ФРЕЙДИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ФРЕЙДИЗМ
учение Фрейда Зигмунда, включающее в себя теорию бессознательного и определение его роли в управлении психикой и поведением человека.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ФРЕЙДИЗМ
общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Фрейдизм
Общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе учения З. Фрейда о психоанализе и работающих над созданием единой психотерапевтической концепции.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

фрейдизм

общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно обьяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Фрейдизм
Теория, трактующая психику человека как сферу господства влечений главным образом сексуального характера, направленных на достижение целей, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей. Эти влечения, маскируясь, проникают в подсознание и могут угрожать единству «Я». Они определяют формирование личности, ее отношение к окружающим, социальное поведение. Неудовлетворение влечений и возникающих под их влиянием потребностей может обусловить развитие невротических расстройств и эмоциогенных психозов. Основным методом выявления причин таких заболеваний и разработки лечения, по мнению Фрейда, является психоанализ (см.). Основатель учения – австрийский психолог S. Freud (1856–1939).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Фрейдизм
Категория. Психологическое направление, разработанное З.Фрейдом.
Специфика. Основан на понятии либидо и предполагает применение психоаналитического процесса. Главным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ФРЕЙДИЗМ
учение всемирно известного австрийского психиатра и психолога З. Фрейда. Ф. включает: 1. Теорию бессознательного, определение его роли в жизни и поведении человека. 2. Теорию, объясняющую психическое развитие человека конфликтом между бессознательным (Эго) и сверхсознанием (Супер-Эго). 3. Теорию, объясняющую проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, на основе динамики бессознательного. 4. Теорию, предлагающую концепцию происхождения и лечения нервных и душевных заболеваний при помощи психоаналитических методов, а также ряд других частных теорий, созданных З. Фрейдом или его учениками и последователями. Ф.-одно из учений ХХ в., наиболее популярное в США и в ряде других стран мира, ориентированных на психологию США. В России и в некоторых других европейских странах к нему относятся критически. Это особенно касается ортодоксальных взглядов самого З. Фрейда на роль сексуального инстинкта в управлении психологией и поведением современного человека. См. бессознательное, защитные механизмы, Ид, неофрейдизм, психоанализ, развития психосексуального стадии, толкование сновидений, Супер-Эго, Эго.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Фрейдизм
(Freudismus) (по имени Freud S.). Общее название направлений современной науки (психиатрии, психилогии, социологии, антропологии, истории, литературы и др.), пытающихся объяснить явления психики и общественной жизни с помощью учения Фрейда. См. Фрейда, учение. Созданная Фрейдом психоаналитическая теория применяется для понимания психосоматических, социально-психологических и исторических процессов, религиозных и философских представлений, художественного творчества и т. д. В стремлении к созданию универсальных психоаналитических концепций Фрейд расширил клинический материал, полученный в ходе психоаналитической терапии пациентов с неврозами, изучением истории человечества и его культурного наследия, стремясь в мифах, обычаях, исторических событиях, памятниках литературы и искусства найти подтверждение основным положениям психоанализа. Выводы, сделанные из клинической работы с больными неврозами, Фрейд распространил на социальные, исторические и культурные процессы общества, проводя параллель между индивидуальным развитием невротической личности и социально-психологическими закономерностями развития общества.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ФРЕЙДИЗМ
/англ. Freudism; Freudianism/, совокупность философских, социальных, психологических, культурологических и др. подходов, сформировавшаяся на основе психоанализа Зигмунда Фрейда (1856–1939).
Научная доктрина, объясняющая поведение человека действием инстинктов и бессознательных сексуальных влечений. Идеи Ф. получили развитие в трудах К. Юнга, А. Адлера и др. Ф. послужил источником целого ряда новых направлений в науке (неофрейдизм, фрейдомарксизм, постфрейдизм). См. также Вытеснение; Инцест; Комплекс Эдипа; Комплекс Электры; Либидо; Оно (1); Пансексуализм; Сублимация; Эго.
«Молодой человек, увлекающийся фрейдизмом; он даже уроки немецкого языка здесь брал у Тептелкина, чтобы читать Фрейда в подлиннике.» К. Вагинов. Козлиная песнь.
Фрейдисты – сторонники или последователи Ф.
«Он был правоверный фрейдист. В каждом поступке ребенка и взрослого он видел сексуальное.» М. Зощенко. Перед восходом солнца.
Фрейдистский (-ая; -ое) (фрейдовский) – присущий или свойственный Ф.
«Вот я сейчас в тебя дыроколом кину! – Дырокол… дыра, кол… возникают фрейдистские ассоциации! – Только у тебя и возникают!» Г. Садулаев. Таблетка.
Фрейдистские оговорки (Фрейдовские оговорки; оговорки по Фрейду) – пропуски, ошибки, обмолвки и др. непроизвольные действия в письменной и устной речи, которые отражают наличие беспокойства или бессознательных мотивов поведения. На значение подобного рода оговорок впервые указано в книге З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (1901).
«Промелькнула фрейдистская оговорка, удостоверяющая: наш герой не по немецким тылам шастал, а всего-навсего кашеваром был!» А. Азольский. Диверсант.

