Фрейдистский
Фрейдистский
Связанный с теориями Зигмунда Фрейда.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ФРЕЙДИСТСКИЙ
Freudian) - имеющий отношение или описываемый в работах Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.): данный термин применяется в основном к направлению психиатрии, которое основывается на его работах (см. Психоанализ).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ФРЕЙДИСТСКИЙ
в самом общем определении-связанный с учением и со взглядами З. Фрейда. То, что обычно называют Ф., отличается следующими особенностями: 1) сосредоточением внимания на бессознательном, особенно на его роли в мотивации поведения человека; 2) неизменной озабоченностью символическими аспектами психики и поведения; 3) подчеркиванием особой значимости биологических, а не социальных факторов, влияющих на поведение человека, особенно сексуальности и агрессивности; 4) убеждением в том, что опыт раннего детства оказывает существенное, предопределяющее (детерминирующее) влия ние на психологию и поведение человека в будущем; 5) приверженностью к психоаналитической психотерапевтической практике как средству изменения поведения, мышления и переживаний человека; 6) стремлением искать так называемые глубинные причины объяснения психики и поведения человека, сочетающимся с отказом видеть эти причины в актуальном сознании или в реальных условиях жизни человека. См. агрессивность, бессознательное, психоанализ, символ, фрейдизм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ФРЕЙДИСТСКИЙ
Имеющий отношение кточкам зрения, связанным с именем выдающегося венского невропатолога Зигмунда Фрейда (1856-1939). Многие детали конкретных терминов, понятий и принципов, сформулированных в рамках этого направления, рассматриваются в других статьях этого словаря; это эпонимическое прилагательное употребляется свободно по отношению к ним всем. Однако имеются конкретные центральные концепции, которые непосредственно характеризуют термин фрейдистский: (а) основное внимание уделяется бессознательному, особенно роли бессознательных процессов в мотивации поведения; (б) постоянная сосредоточенность на когнитивных и символических процессах; (в) выявление основных биологических источников человеческого поведения, особенно сексуального и агрессивного; (г) предположение, что ранние впечатления являются причинами более поздних проявлений в поведении; (д) склонность к глубокой интерпретации, тщательному исследованию всех уровней психики в поисках понимания и объяснения: (е) тщательная разработка методов психоаналитической терапии, как способов, ведущих к изменениям в поведении, мышлении и чувствах. Многие термины, которые приходят на ум большинству образованных людей, не специалистов, такие как ид, эго, суперэго, катексис, смещение, психосексуальная стадия и т.д., в действительности, сейчас больше не рассматриваются как представляющие непосредственно фрейдизм. Они стали такой важной частью различных аналитических или глубинных направлений психологии, что фрейдисты больше не имеют особых претензий на них. В действительности это понятие выражает (ж) всеобъемлющий интерес к наиболее глубинным конфликтам человеческого существования, муки познания человеческого существа со всей эволюционно предопределенной низостью, противостоящей нашей богатой способности к познанию трансцендентной мысли с выходом на символизм, религию и эстетику, и знание, полученное из этой мыслительной способности, что основное создание должно в конечном счете умереть.
Фрейдистский
имеющий отношение к точкам зрения, связанным с именем выдающегося венского невропатолога З.Фрейда (1856-1939). Многие детали конкретных понятий и принципов, сформулированных в рамках этого направления рассматриваются в других статьях настоящей книги. Но в обобщенном виде и более точно классическое психоаналитическое направление исследования, основанное З.Фрейдом, характеризуют, по мнению некоторых авторов, в данном случае А.Ребера (1995), следующие конкретные концепции: а) основное внимание уделяется бессознательному, особенно роли бессознательного в мотивации поведения; б) постоянная сосредоточенность исследований на когнитивных и символических процессах; в) выявление основных биологических источников человеческого поведения, особенно сексуального и агрессивного; г) предположение, что ранние впечатления являются причинами более поздних проявлений в поведении; д) склонность к глубокой интерпретации, тщательному исследованию всех уровней психики в поисках понимания и объяснения того или иного явления психического; е) тщательная разработка методов психоаналитической терапии как способов, призванных привести к существенным изменениям в поведении, эмоциях и мышлении; ж) всеобъемлющий интерес к наиболее глубинным конфликтам человеческого существования со всей эволюционно предопределенной «низостью» и в то же время исключительной способностью к познанию трансцендентной мысли с выходом на символизм, религию и эстетику. Некоторые из указанных концепций более напоминают декларации о высоких намерениях, которым, увы, не суждено было осуществиться. Во-первых, по мнению ряда исследователей, методология фрейдовской концепции имеет достаточно спорные основания: ретроспективные интерпретации свободных ассоциаций (на самом деле отнюдь не свободных, а направляемых аналитиком), на которых построены основные теоретические положения классической теории, в научном плане оказались, как и сами эти положения, абсолютно несостоятельными. В частности, непосредственные наблюдения над детьми не подтвердили существования у них основополагающих психосексуальных комплексов. Во-вторых, сам З.Фрейд был достаточно далек от психологии, клинической психиатрии, от психопатологии, отчего его теоретические схемы носят весьма умозрительный и ограниченный весьма узкими концептуальными рамками характер. Несколько странным или, во всяком случае, не получившим разъяснения, представляется то обстоятельство что З.Фрейд, будучи весьма профессиональным ных фактовневропатологом, в возрасте около 40 лет почему-то демонстративно дистанцировался от научной медицины. Клинические психиатры не прошли мимо подобных фактов –столь резкие изменения мировоззрения нуждаются в определенном разъяснении. В третьих, в том, что касается его системы психологии, то она может вызывать даже некоторое недоумение акцентом на сексуальности, но в особенности потому, что она целиком основана на изучении определенной категории психиатрических пациентов, в ней не содержится и попытки разграничить норму и патологию, отчего А.Маслоу, и не он один, с негодованием оценивает ее как «увечную психологию», унизительную для человека. Следует, повидимому, согласиться с тезисом о том, что психология и психопатология образуют некое единство, но мнение, согласно которому они тождественны, идентичны одна другой, целиком разделяют лишь аналитики и бихевиористы. Одна из главных задач в изучении челоека состоит, в сущности, именно в том, чтобы, по возможности, не потерять из виду разделяющую их границу, а не в том, чтобы еще более размывать ее и тем самым утратить всякое представление о том, где заканчивается индивидуальность и начинается психопатология. Теория З.Фрейда критикуется с разных позиций, но бесспорно, и в этом едва ли главная ее заслуга, что она послужила мощным импульсом к систематическому изучению внутреннего мира человека вместо того, чтобы описывать поверхностные проявления его психической деятельности. Кроме того, З.Фрейд буквально очаровал многих людей, в том числе и людей большого ума (в частности, Е.Блейлера) своей непреклонной убежденностью в том, что раскрытие тайны человеческой души психологии вполне по силам его направлению исследований, а также своим писательским совершенством.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012