистское понятие сублимации. Сублимация - это вытеснение, замена подавленных желаний другими, доступными человеку действиями, вещами. Многие покупки делаются в результате сублимации, возникает тяга к определенным товарам, алкоголю и т. д. Напр., курение у мужчин Ф. объясняет заменой детской привычки сосать палец. Парфюмерные флаконы и некоторые другие товары для женщин должны, по мнению маркетологов фрейдистской ориентации, обязательно иметь намек на фаллос. С фаллосом связывают и "столбики", демонстрирующие рейтинг кандидатов в СМИ в предвыборной борьбе. На этих диаграммах женской аудитории демонстрируют несколько рейтинговых "столбиков", приписывая рядом количество будущих, прогнозируемых голосов (47%, 12%, 2,4% и т. д.). "Столбики" ассоциируются с мужским достоинством кандидата, определяющим как бы и все остальные его возможности. Естественно, что на предвыборных агитационных картинках самый высокий, большой и длинный "столбик" - у продвигаемого, рекламируемого кандидата. В этой сфере политической рекламы встречаются и проколы. Так, в 2001 г. на президентских выборах в Белоруссии соперник А. Лукашенко кандидат В. Гончарик, выступавший с лозунгом "Выбери единого", украшал свои предвыборные встречи с журналистами и избирателями, как отмечала пресса, "какими-то странными воздушными шарами, продолговатыми как колбаса и загибающимися книзу". Подобный антураж ассоциировался у аудитории с импотенцией, малой силой кандидата на власть.
Классическое фрейдистское маркетинговое исследование проводилось в США: выясняли причины резкого падения спроса на чернослив. Опросы выявили, что чернослив потребителям не нравится, поскольку он почерневший и сморщенный, напоминает стариков. Оформление и рекламное предложение продукта были изменены с учетом этого обстоятельства.
Современный психоанализ является коммерческой индустрией, хотя не может в России составить конкуренцию "магам", "ясновидящим", "астрологам" и "колдунам", уверенно занявшим нишу безмедикаментозного лечения психических проблем наших сограждан. Достижения Ф. должны учитываться в практике рекламирования, в маркетинговых коммуникациях, особенно при предварительном тестировании дизайна товаров и креативных средств рекламы.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Иногда термин применяется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции - синонимично психоанализу, в широком и узком смысле.
Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности - в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических.
Самые существенные сферы фрейдизма - теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества.
Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов (-> психогения), он возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих - либидо, влечение сексуальное) и потребностью выжить во враждебной среде социальной. Запреты со стороны последней создают "цензуру" сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях в виде симптомов невротических, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр.
Процессы и явления психические рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.
Топическое рассмотрение означает схематическое "пространственное" представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного.
Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также - с позиции переходов из одной подсистемы в другую.
Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения - в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно - средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего - от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.
Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу - трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.
Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:
1) проблему мотивации бессознательной:
2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;
3) проблему механизмов защитных психики;
4) проблему роли сексуального фактора;
5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;
6) проблему сложного строения личности;
7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
В трактовке этих проблем он отстаивал положения:
1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;
2) о всесилии либидо - пансексуализм;
3) об антагонизме сознания и бессознательного.
Эти положения вызвали критику со стороны многих школ психологических.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Импульсом к глубокому изучению неосознаваемых причин психических явлений послужило присутствие Фрейда на одном из сеансов гипноза, где его заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, хотя сам не знает, почему так поступает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность — иногда путем длительных распросов — привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Благодаря этому случаю и другим подобным фактам Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области — сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком; предсознания — скрытые, или латентные, знания, которыми человек располагает, но отсутствующие в данный момент. Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое заключается в том, что ее содержание не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на поведение человека. Эта сфера действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно существует уже у младенца, но из-за множества социальных запретов такого рода переживания вытесняются из сознания в сферу бессознательного. Именно они несут большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку оно оказывает сопротивление. Тем не менее эти влечения периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного — сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для их исследования в рамках психоанализа были разработаны способы изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидения. Первый предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов, в которых психоаналитик должен найти закономерность и сделать соответствующее заключение о причинах возникшего состояния. В качестве одного из вариантов данного метода используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагается быстро и не задумываясь называть слова в ответ на произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями. Аналогично осуществляется анализ снов.
Особое внимание Фрейдом уделялось невротическим симптомам. Согласно его представлениям, это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для избавления от невротических симптомов Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
В качестве одной из основных причин появления невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов — продолжение рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Однако подавленное сексуальное влечение не всегда обусловливает негативное состояние или поведение человека. Существуют и другие причины, не связанные с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ним Фрейд относил забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки и т. п. Это объяснялось как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.
Следует отметить, что основная критика учения 3. Фрейда, в том числе и со стороны его сторонников, касается преувеличения роли сексуального влечения в жизни человека.
Литература
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.