Источник: Словарь доктора либидо

ФРЕЙДИЗМ
англ. Freudianism) - психологическое и философское учение о личности человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра 3. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Т. к. удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними м. б. как простейшие действия, оговорки, так и произведения человеческой культуры, искусства.
Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из след. инстанций: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (SupeF-Ego). Оно содержит биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх-Я - "цензорным" компонентом личности (см. Цензура). Сверх-Я складывается из интерна-лизированных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей.
Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты (см. Защита психологическая): вытеснения, проекции, регрессии, сублимации и др. При недостаточности мер защиты возникает невроз, в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю против, пола (комплекс Эдипа или Электры).
Разнообразные невротические симптомы - символические формы этих вытесненных или недостаточно сублимированных инфантильных сексуальных влечений. Теория лечения неврозов (см. Психоанализ) предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоциональному контакту врача и пациента - "перенесению" (трансфер). Травма-тогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом, но в ослабленной форме, доступной для рационального анализа. Цель психоаналитической терапии - переключение влечения с инфантильно неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.
В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон) пытались преодолеть пан-сексуалистическую тенденцию Ф. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги - "коренная тревога" и стремление к ее преодолению (Хорни); "межличностное поле" (Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества - "бегство от свободы" (Фромм). Однако все эти разнородные механизмы "социальной" детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется антагонизм между личностью и ее социальным окружение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ФРЕЙДИЗМ
учение немецкого психиатра З. Фрейда, лежащее в основе современного психоанализа и оказавшее серьезное влияние на западную психологию и социологию XX в. и ряд смежных наук.
З. Фрейд утверждал, что поведение людей формируют не всегда сознаваемые ими психические силы. Человек с самого раннего детства подавляет в себе множество различных влечений и желаний. Однако, сами эти влечения и желания никогда полностью не исчезают, продолжают влиять на развитие личности и поведение человека вплоть до глубокой старости. Особое внимание З. Фрейд уделял половым, сексуальным желаниям и фантазиям, в частности, изучал их в связи с объяснением, толкованием снов.
З. Фрейд выделял 3 формирующие человека и его поступки субстанции, 3 составляющих личности: а) "эго" ("я"), сознание, отвечающее за информацию об окружающем мире и состоянии тела, б) "ид" (или "оно") - область психических глубин, бессознательных, слепых инстинктов, в) "супер-эго" ("сверх-я"), сфера принимаемых личностью и участвующих в ее жизнедеятельности нравственных норм и принятых в данном обществе моральных установок. "Эго" при этом частично контролирует область "ид", но целиком управлять бессознательными инстинктами и стремлениями не может.
Зато, опираясь еще и на "супер-эго", человек, его "я", в состоянии подавлять инстинкты. В результате постоянного подавления бессознательных влечений и желаний (не только сексуальных) сознанием и общественными морально-нравственными ограничениями у людей могут развиваться психозы, невротическое поведение. Другое проявление этих влечений и желаний - оговорки и сновидения. Психоанализ, собственно, как метод поиска и устранения разладов в психике людей построен на поиске тех причин, тех впечатлений раннего детства, периода полового созревания, подавленных желаний и реакций, которые продолжают "донимать" личность в ее взрослой жизни.
Маркетингу и рекламе особенно важно фрейдистское понятие сублимации. Сублимация - это вытеснение, замена подавленных желаний другими, доступными человеку действиями, вещами. Многие покупки делаются в результате сублимации, возникает тяга к определенным товарам, алкоголю и т. д. Напр., курение у мужчин Ф. объясняет заменой детской привычки сосать палец. Парфюмерные флаконы и некоторые другие товары для женщин должны, по мнению маркетологов фрейдистской ориентации, обязательно иметь намек на фаллос. С фаллосом связывают и "столбики", демонстрирующие рейтинг кандидатов в СМИ в предвыборной борьбе. На этих диаграммах женской аудитории демонстрируют несколько рейтинговых "столбиков", приписывая рядом количество будущих, прогнозируемых голосов (47%, 12%, 2,4% и т. д.). "Столбики" ассоциируются с мужским достоинством кандидата, определяющим как бы и все остальные его возможности. Естественно, что на предвыборных агитационных картинках самый высокий, большой и длинный "столбик" - у продвигаемого, рекламируемого кандидата. В этой сфере политической рекламы встречаются и проколы. Так, в 2001 г. на президентских выборах в Белоруссии соперник А. Лукашенко кандидат В. Гончарик, выступавший с лозунгом "Выбери единого", украшал свои предвыборные встречи с журналистами и избирателями, как отмечала пресса, "какими-то странными воздушными шарами, продолговатыми как колбаса и загибающимися книзу". Подобный антураж ассоциировался у аудитории с импотенцией, малой силой кандидата на власть.
Классическое фрейдистское маркетинговое исследование проводилось в США: выясняли причины резкого падения спроса на чернослив. Опросы выявили, что чернослив потребителям не нравится, поскольку он почерневший и сморщенный, напоминает стариков. Оформление и рекламное предложение продукта были изменены с учетом этого обстоятельства.
Современный психоанализ является коммерческой индустрией, хотя не может в России составить конкуренцию "магам", "ясновидящим", "астрологам" и "колдунам", уверенно занявшим нишу безмедикаментозного лечения психических проблем наших сограждан. Достижения Ф. должны учитываться в практике рекламирования, в маркетинговых коммуникациях, особенно при предварительном тестировании дизайна товаров и креативных средств рекламы.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Фрейдизм
названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое "бессознательное". Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид - средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод "свободных ассоциаций" и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в "обезвреженной" форме. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пансексуализм), антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Ф., по существу, мистифицировал ее.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ФРЕЙДИЗМ
философско-психологическое учение австрийского психолога З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Основано на комплексе психоаналитических идей и их развитии. Процедура излечения состояний невротических заключается в доведении до сознания клиента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
Иногда термин применяется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции - синонимично психоанализу, в широком и узком смысле.
Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности - в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических.
Самые существенные сферы фрейдизма - теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества.
Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов (-> психогения), он возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих - либидо, влечение сексуальное) и потребностью выжить во враждебной среде социальной. Запреты со стороны последней создают "цензуру" сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях в виде симптомов невротических, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр.
Процессы и явления психические рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.
Топическое рассмотрение означает схематическое "пространственное" представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного.
Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также - с позиции переходов из одной подсистемы в другую.
Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения - в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно - средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего - от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.
Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу - трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.
Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:
1) проблему мотивации бессознательной:
2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;
3) проблему механизмов защитных психики;
4) проблему роли сексуального фактора;
5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;
6) проблему сложного строения личности;
7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
В трактовке этих проблем он отстаивал положения:
1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;
2) о всесилии либидо - пансексуализм;
3) об антагонизме сознания и бессознательного.
Эти положения вызвали критику со стороны многих школ психологических.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ФРЕЙДИЗМ
Использование созданной Фрейдом (Freud S.) психоаналитической теории для понимания психосоматических, социально-психологических и исторических процессов, религиозных и философских представлений, художественного творчества и т. д.
В стремлении к созданию универсальных психоаналитических концепций Фрейд расширил клинический материал, полученный в ходе психоаналитической терапии пациентов с неврозами, изучением истории человечества и его культурного наследия, стремясь в мифах, обычаях, исторических событиях, памятниках литературы и искусства найти подтверждение основных положений психоанализа. Выводы, сделанные из клинической работы с больными неврозами, Фрейд распространил на социальные, исторические и культурные процессы общества, проводя параллель между индивидуальным развитием невротической личности и социально-психологическими закономерностями развития общества.
Основополагающую роль в формировании Ф. сыграла работа Фрейда "Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии" (1913). В ней он дал психоаналитическую интерпретацию проблемы возникновения запретов (табу) и тотемистической религии, рассмотрел вопрос о появлении морали и религии, переходе от доисторического стада к человеческому обществу, одновременно пытался исторически обосновать одно из центральных понятий психоанализа - эдипов комплекс. В дальнейшем в работах "Будущее одной иллюзии" (1927) и "Моисей и монотеизм" (1939) он проводит аналогии между индивидуально-психологическим развитием больного неврозом и стадиями развития человеческого общества. С точки зрения Фрейда, в тотемистической религии находит отражение эдипов комплекс, тотем является символом-заместителем убитого и съеденного праотца, вина за убийство которого сохраняется в бессознательном. Из тотемизма Фрейд выводил все религии, прежде всего иудаизм и христианство. Он выдвинул 2 концепции понимания религии. Первая изложена в работе "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907), где он определил невроз как "индивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний". Фрейд понимал религию как психологический защитный механизм, обеспечивающий трансформацию бессознательных влечений в различные формы религиозных верований и обрядов. Перевод бессознательных влечений в социально приемлемую форму с отсроченностью удовлетворения желаний снижает силу внутриличностного конфликта. Вторую версию возникновения религии Фрейд представил в работе "Будущее одной иллюзии" (1927), в основе которой - взгляд о беспомощности человека перед силами природы. В стремлении снизить тревогу перед непонятным человек пытается одушевить природу, "очеловечить" ее. Религиозные обряды поклонения, жертвоприношения направлены на компенсацию его слабости. Понимая религиозные учения как невротическое наследие, Фрейд считал, что психоаналитическая процедура дает возможность устранить религиозные представления из сознания человека.
Первая попытка создания "исторического психоанализа" относится к совместной работе Фрейда (Буллит (Bullitt W.)), в которой он применил метод анализа бессознательного на примере президента США В. Вильсона. Стремясь описать психоаналитическую картину истории, он опирался на гипотезы Ч. Дарвина о примитивной человеческой орде, управляемой жестоким отцом, Р. Смита - о возникновении тотемизма. Основываясь на опыте работы с детскими неврозами страха, Фрейд объяснял процесс становления психической жизни примитивного человека, образование табу, возникновение анимизма и тотемизма. Вслед за Фрейдом его ученики широко использовали практику психоаналитических трактовок биографии выдающихся личностей, мифов и сказок.
Абрахам (Abracham K.) и Ранк (Rank О.) проанализировали мифы о Прометее, Одиссее, Изиде и Озирисе; Штекель (Stekel W.) с психоаналитических позиций рассмотрел жизнь Христа, описал личность Дон Жуана, Казановы, Мессалины; Джонс (Jones E.) исследовал личность Луи Бонапарта; Закс (Sacks H.) и Ранк провели психографический анализ ряда выдающихся философов, в том числе Платона, Спинозы, Декарта, Канта, Спенсера.
Возникновение культуры и готовность к творчеству понимались Фрейдом как проявление сублимации первоначально сексуальных стремлений, что он и изложил в работе ""Культурная" сексуальная мораль и современная нервозность" (1908). С помощью понятия "сублимация" (процесс, ведущий к разрядке энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения) Фрейд пытался вывести высшие психические функции из низших, объяснить, не отказываясь от пансексуализма, такие явления, как художественное творчество, научная деятельность, философское познание истины. Психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с механизмом преобразования внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов в художественное творчество. Сублимация рассмотрена Фрейдом как основной путь разрешения психических конфликтов, которые могут привести к неврозу. В процессе творческой деятельности происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию принципов "реальности" и "удовольствия" путем вытеснения из сознания социально неприемлемых импульсов. Фрейд отталкивался от идеи эдипова комплекса, в котором исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства". Исходя из этого, он пытался через психоаналитическое прочтение раскрыть содержание художественных произведений: "Короля Лира", "Гамлета", "Ричарда III", "Макбета" В. Шекспира, "Росмерсхольма" Г. Ибсена, "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Фрейд назвал Гамлета "всемирно известным невротиком" и пытался раскрыть его внутренний мир под углом зрения эдипова комплекса и болезненных нарушений психики; он проанализировал творчество и жизнь Леонардо да Винчи (1912). По мнению Фрейда, культура призвана способствовать ослаблению агрессивных человеческих инстинктов. Когда ей это удается, агрессия может стать частью внутреннего мира человека и ведет к неврозу. Возникает проблема "коллективных неврозов". Фрейд видел в психоанализе средство лечения социальных болезней общества, мечтал иметь "в качестве пациента весь род людской".