В стремлении к созданию универсальных психоаналитических концепций Фрейд расширил клинический материал, полученный в ходе психоаналитической терапии пациентов с неврозами, изучением истории человечества и его культурного наследия, стремясь в мифах, обычаях, исторических событиях, памятниках литературы и искусства найти подтверждение основных положений психоанализа. Выводы, сделанные из клинической работы с больными неврозами, Фрейд распространил на социальные, исторические и культурные процессы общества, проводя параллель между индивидуальным развитием невротической личности и социально-психологическими закономерностями развития общества.
Основополагающую роль в формировании Ф. сыграла работа Фрейда "Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии" (1913). В ней он дал психоаналитическую интерпретацию проблемы возникновения запретов (табу) и тотемистической религии, рассмотрел вопрос о появлении морали и религии, переходе от доисторического стада к человеческому обществу, одновременно пытался исторически обосновать одно из центральных понятий психоанализа - эдипов комплекс. В дальнейшем в работах "Будущее одной иллюзии" (1927) и "Моисей и монотеизм" (1939) он проводит аналогии между индивидуально-психологическим развитием больного неврозом и стадиями развития человеческого общества. С точки зрения Фрейда, в тотемистической религии находит отражение эдипов комплекс, тотем является символом-заместителем убитого и съеденного праотца, вина за убийство которого сохраняется в бессознательном. Из тотемизма Фрейд выводил все религии, прежде всего иудаизм и христианство. Он выдвинул 2 концепции понимания религии. Первая изложена в работе "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907), где он определил невроз как "индивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний". Фрейд понимал религию как психологический защитный механизм, обеспечивающий трансформацию бессознательных влечений в различные формы религиозных верований и обрядов. Перевод бессознательных влечений в социально приемлемую форму с отсроченностью удовлетворения желаний снижает силу внутриличностного конфликта. Вторую версию возникновения религии Фрейд представил в работе "Будущее одной иллюзии" (1927), в основе которой - взгляд о беспомощности человека перед силами природы. В стремлении снизить тревогу перед непонятным человек пытается одушевить природу, "очеловечить" ее. Религиозные обряды поклонения, жертвоприношения направлены на компенсацию его слабости. Понимая религиозные учения как невротическое наследие, Фрейд считал, что психоаналитическая процедура дает возможность устранить религиозные представления из сознания человека.
Первая попытка создания "исторического психоанализа" относится к совместной работе Фрейда (Буллит (Bullitt W.)), в которой он применил метод анализа бессознательного на примере президента США В. Вильсона. Стремясь описать психоаналитическую картину истории, он опирался на гипотезы Ч. Дарвина о примитивной человеческой орде, управляемой жестоким отцом, Р. Смита - о возникновении тотемизма. Основываясь на опыте работы с детскими неврозами страха, Фрейд объяснял процесс становления психической жизни примитивного человека, образование табу, возникновение анимизма и тотемизма. Вслед за Фрейдом его ученики широко использовали практику психоаналитических трактовок биографии выдающихся личностей, мифов и сказок.
Абрахам (Abracham K.) и Ранк (Rank О.) проанализировали мифы о Прометее, Одиссее, Изиде и Озирисе; Штекель (Stekel W.) с психоаналитических позиций рассмотрел жизнь Христа, описал личность Дон Жуана, Казановы, Мессалины; Джонс (Jones E.) исследовал личность Луи Бонапарта; Закс (Sacks H.) и Ранк провели психографический анализ ряда выдающихся философов, в том числе Платона, Спинозы, Декарта, Канта, Спенсера.
Возникновение культуры и готовность к творчеству понимались Фрейдом как проявление сублимации первоначально сексуальных стремлений, что он и изложил в работе ""Культурная" сексуальная мораль и современная нервозность" (1908). С помощью понятия "сублимация" (процесс, ведущий к разрядке энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения) Фрейд пытался вывести высшие психические функции из низших, объяснить, не отказываясь от пансексуализма, такие явления, как художественное творчество, научная деятельность, философское познание истины. Психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с механизмом преобразования внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов в художественное творчество. Сублимация рассмотрена Фрейдом как основной путь разрешения психических конфликтов, которые могут привести к неврозу. В процессе творческой деятельности происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию принципов "реальности" и "удовольствия" путем вытеснения из сознания социально неприемлемых импульсов. Фрейд отталкивался от идеи эдипова комплекса, в котором исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства". Исходя из этого, он пытался через психоаналитическое прочтение раскрыть содержание художественных произведений: "Короля Лира", "Гамлета", "Ричарда III", "Макбета" В. Шекспира, "Росмерсхольма" Г. Ибсена, "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Фрейд назвал Гамлета "всемирно известным невротиком" и пытался раскрыть его внутренний мир под углом зрения эдипова комплекса и болезненных нарушений психики; он проанализировал творчество и жизнь Леонардо да Винчи (1912). По мнению Фрейда, культура призвана способствовать ослаблению агрессивных человеческих инстинктов. Когда ей это удается, агрессия может стать частью внутреннего мира человека и ведет к неврозу. Возникает проблема "коллективных неврозов". Фрейд видел в психоанализе средство лечения социальных болезней общества, мечтал иметь "в качестве пациента весь род людской".
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000