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения

Пинковский Виталий Иванович
Читать PDF

Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа

Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна, Мартынова Анна Игоревна
Дается описание концепции З. Фрейда, предложившего структурную теорию личности.
Читать PDF

Рассмотрение инфернальных аспектов доктрины фрейдизма в трудах религиозных и светских мыслителей. Ча

Ермаков В.А., Корецкая И.А.
В статье проведена историографическая реконструкция работ религиозных и светских мыслителей, изучавших инфернальные аспекты фрейдистского учения.
Читать PDF

Идеология как форма культуры: версия фрейдизма

Летягин Леонид Иванович
В статье рассматривается фрейдистское понимание идеологии как формы культуры, её основные функции как средства культурной «репрессии» и «освобождения», отличие идеологии от религии в осуществлении этого процесса.
Читать PDF

ВЛИЯНИЕ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА НА МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Гарькина Софья Германовна
В статье рассмотрены ключевые моменты образования и трансформации учения З. Фрейда. Проанализированы характерные особенности способов реализации социальных элементов неофрейдизма на практике.
Читать PDF

Психотерапия на перепутье: от фрейдизма к гуманитарной работе

Розин Вадим Маркович
На материале романа Ялома «Шопенгауэр как лекарство» обсуждаются проблемы эффективности психотерапии и предлагаются ответы на некоторые принципиальные вопросы: как психотерапевт осознает свою работу, всегда ли он действует в соотв

Похожие термины:

  • ЛИБИДО ВО ФРЕЙДИЗМЕ

    теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуал